Ивановская окрошка

Несмотря на то, что лето – традиционное время затишья законотворческой деятельности, в недрах областного парламента идет активная работа. И не только потому, что осенью будет верстаться областной бюджет на следующий год. Кроме текущих забот нам предстоит еще и реформа местного самоуправления.

Одним из краеугольных камней этой реформы является формирование двух уровней муниципальной власти: низшего (городские и сельские поселения) и более высокого (городские округа и муниципальные районы). Муниципиям всех уровней должна быть предоставлена хозяйственная и финансовая самостоятельность. Везде должны быть сформированы свои органы исполнительной и представительной власти.

Первый этап реформы должен быть закончен в этом году. Он состоит в формировании новых муниципальных образований в области. Казалось бы, чего проще: существующие ныне районы оставить муниципальными районами, крупные города сделать городскими округами, а остальные населенные пункты соскирдовать в городские или сельские поселения.

Однако депутаты Законодательного собрания пошли другим путем. И, надо заметить, не по собственной прихоти, а из соображений экономической целесообразности. Возьмем, например, Пучежский район. Более-менее крупный населенный пункт там – Пучеж, все остальные поселки и деревеньки сконцентрированы вдоль Волги. И если им предоставить экономическую самостоятельность, то они просто тихо загнутся по причине отсутствия серьезных объектов экономики, которые бы приносили доход в бюджет поселения. К тому же, численность населения в районе невелика и очень хорошо соответствует численности городского округа. Так почему бы не сделать нынешний Пучежский район городским округом? И бюджетам экономия выйдет: не надо будет в каждом поселке создавать и содержать свою администрацию.

Конечно, не все районы области станут городскими округами, а только те, где народу немного и промышленность не развита. Большинство депутатов местных советов и главы районных администраций поддержали такой подход.

Есть у закона «О наделении статусом муниципального района и городского поселения», уже принятого ЗС, и противники. Они утверждают, что этот вариант противоречит федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления», так как ФЗ предполагает именно «разбивку» существующих ныне районов на более мелкие поселения. Этой же точки зрения, похоже, придерживается и губернатор Владимир Тихонов, который, по нашим данным, на прошлой неделе закон все-таки не подписал и предложил создать по нему согласительную комиссию.

Зато чиновники из Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) встали на сторону ивановских депутатов. На прошлой неделе заместитель председателя ЗС Елена Григорьева побывала в отделе по муниципальному развитию этого министерства.

«Специалисты сказали, что сам механизм реформы разработан нормально, - говорит Е. Григорьева. – Конечно, так делать не рекомендуется, но в нашей области по-другому просто не получается. И в Минэкономразвития согласились с нашей точкой зрения».

Вообще, федералы заявили, что административно-территориальное деление Ивановской области, мягко говоря, неправильное (на самом деле оно было названо «идиотским»). Так, Верхнеландеховский, Пестяковский и Лухский районы вполне можно объединить в один. А то, что происходит сейчас, – это просто расточительство областного бюджета.

Е.Григорьева: «Я тоже не понимаю, какой смысл создавать там муниципальный район. В Верхнеландеховском районе около 7 тысяч жителей. Зато в администрации у главы 7 заместителей. Если мы разделим район на поселения, то только наплодим чиновников. Та же ситуация в Лухе, Пестяках, Савино. Чуть-чуть побольше Юрьевецкий и Пучежский районы - 17-18 тысяч жителей. В Москве нам предложили еще один вариант: объединить эти небольшие районы в один муниципальный, а нынешние райцентры сделать поселениями. Может быть, этот вариант и нужно рассматривать, но не в ближайшие годы».

В принципе, городской округ или муниципальный район может находиться в границах нескольких районов. Ведь административно-территориальное деление и границы муниципальных образований – не одно и то же. Как правило, эти понятия отождествляются, поэтому получается сумбур. Грубо говоря, муниципальное образование – это территория, на которой есть свои местные органы власти. А административно-территориальное деление – это карта. Так, муниципальное образование «Город Иваново» расположено на территории 4 районов – Ленинского, Фрунзенского, Советского и Октябрьского.

Е.Григорьева: «Юрьевецкий, Кинешемский и Заволжский районы вместе стали бы одним крепким, нормальным муниципальным районом, где есть свои источники финансирования. Часть этих источников связаны с Волгой».

Административно-территориальное деление области (с незначительными изменениями) сохранилось еще с советских времен, когда ни о какой экономической целесообразности и речи не было. По мнению специалистов МЭРТ, в нашей области «наплодили политических элит, а теперь не знают, что с этим делать». Действительно, в каждом районе есть глава, который не захочет отдавать свои полномочия соседу.

Е.Григорьева: «Да, в принципе, нам нужно проводить административную реформу. Но делать это лучше после 2006 года, когда завершится муниципальная, иначе мы завязнем в законопроектах, а на местах начнется путаница».

Немаловажно, каким образом будет наполняться местный бюджет. Предполагалось, что поселения получат часть земельного налога, налога на доходы физических лиц, торговый сбор и дорожный налог. Впоследствии Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, их уже одобрил Совет Федерации. В соответствии с этими поправками поселения будут получать 15 % налога на доходы физических лиц и 15 % земельного налога. А обязанностей у муниципий будет много, в том числе – вопросы местного значения (например, строительство и содержание дорог на территории поселения).

Е.Григорьева: «Мы, конечно, можем принять и вариант закона, полностью соответствующего федеральному законодательству. Но с экономической точки зрения (и МЭРТ поддерживает эту позицию) наш закон - это самый лучший вариант. Я, например, не возьму на себя смелость создавать дополнительный чиновничий аппарат в Пестяковском районе. Зачем мы будем доводить все до абсурда и народ смешить? Давайте тогда объединять районы».

В комитете по местному самоуправлению Совета Федерации вице-спикеру так и сказали: «Вы, конечно, нарушаете некоторые положения закона, но дерзайте!»

Е.Григорьева: «Да, есть и другие регионы, где на месте нынешних районов власти хотят создать городские округа. Но, во-первых, там лучше развита экономика, а во-вторых, нет таких маленьких муниципальных образований. У нас же сейчас Пестяки и Иваново приравнены по статусу».

В общем, вопрос стоит так: или мы строго соблюдаем закон, при этом теряем деньги и проваливаем реформу, или объясняем Москве, что Ивановская область и в смысле административно-территориального деления является уникальной: эдакая мелкая окрошка, в которой плавают небольшие города. С куском жесткого мяса – городом Иваново – в качестве центра притяжения.

Анна Cеменова

26 Июля 2004, 20:13 +39

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...