Итоги работы прокуратуры за 11 месяцев прошлого года

Закончился 2002 год. Органы прокуратуры области в этот истекший период работали в новых, неординарных условиях.

Прежде всего, наполовину сменилось руководство прокуратуры. Ранее работавший прокурором Ивановской области, государственный советник юстиции 3 класса Гамзин Н. С. в сентябре 2002 года по предложению министерства назначен начальником управления Минюста Российской Федерации по Ивановской области.

Бывший заместитель прокурора области - начальник следственного управления Киселев Е.Н в июле 2002 года назначен с повышением прокурором самостоятельного субъекта Российской Федерации – Чукотского автономного округа.

Кроме того, все сотрудники органов прокуратуры, как и другие сотрудники правоохранительных органов, федеральные и мировые судьи включились в работу по правильному, единообразному применению норм новых федеральных законов.

Ведь с 1 февраля 2002 года вступил в силу и стал применяться на практике новый Трудовой кодекс Российской Федерации, с 1 марта 2002 года – третья часть Гражданского кодекса РФ, а с 1 июля 2002 года вступили в силу сразу два новых объемных федеральных закона – Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Здесь следует сказать, что уже после вступления в силу УПК и КоАП РФ в них за неполные полгода были внесены существенные изменения и дополнения.

Более того, с 1 сентября 2002 года – мы вместе с юристами хозяйствующих субъектов, судьями стали применять на практике Арбитражно-процессуальный кодекс РФ.

Наряду с этим, сейчас прокуратура проводит работу по изучению нового Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, который вводится в действие с 1 февраля 2003 года.

Такое кардинальное обновление федерального законодательства не могло не сказаться на работе всей правоприменительной системы, как никогда ранее показало важность и полезность для общества прокуратуры, которая в первоисточнике по своему рождению нацелена на обеспечения единства закона.

Вносимые изменения потребовали существенной корректировки в работе с кадрами.

Приказом Генерального прокурора РФ практически во всех областных центрах были ликвидированы городские прокуратуры. За счет их сокращения, а также реорганизации аппаратов областных прокуратур произошло существенное укрепление прокуратур районного звена, куда направлялись дополнительные штаты.

Прежде всего, этим преследовалась цель, предусмотренная в новом УПК РФ, – обеспечить стопроцентное поддержание обвинения в судах по делам публичного и частно-публичного характера.

Более того, по новому уголовно-процессуальному законодательству, то есть с 1 июля 2002 года, возбуждение уголовного дела и проведение ряда процессуальных действий теперь стало возможно только с согласия прокурора или его заместителя. По этой причине во всех районных прокуратурах области за счет имеющейся штатной численности были введены дополнительные должности заместителей прокуроров районов.

Естественно на освободившиеся должности на службу в органы прокуратуры пришли молодые специалисты, которые как никогда прежде требуют внимания, наставничества, опеки, контроля, практической помощи.

В связи с этим предприняты некоторые меры и по закреплению сотрудников на службе. В конце 2002 года областной прокуратуре удалось с помощью Генпрокуратуры РФ получить средства для улучшения жилищных условий 12 сотрудникам, как в районах области, так и в областном центре.

В непростых условиях реорганизации кадровой работы, при массированном обновлении законодательства прокуроры всех уровней были вынуждены не только сохранять наступательность в организации надзора по соблюдению законов, прав и свобод человека и гражданина, но и взвешенно, осторожно, и, самое главное, единообразно осуществлять правоприменительную практику по исполнению новых федеральных законов.

За истекший год органами прокуратуры выявлено почти 4 тысячи нарушений законов, в том числе более 500 незаконных правовых актов.

Прокурорскими проверками установлено, что не соблюдалась законность как в отношении собственников и землепользователей, а также налоговое, природоохранное и жилищное законодательство.

Органы прокуратуры, в частности, проверили исполнение водного законодательства на 112 гидротехнических сооружениях области. Установлено, что 26 из них находятся в неудовлетворительном состоянии, ряд сооружений не имеют балансосодержателей. По всем выявленным нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, внесено представление на имя Губернатора области.

