Ивановская мэрия VS. Цивилизованная торговля

Областные власти, похоже, хотят всерьез озадачиться проблемами потребительского рынка, а точнее, ликвидацией незаконной торговли на улицах наших городов. Но это задача-максимум. Подход у властей совершенно логичный - прежде чем начинать делать хорошее, надо перестать делать плохое. Сносить киоски необходимо, но и новые не нужно ставить. Со вторым возникают проблемы уже в областном центре.

С одной стороны, в Иванове политика сноса торговых киосков проводится (можно было бы сносить больше, но как всегда не хватает денег). По данным 1 квартала 2003 года, из 1000 существующих киосков зарегистрировано 340. Остальные должны быть снесены. Мэр подписал 640 постановлений о сносе, но ликвидировано пока только 223 ларька (для справки: на снос каждого киоска требуется 15 тыс. рублей, куда входит оплата спецтехники и бензина).

Возможно, вопрос не только в финансах, а в прохладном отношении городских властей к сносу киосков. Так, в прошлом году на координационном совете по налогам и сборам было сказано, что сейчас ничего не надо делать по вытеснению несанкционированных киосков. Появятся торговые сети - киоски умрут сами собой. За год эта позиция не изменилась.

С другой стороны, совершенно непонятно, почему земельные участки под "объекты малой торговли" продолжают выделяться. Так, за 2002 год и первый квартал 2003 года было выделено 34 земельных участка для установки торговых павильонов и киосков.

Можно было бы объяснить выделение земельных участков необходимостью развивать торговлю на окраинах города (где-нибудь на ул.Дюковской или Носова), однако земельные участки под киоски (именно киоски, а не павильоны) выделяются на ул.Тимирязева, пр.Строителей, ул.Постышева... Отдаленными эти улицы можно назвать с трудом.

Можно было бы обосновать выделение участков культурно-социальной значимостью объектов (к примеру, для киосков, торгующих газетами у автовокзала или на пл.Пушкина). Но мотивировать выделение участка под табачный киоск на ул.Ташкентской уже затруднительно.

Начальник областного управления потребительского рынка, цен и услуг Вадим Сидорин:

- Я думаю, все прекрасно понимают, что ларьки по сравнению с магазинами, торговыми центрами - это более низкая ступень организации торговли. Эта форма, которая сама по себе подразумевает торговлю контрафактной продукцией, некачественным алкоголем.

Сейчас только в областном центре насчитывается более одной тысячи ларьков. И это официальной статистике, реально их может быть еще больше. Контролировать такое огромное количество разбросанных по всему городу торговых точек практически невозможно. Торгинспекция, которой катастрофически не хватает сотрудников, сосредоточила свои усилия на магазинах и торговых центрах. И если и в деятельности какого-либо ларька будут обнаружены нарушения, добиться их устранения очень трудно хотя бы потому, что бывает непросто найти хозяина ларька. Такие предприниматели - часто не граждане России - люди, не привязанные к одному месту проживания: сегодня они здесь, завтра - там. Да и ларьки сами по себе мобильные торговые точки, их достаточно легко перевезти с одного места на другое.

Ивановским муниципальным властям, в полномочия которых входит выдача разрешений и контроль за деятельностью торговых точек, пока не удалось выработать механизм, который бы позволил влиять на нарушителей. Раньше, чтобы торговать из ларька, требовалось оформить специальное разрешение на торговлю, потом выдача этих документов была отменена федеральным законом и теперь мэрия только выделяет земельный участок с правом установки на нем торговой точки. Насколько я знаю, городские власти не могут отозвать свои разрешения до окончания срока аренды земельного участка и владельцы ларьков, которые нарушили правила торговли, в лучшем случае отделываются административным штрафом.

В итоге мы получаем то, что ларьки торгуют левыми сигаретами, консервами и соками, продуктами с просроченным сроком хранения, предлагают на разлив самогон. От этого прежде всего страдает потребитель. Кроме того, идет уход от налогов. По нашим расчетам, ежегодный теневой оборот продукции, реализуемой через ларьки и рынки области составляет 3 млрд рублей. И областной, и муниципальный бюджет недополучает весьма солидные суммы.

Поэтому я считаю, что Иваново должно постепенно избавляться от ларьков. В первую очередь нужно освободить от них центральные улицы. Здесь ларьки не несут никакой социальной нагрузки, поскольку вокруг достаточно магазинов, где горожане могут приобрести всю необходимую им продукцию и более того создают этим магазинам нездоровую конкуренцию. А вот там, где магазинов пока недостаточно, в отдаленных районах, например, можно пока ларьки сохранить. Конечно, в любом случае имеют право на существование и в центре города киоски "Союзпечати", киоски, где торгуют мороженным.

По российскому законодательству установка ларьков относится исключительно в компетенции местных властей и администрация области может лишь давать какие-то свои рекомендации. Правда, у нас в регионе есть опыт, когда муниципальные власти добились того, что на их территории размещение ларьков происходит под их строгим контролем. Это Кинешма, Вичуга, Тейково. На основе их опыта наше управление сейчас разрабатывает рекомендации остальным главам администраций.

К сожалению, ивановская мэрия предпочитает пока не избавляться от ларьков, а выдавать новые разрешения на их установку. Почему они это делают, я не понимаю, для нашего управления это просто загадка №1.

Галина Кузнецова, Оксана Болецкая

21 Июля 2003, 19:54 +72

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...