Иваново в сетях

В 2003 году областной центр депрессивного (как принято считать) региона показал невиданный «торговый» рост. Иваново оказалось весьма привлекательным рынком, на который устремились крупные московские торговые сети. При том, что местные предприниматели также не останавливаются на достигнутом.

За год здесь открылись и расширили свои площади торговые центры («Луч», «Бимарт», третий этаж «Серебряного города»), начал работу фирменный магазин «LG», пришли разноплановые московские ритейлоры («Эльдорадо», «Техносила», «Управдом», «Евросеть», «Ароматный мир», «Шеш-Беш»).

В ближайшей перспективе – открытие второго магазина «Эльдорадо», приход нового для области сотового оператора «Мегафон», приобщение к кухне «Елок-палок» и пр. Естественно, это не предел. Недаром абсолютное большинство наших читателей и посетителей сайта Частник.Ru выбрали «Событием 2003 года» развитие цивилизованной торговли в Иванове.

Торговая сеть - это звучит выгодно

Для покупателя. Дело в том, что сетевые компании гибко подходят к формированию цены: она зависит от количества и качества конкурентов на рынке. Сети в Иваново пришли самые разнообразные (бытовая техника, напольные покрытия, общепит, мобильные телефоны), конкуренция в каждой нише – весьма существенная.

Так что можно утверждать, что они, к радости потребителя, «уронили» цены. Самый наглядный пример – после прихода «Евросети» мобильные телефоны подешевели чуть ли не вдвое…

Кроме того, фирмы активно предлагают кредитование («Эльдорадо», «Техносила») через московские банки. Это означает особые условия и оперативное оформление.

Представители фирмы «Эльдорадо» считают, что они «захватили рынок бытовой техники в регионе». И надеются удержать свои позиции за счет ценовой политики, ассортимента и качества обслуживания. Что касается ценовой политики, то она формируется из принципа: «у нас цена должна быть ниже, чем у конкурентов», поэтому менеджеры компании внимательно следят за рынком. По словам директора «Эльдорадо» в Иванове Николая Полякова, в целом, ивановские цены сопоставимы с ценами фирмы в таких городах, как Кострома, Тверь, Рязань, Коломна. Перспективность именно ивановского рынка бытовой техники «Эльдорадо» оценивает очень высоко.

Смотрите, кто идет

Помимо известных торговых сетей в Иваново пришли и крупные игроки столичного московского рынка услуг, точнее, сферы общественного питания. На ул. Марии Рябининой открылся ресторан азербайджанской кухни «Шеш-Беш».

В феврале в торговом центре «Полет» начнет свою работу трактир «Елки-Палки по..», рассчитанный на 120 посадочных мест. Это – совместный проект ОАО «Полет - Ивановский парашютный завод» и известной московской сети ресторанов «Елки-Палки» (свыше 40 точек в Москве: 36 из них предлагают славянскую кухню, четыре – экзотическую).

Ивановские «Елки-Палки по…», специализирующиеся на восточной кухне, будут сочетать технологии фаст-фуд с классическим меню. Внутреннее оформление трактира выдержано в восточном стиле: на стенах висят старинные мечи, маски. Фирменное блюдо ресторана – т.н. «тарелка Тамерлана» (когда посетитель может сам формировать свое меню из продуктов, представленных на шведском столе).

Устроители ресторана обещают цены, средние по Иванову, но гораздо ниже, чем в Москве. По мнению зам. директора «Полета» Сергея Копнышева, «Елки-Палки» рассчитаны на представителей среднего класса, и даже на тех, у кого уровень доходов чуть ниже. Вместе с тем здесь можно будет заказать и дорогостоящие блюда.