Реакция на требования прокуратуры была достаточно адекватной. Выделены средства на проведение ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений, для шести объектов определены балансосодержатели, решается вопрос о ликвидации пяти сооружений в Родниковском районе. Поскольку окончательное решение вопроса требует значительных денежных средств, прокуратура оставила окончательное решение вопросов по своему представлению на контроле.

Проверяла прокуратура соблюдение в области законности при ввозе, захоронении и утилизации радиоактивных, токсичных, химических и иных вредных для здоровья природной среды, промышленных отходов. По результатам проверок девяти должностным лицам прокурорами объявлены предостережения о недопустимости нарушений законодательства.

Особо следует отметить распространенность нарушений нового Трудового Кодекса Российской Федерации.

Только за год прокурорами вскрыто почти полторы тысячи фактов тех или иных ущемлений трудовых прав граждан, причем половина из них приходится на игнорирование законных требований людей об оплате труда.

Прокуратурой области внесено более ста протестов, свыше 300 представлений. К дисциплинарной, материальной и административной ответственности привлечено свыше 200 должностных лиц.

Например, в октябре 2002 года прокуратурой рассмотрено обращение инвалида, жителя д. Зяблово Юрьевецкого района Бекина Б.М. по вопросу правильности расчета страховых выплат, начисленных ввиду несчастного случая на производстве. Проведенной проверкой выявлены нарушения, после вмешательства прокуратуры пособие Бекину Б.М. увеличено и произведена доплата за прошедшее время в сумме 15.6 тысячи рублей.

Хочется привести пример активной защиты трудовых прав граждан со стороны прокурора Заволжского района Выренковой Е.К. Данной прокуратурой за 2002 год выявлено 269 нарушений законодательства о труде.

В интересах граждан прокурором этого района в суд направлено исков на сумму 22 млн. рублей, опротестовано 9 незаконных актов, 12 должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, в том числе и к штрафу. Пример наступательности в работе прокурора Заволжского района при отстаивании прав трудящихся заслуживает распространения по всей области.

Всего же прокуроры за 2002 год в порядке гражданского судопроизводства предъявили в суд около 3 тысяч исков в интересах граждан, государства и общества. Свыше 93 процентов от числа рассмотренных исков прокуроров были судами удовлетворены. В интересах заинтересованных лиц взыскан ущерб на сумму 90 млн. рублей.

Так, прокуратура Фрунзенского района г.Иваново обратилась в суд с иском о понуждении к исполнению ОАО « Ивановогоргаз» федерального закона « О ветеранах». Предприятие предоставляло отдельной категории лиц льготы по оплате за газ, исходя из социальной нормы, хотя закон обязывал предоставлять скидки по оплате на всю отапливаемую площадь. Исковые требования прокуратуры удовлетворены, решением суда ОАО « Ивановогоргаз» обязано предоставлять льготы при оплате за газ в пределах установленного администрацией г. Иваново норматива потребления коммунальных услуг по газоснабжению. Решение суда вступило в законную силу.

По иску Кинешемского городского прокурора в интересах семьи Ж. положительно решен вопрос о предоставлении им жилья со стороны ОАО « Кинешемский речной порт». Удовлетворены судом требованиям Ивановского межрайонного прокурора в интересах инвалидов о предоставлении им льгот ОАО «Ивтелеком»; по иску прокурора Фрунзенского района в интересах престарелой гражданки Ч. судом признан недействительным договор дарения квартиры.

Прокуроры с 2002 года стали предъявлять в суд иски к родителям несовершеннолетних «телефонных хулиганов", не достигших возраста уголовной ответственности, за совершение действий, квалифицируемых по Уголовному Кодексу РФ как ложное сообщение об акте терроризма.

По протестам прокуроров за истекший год отменено 51 незаконное судебное постановление по гражданским делам.

Преступность среди несовершеннолетних снизилась за истекший период времени на 36.2 процента (с 2286 до 1459 преступлений). Сократилась групповая и рецидивная преступность в среде подростков, количество совершенных несовершеннолетними правонарушителями тяжких и особо тяжких преступлений. За вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность к уголовной ответственности привлечено 77 взрослых подстрекателей и организаторов.

В немалой степени этому способствовала активизация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Прокурорами за истекший год выявлено почти 600 нарушений, ущемляющих права и законные интересы детей и подростков. По всем нарушениям приняты меры прокурорского реагирования. В защиту прав несовершеннолетних в суд направлено около 180 исковых заявлений.

О проблеме законности при приватизации объектов социальной сферы.

Действительно, с нарушениями действующего на тот момент законодательства ряд крупных текстильных и машиностроительных предприятий безвозмездно передали в собственность другим хозяйствующим органам 35 объектов социальной сферы (оздоровительные лагеря, профилактории, детские сады, спортивные комплексы). Однако закон о приватизации не предусматривал безвозмездного перехода права собственности. Вот поэтому были приняты меры прокурорского реагирования. В адрес председателя Комитета Ивановской области по управлению государственным имуществом и руководителя территориального управления Мингосимущества России внесены представления с требованиями устранить нарушения законодательства.

По-прежнему под постоянным вниманием прокуратуры остается надзор за соблюдением законности в работе органов исполнительной и представительной власти. В Законодательном Собрании и в Администрации области выявлено за истекший год 18 незаконных актов. Как правило, нарушения при принятии правовых актов были связаны с несоблюдением федерального бюджетного и налогового законодательства, по вопросам регулирования деятельности тех или иных органов.

Требования прокуратуры о внесении изменений удовлетворены в отношении 15 нормативных правовых актов. Только Закон области «Об областном бюджете на 2002 год" с последующими изменениями трижды опротестовывался прокуратурой, дважды по нему направлялись в суд заявления на предмет его несоответствия Бюджетному кодексу РФ.

Изменены после вмешательства органов прокуратуры Законы области по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по налогу с владельцев транспортных средств; постановления Законодательного Собрания по вопросам определения статуса помощника депутата ЗС; по вопросам толковании закона о льготах работникам социальной сферы в сельской местности; постановления Администрации области по реализации законов о донорстве, о порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и ряд других постановлений.

.

Повсеместно прокуроры выявляют нарушения законности при нормотворчестве муниципальных образований городов и районов.

Достаточно сказать, что по выявленным 80 незаконным правовым актам органов муниципальной власти прокуроры были вынуждены 51 из них опротестовывать, направлять в суд 12 исковых заявлений и даже привлекать должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

По-иному определен порядок участия прокурора в деле защиты интересов экономики и собственника новым Арбитражно-процессуальным кодексом.

Прежде права прокуратуры по предъявлению исков были достаточно широки. Речь шла, главным образом, о защите государственных и общественных интересов.

В новом АПК РФ законодатель предусмотрел, что прокурор может теперь предъявить иск лишь по поводу законности нормативных и ненормативных актов, если они затрагивают конкретные интересы граждан и юридических лиц. Одновременно прокуратуре предоставлено право оспаривать сделки, в результате которых происходит сомнительное, с точки зрения закона, отчуждение имущества, совершенное с участием Российской Федерации, субъектов РФ, органов госвласти, местного самоуправления, государственных унитарных предприятий или предприятий, в которых имеется доля государственной собственности.

Кстати таких споров пока не много. К примеру, с участием прокуратуры судом недавно рассматривалось дело об имуществе ивановского филиала Московского института коммерции. Судом иск удовлетворен, и помещение на проспекте Ленина, 43 изъято из управления института и передано в ведение областного комитета по управлению госимуществом.

Оперативная обстановка в области

Ситуация с преступностью в области ухудшилась. Достаточно, сказать, что коэффициент преступности на 10 тысяч населения остается одним из самых высоких в Центральном федеральном округе Российской Федерации и равен 166 (для сравнения за 2001 год он равнялся 230).

Да, в прошедшем году отмечается снижение общего вала общественно опасных деяний более чем на 6 тысяч преступлений или на 23 процента. Но ведь всем прекрасно известно, что это сокращение преступности произошло в основном за счет того, что с 1 июля по 4 ноября 2002 года действовала норма Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за мелкое хищение.