По словам директора ресторана, молодого москвича Леонида Лаврухина, конкуренцию «Елкам-Палкам» в Иванове составят прежде всего «Шеш-Беш», а также местные заведения фаст-фуд: «Макмастер», пиццерии и т.п. Принимая решение об открытии своего представительства в Иванове, «Елки-Палки» руководствовались тем, что здесь, по их мнению, прогрессирует уровень жизни. Перед открытием были проведены маркетинговые исследования. Результаты обнадежили москвичей, и они предпочли Иваново южным российским городам, таким как Ростов и Краснодар.

Г-н Копнышев считает, что в Москве на рынке становится тесно, поэтому крупные сети ресторанов идут в регионы. Так, по его сведениям, ивановскими условиями интересовался и «McDonalds» – пока без успеха. «Любая раскрученная марка, которая приходит в регион, дает импульс дальнейшим инвестициям. Когда-то мы открыли «Yves Rocher». И теперь нам достаточно сказать «В Иванове есть «Ив Роше»» - ряд вопросов со стороны инвесторов сразу снимается», - признается зам. директора «Полета». (Кстати, в Иванове работают два магазина «Ив Роше», что нетипично для провинциальных городов. – авт.)

Кстати, помощь «Полета» в открытии трактира «Елки-Палки по…» в Иванове оказалась весьма полезной москвичам. Например, в Ростове москвичи столкнулись с сопротивлением со стороны властей и местных конкурентов. Здесь же, признают «Елки-Палки», они не ощутили ни административного давления, ни недобросовестной конкуренции.

В 2004 г. в Ивановской области появится новый оператор сотовой связи. Вслед за «СМАРТС», «МТС» и «БиЛайн» сюда придет «Мегафон». Оператором сети «Мегафон» в Ивановской области выступит ЗАО «Мобиком Центр» (головное предприятие расположено в Нижнем Новгороде) - об этом «Частнику» сообщили в отделе по связям с общественностью «Мобиком-Центра».

Лицензия «Мобиком-Центр» помимо Ивановской области охватывает Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Нижегородскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области.

В последнее время «Мегафон» активизировал свою деятельность в регионах. В 2003 году этот оператор начал предоставлять услуги сотовой связи в 10 областях Центрального региона. Открытие представительства в Ивановской области включено в планы компании на 2004 год. Технические работы начались – ивановцы уже сейчас могут найти на дисплеях своих мобильных телефонов название сети «Мегафон».

Специалисты «Мобиком-Центра» обещают предоставить ивановцам тарифные планы, рассчитанные на широкие слои населения, а также набор услуг, которым пользуются абоненты «Мегафона» по всей России.

Наш ответ Чемберлену

Ответ этот выглядит весьма внушительно. Противостоять «москвичам» по объемам вложенных денег, ценам и ассортименту проблематично, но можно. Это, например, доказывает пример торгового центра «ЛУЧ». Бизнес-партнерство «ЛУЧ» предложило ивановцам уникальную услугу – беспроцентный кредит, а также эксклюзивный формат фирменного магазина «LG».

Однако для Александра Смирнова, директора бизнес-партнерства «ЛУЧ», «все только начинается». Начало он считает удачным: покупатели признали новый торговый центр. Теперь задача фирмы – расширять ассортимент, улучшать обслуживание и …думать о будущем торговом центре.

В ближайших планах А. Смирнова – открыть ТЦ, организованный по принципу «магазин-склад», площадью около 15 тыс. кв м. Там будут представлены бытовая техника, строительные материалы, сантехника, мебель и т.п. по привлекательным ценам, с минимальной наценкой.

Уже проведены переговоры с банками о кредитовании этого проекта, и если мэрия оперативно решит вопрос о выделении и продаже земельного участка, центр может открыться уже в 2005 г. – заверил «Частник» Смирнов.