Проще сказать, на законодательном уровне произошла декриминализация наиболее распространенных краж, мошенничеств и присвоения чужого имущества, которые совершались на сумму до 2250 рублей (5 МРОТ). В таких случаях милиция в возбуждении уголовного дела отказывала на законных основаниях. Но хуже всего, что виновные подчас не привлекались и к предусмотренной административной ответственности, поскольку розыск мелких расхитителей как следует организован не был.

Таким образом, из числа 6 тысяч преступлений, на которые сократилась общая преступность в области, 5399 преступлений или 90.0% приходится именно на те преступления, которые декриминализировал законодатель.

Тем не менее, депутаты Государственной Думы РФ сами увидели ошибку и поправили норму закона. Теперь с 5 ноября 2002 года (Федеральный закон РФ № 133-ФЗ) мелким признается хищение чужого имущества на сумму не превышающее 450 рублей и (или) при отсутствии признаков квалифицированного хищения, предусмотренных в статье 158 УК РФ.

Естественно, внесенные изменения в закон отразятся на состоянии преступности, но, к сожалению, уже в основном в новом 2003 году.

Однако есть и объективные сведения, свидетельствующие о сокращении преступности. Снизилось число особо тяжких преступлений, за который законодатель предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок более 10 лет или пожизненное лишение свободы. Число таких преступлений уменьшилось в области на 18.7 процентов. Хотя не на много (- 3,8%) уменьшилось количество убийств, сократилось общее количество регистрируемых разбоев и грабежей, то есть тех преступлений, которые практически редко укрывались от учета.

При уменьшении общего вала преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, почти половина из них были квалифицированы, как незаконный сбыт. Тем самым усилия правоохранительных органов в первую очередь были скорректированы и направлены на выявление и изобличение сбытчиков страшного зелья.

Среди оконченных расследованием преступлений уменьшился удельный вес преступлений совершенных группой лиц, удалось держать под контролем рецидивную преступность. Кроме того, общее число лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, сократилась в области на 4148 человек или на 32.0 %.

Тем не менее, говорить об успехах в борьбе с преступностью, удержании ее под контролем, стабильности, защищенности, безопасности людей было бы преждевременно.

В области растет число регистрируемых изнасилований, хулиганских проявлений, поджогов, фактов причинения тяжкого вреда здоровью, краж транспорта, в том числе автомобилей. В результате преступных действий, как умышленных, так и неосторожных, погибли в области почти 600 человек. И это происходит в мирное время. Растет преступность на улицах и общественных местах.

Кроме всего прочего, обратило на себя внимание уж никак не объяснимое обстоятельство.

При сокращении почти на четверть обще уголовной преступности, раскрываемость по оконченным расследованием делам в области упала до предельно низкого уровня и составила всего 54 процента преступлений. Остаток нераскрытых общественно опасных деяний возрос в области на тысячу преступлений. Приостановлено расследование в связи с неустановлением обвиняемого или по причине объявления их в розыск по 27 убийствам, 42 фактам причинения гражданам тяжкого вреда, повлекшим смерть, 7 изнасилованиям, 1009 грабежам и 331 разбою, а всего по 7160 тяжким преступлениям (данные за 11 месяцев 2002 года). Особенно неблагополучно положение дел с раскрываемостью в районах областного центра, ниже средне областного показатели раскрываемости в Ивановском и Лежневском районах.

Снизили в истекшем году эффективность работы оперативные подразделения правоохранительных органов, специально предназначенные для пресечения и выявления преступлений экономической направленности.

Общее число преступлений в сфере экономики, которые совершены в крупных или особо крупных размерах уменьшилось вдвое. До суда доходит лишь 20 процентов дел экономической направленности. Сократилось количество выявленных фактов взяточничества. В суд направлено дел всего по 18 выявленным взяткам, хотя окончено расследование по 44 таким преступлениям.

Однако о распространенности преступлений в сфере экономики говорит факт возбуждения в декабре 2002 года прокуратурой уголовного дела по фактам хищения в крупных размерах нефтепродуктов в ряде волжских городов области. Всего по предварительным данным преступной группой, куда входили и двое сотрудников органов внутренних дел, призванные по долгу службы выявлять и пресекать экономические преступления, собственникам причинен ущерб на сумму в 15 млн. рублей. Лица, вовлеченные в антиобщественную группу расхитителей, действовали почти два года. Возникают справедливые вопросы, где же были соответствующие службы собственной безопасности УВД области и Северного УВДТ г. Ярославля, в обязанности которых входит предупреждать злоупотребления своих сотрудников на ранней стадии? Словом, по ходу расследования такие и подобные им вопросы мы будем задавать некоторым должностным лицам органов милиции. И обязательно потребуем ответа и ответственности за проявленную бездеятельность.

Однако, наши жители области вправе задать вопрос, что конкретно предпринимает в сложной оперативной обстановке прокуратура?

Прежде всего, прокуратура выполняла требования послания Президента РФ Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 года.

Президент России еще раз подтвердил важность координации со стороны прокуратуры деятельности всех правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

В прошлом году мы провели восемь заседаний Координационного совещания, анализировали вопросы, наметили меры и контролируем их исполнение по противодействию политическому и религиозному экстремизму; по предупреждению преступлений террористической направленности; по вопросам улучшения взаимного обмена информацией между правоохранительными органами в борьбе с преступностью; по сохранности мобилизационного резерва; возмещению ущерба от преступлений в сфере экономики; предупреждению организованной преступности, правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Дорабатывается областная комплексная Программа по борьбе с преступностью, рекомендован к распространению на местах передовой опыт формирования и деятельности молодежного добровольного формирования Родниковского района по охране общественного порядка, выработаны совместные действия всех правоохранительных структур по применению норм нового УПК РФ. Проведен, принят и реализуется еще целый ряд организационно- практических мероприятий и решений, направленных на упрочение законности в области.

Кроме того, в целях получения объективных сведений о количественных и качественных показателях преступности прокурорами систематически проводились проверки состояния законности в сфере учетно- регистрационной дисциплины.

Здесь мы руководствовались совместным приказом Генерального прокурора РФ и МВД от 21 ноября 2001 года. Даже бригада МВД РФ, проводившая в ноябре 2002 года комплексное инспектирование УВД области, отметила некоторые сдвиги по усилению контроля за регистрацией и разрешением в милиции заявлений о преступлениях.

Тем не менее, прокурорами в 2002 году выявлено и поставлено на учет свыше 500 ранее не зарегистрированных преступлений, до этого они были укрыты от учета путем различных махинаций.

Наиболее часто укрывались от учета преступления в сфере лесонарушений, при хищении личного имущества граждан.

Наряду с этим, по требованию прокуратуры выставлены на централизованный учет свыше 300 нераскрытых преступлений, которые ранее необоснованно были сняты с учета путем незаконного прекращения уголовных дел.

Выявлены и выставлены на учет сокрытые сведения о преступлениях, совершенных на улицах и общественных метах. Вскрыты и пресечены факты длительного непредставления на учет сведений о судимости лиц, совершивших преступления, о переквалификации преступлений судом.

По представлениям прокуроров за нарушения законности к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 200 сотрудников органов внутренних дел. Несколько должностных лиц, носивших погоны, уволены из органов, привлечены к уголовной ответственности или осуждены.

Хотя оперативно-розыскные аппараты, предназначенные для розыска преступников, находятся в структуре других правоохранительных органов, на 1 декабря 2002 года следователями прокуратуры в суд с обвинительным заключением направлено 465 уголовных дел на 569 обвиняемых.

В том числе в суды направлены дела в отношении 177 убийц, 133 лиц, которые причинили гражданам тяжкий вред со смертельным исходом, 37 насильников, 5 бандитов, 11 взяточников.

Прокуратура области под постоянным контролем держит вопросы обеспечения соблюдения законности при расследовании дел. Не допущено роста нарушения сроков расследования уголовных дел по всем видам подследственности, сократилось количество дел, возвращенных для дополнительного расследования.