На вопрос, не смущают ли его конкуренты – московские сети, пришедшие в регион – Александр Смирнов ответил: «Сказать «нет» - значит покривить душой. Несомненно, от их прихода есть польза: конкуренция учит нас быть внимательнее к покупателю, диктует более цивилизованные формы торговли. Но в то же время, говорят, «Чем больше слон, тем он неповоротливее». Мы более оперативно можем удовлетворить спрос покупателей, нам никто не диктует ни ассортимент, ни цены. Кроме того, имеем возможность выбирать товар по качеству, чтобы оно соответствовало и цене, и запросам потребителя, который может сравнивать и цены, и качество. Так что ивановская торговля с такими сетями вполне можно сосуществовать. А вот покупателям, прежде чем покупать, стоит подумать, в каком регионе они хотят жить? Мы зарабатываем деньги и вкладываем их здесь – покупаем и отделываем помещения, строим новые, обустраиваем прилегающую территорию, платим налоги, создаем новые рабочие места. Например, скоро будет реконструирован магазин в Доме быта. Офисное здание «ЛУЧа» на ул. Красногвардейской украсит наш город. А москвичи просто увозят отсюда деньги. Не говоря уже о том, что они могут так же быстро уйти, как и пришли…»

Первооткрывателем формата Cash&Carry в нашем городе стали не москвичи, местная компания «Европульс». Ее надежды на успех новой формы работы с оптовиками (именно на них был сделан расчет) полностью оправдались.

«С начала нашей деятельности ассортимент «Европульса» увеличился вдвое, заметно выросло и число покупателей, как оптовых, так и розничных», - отмечает директор «Европульса» Елена Скрябина.

К конкуренции в «Европульсе» относятся нормально. Е. Скрябина: «Она дает толчок к постоянному развитию. Если считать, что основной контингент нашего предприятия – оптовик, то в плане сервиса и ассортимента у нас по-прежнему оптимальные предложения. Конкуренцию ощущаем больше в рознице, поскольку многие торговые предприятия направляют свои усилия именно на розничную торговлю. Угроза вытеснения с рынка есть всегда, но пока мы ее в таком масштабе не чувствуем. Мы думали, что «Бимарт» будет работать в нашем формате. Но они позиционировали себя как гипермаркет. У нас разный клиент. Пока о приходе новых компаний Cash&Carry мы не слышали».

В принципе, гипермаркет «Бимарт» - пример немного из другой оперы, и не только из-за приставки «гипер». По нашим сведениям, проект осуществлен частично на московские деньги, так что полностью местным считаться не может.

«Бимарт» открылся вовремя – перед новогодними праздниками. Старт был настолько удачным, что, говорят, недельные запасы были раскуплены сразу же.

Центр рассчитан на единовременное пребывание в нем 1200 человек, и на посещаемость до 8 тысяч покупателей в день. По мнению управляющего центром Ольги Масловой, в перспективе в Иванове возможно открытие и других торговых центров, подобных «Бимарту». Идеальный вариант, если в городе их будет три. И в компании не исключают возможность строительства аналогичных центров. А пока «Бимарт» - один на весь Центральный регион (не считая Москвы, разумеется).

Центры подобного типа в Москве появились всего три года назад, но аналогичный ритейл есть в Москве только у немецких бизнесменов. Здесь разработана специальная программа низких цен на товары. Цены ниже обычных ивановских удерживаются за счет особой технологии выкладки товаров, не требующей большого количества складских помещений (весь товар выложен на многоярусных стеллажах).

Кроме того, эта система сортирует товары по сроку годности таким образом, что товары просто физически не смогут залеживаться на полках. Все рассчитано на то, чтобы сократить издержки хранения и транспортировки, чтобы не делать большую наценку.

Можно долго спорить о том, нужны ли такие торговые монстры городу, где главные отрасли производства (текстиль, машиностроение) пребывают в вялотекущем кризисе. Как заметил в свое время Бенджамин Франклин, торговля еще не разорила ни одного народа. Судя по итогам 2003 года, до банкротства Иванову еще далеко.

Елена НОВГОРОДОВА,

Андрей ВОРОНИН,

Татьяна ХЕЙФЕЦ

27 Января 2004, 15:07 +108

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...