По делам, оконченным расследованием органами прокуратуры, только с участием суда присяжных во втором полугодии 2002 года вынесены обвинительные вердикты в отношении Голикова, Гурьева, Рябова, признанных виновными в совершении убийств, других тяжких и особо тяжких преступлений, с мерами наказания в виде лишения свободы на 20 и более лет.

Так, 21 ноября 2002 года областной суд вынес приговор подсудимым Капитану и Алсултанову. Эти лица в ночь на 9 июня 1996 года совершили вооруженное разбойное нападение на офис ТОО « ИВЦ - ТОРГ», расположенный на улице Жарова областного центра, совершив при этом умышленное убийство охранницы Гребневой М.А., пятилетнего мальчика Гребнева Димы, и покушение на убийство вахтера Бочиной М.В. Эти же преступники в марте 2002 года совершили вооруженное нападение на магазин « Ткани « на проспекте Ф. Энгельса, совершив при этом убийство продавщицы Дулаевой Х.С. и покушение на убийство предпринимателя Петропавловской И.В. Суд приговорил обоих преступников к 25 годам лишения свободы. Более того, соответственно, первые 5 и 7 лет от назначенного наказания Капитан и Алсултанов проведут в условиях тюремного режима.

Наряду с этим, прокурорами районов или их заместителями утверждены и направлены в суд обвинительные заключения на 7215 лиц, расследование по которым проводили следователи и дознаватели органов милиции, налоговой полиции, ФСБ.

Однако количество дел, которые были бы направлены в суд с обвинительным заключением, было бы значительно больше, если бы не препятствия, заложенные в нормах нового УПК РФ. По значительному числу уголовных дел, следствие по которым закончено, мы вынуждены продлевать сроки следствия или ходатайствовать перед судами о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в связи с тем, что нельзя по новому уголовно- процессуальному законодательству ограничить обвиняемых во времени ознакомления с материалами уголовного дела. Некоторые обвиняемые по надуманным основания умышленно затягивают сроки ознакомления с делом, даже находясь длительное время под арестом.

Почти полгода, например, знакомятся с делом 5 несовершеннолетних подростков, находящихся под стражей, совершивших в январе 2002 года два убийства в Ленинском районе. Свои предложения по данной правовой коллизии мы уже внесли в Генеральную прокуратуру РФ, нам известно, что там подготовлены предложения в Государственную Думу РФ. Однако вопрос пока не решен.

Кроме всего прочего, прокурорами в суде общей юрисдикции поддержано обвинение по 4373 уголовным делам. Если в первом полугодии 2002 года прокурорами государственное обвинение было поддержано по 88.2 процента уголовных дел, рассмотренных судами по первой инстанции, то во втором полугодии 2002 года – уже по всем уголовным делам публичной и частно-публичной категории.

Только сотрудниками отдела гособвинителей прокуратуры области в областном суде во втором полугодии 2002 года поддержано обвинение в отношении Власовой, Троицкого, Гладкова, Ершовой, Щудрова, Толмачева, Пронина, Смирнова, Артемьева, Кобелева, Борисова, Сиднева, Игнатьева и ряда других подсудимых, которые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности осуждены областным судом на срок к 10 годам лишения свободы и более.

.Причем лично прокурором области и его заместителями в суде поддержано обвинение по 13 уголовным делам.

При осуществлении надзора за расследованием уголовных дел в органах милиции, налоговой полиции, таможне, службе судебных приставов прокурорами отменено свыше двух тысяч постановлений о прекращении или приостановлении расследования уголовных дел. Причем по жалобам граждан и адвокатов прокурорами отменялось только 10 процентов необоснованных постановлений следственных органов. Остальные нарушения законности выявлены в ходе повседневного надзора.

Преодолена неуверенность в деле задержания лиц по подозрению в совершении преступлений. Конечно, собрать за 40 часов с момента задержания и до представления материалов судье доказательства для ареста или предъявления обвинения сложно. Вместе с тем и следователи, и прокуроры, да и суды нарабатывают практику применения нового уголовно- процессуального законодательства. Данную проблему мы широко обсуждаем на семинарах правоохранительных органов области и вырабатываем конкретные пути решения возникающих проблем. Эта практика будет продолжена и в дальнейшем.

Если в первом полугодии 2002 года прокурорами самостоятельно было арестовано 1241 лицо, обвиняемое в совершении преступлений, то за второе полугодие 2002 года в связи с изменениями в УПК РФ по ходатайству следователей с согласия прокуроров или их заместителей судами было арестовано более 500 подозреваемых и обвиняемых ( данные за июнь- ноябрь 2002 года ). Только в отношении 30 лиц судами отказано в аресте (6.0 %).

В целях получения законных и допустимых доказательств прокуроры дали согласие на проведение 1685 обысков и 11 осмотров жилищ при отсутствии согласия проживающих лиц. По ходатайству прокуроров суды выдали на основании нового УПК РФ санкции о контроле записей телефонных и иных переговоров в отношении 56 граждан, наложении ареста на имущество и денежные средства в банках в отношении 115 лиц (все данные за июль – ноябрь 2002 года).

Здесь сразу необходимо отметить, что в истекшем году в 12 районах области не зарегистрировано и не выявлено нарушений законности в уголовном судопроизводстве.

Вместе с тем нами в истекшем году поставлено на учет 9 необоснованных арестов. Причем, по 2 из них, приговоры к лишению свободы вначале были отменены областным судом. Следует также отметить, что судами было оправдано за год 10 лиц.

С каждым случаем необоснованного обвинения, задержания в качестве подозреваемого, вынесения оправдательного приговора мы внимательно разбираемся, анализируем ошибки следствия и государственного обвинителя, рассматриваем их на рабочей группе по законности в уголовном судопроизводстве. В ряде случаев сотрудники следствия и прокуратуры, допустившие нарушения и ошибки в работе, привлечены к различным мерам ответственности.

Об авторитете органов прокуратуры в области, о действенности обратной связи с населением со всей очевидностью свидетельствуют объективные данные о рассмотрении нами заявлений и жалоб граждан.

Вместо судебной защиты своих прав и интересов граждане предпочитают обращаться к возможностям прокурорского надзора.

Всеми органами прокуратуры за истекший год было разрешено почти 10 тысяч обращений граждан и организаций. Лишь единицы из них не получили своевременного прокурорского реагирования в той прокуратуре, которая их рассматривала.

Приходится констатировать, что при рассмотрении обращений граждан нарушения закона выявлялись по каждой четвертой жалобе. Тем не менее, прокуроры добивались их устранения, ставя вопросы о наказании виновных, допустивших ущемления прав и свобод граждан. Среди обоснованных обращений преобладали жалобы на невыплату заработной платы, задержкам по выделению пособий на несовершеннолетних детей; на неисполнение законов о предоставлении инвалидам льгот по коммунальным платежам.

К примеру, при проверке обращения инвалида Козловой, проживающей в Советском районе г. Иваново, прокуратурой установлено, что руководством Ивановской военной базы МВД РФ не принималось мер по устранению неисправности телефонного кабеля, не выполнялись условия договора по обеспечению телефонной связи. Требования прокуратуры по устранению нарушений закона были названным учреждением устранены добровольно до начала судебного разбирательства.

Под постоянным надзором прокуратуры находились проблемы обеспечения законности в деятельности управления исполнения наказаний Минюста РФ. Прокурорами проведено свыше 156 проверок следственных изоляторов и исправительных колоний, в том числе 10 – руководителями прокуратуры области. По мерам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 27 должностных лиц. Тем не менее, проблемы с финансированием, снабжением, строительством исправительных колоний и изоляторов остаются неразрешенными и требуют от УИН более эффективной и результативной работы. Безусловно, на наш, взгляд, должны в этом деле сказать свое весомое слово и органы исполнительной власти области, собственники текстильных предприятий.

Все аспекты в работе прокуратуры области будут подробно рассмотрены на коллегии прокуратуры по итогам работы за 2002 год.

Подготовлено пресс-центром областной прокуратуры

09 Января 2003, 14:06 +159

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...