Ивановские торговые центры - это "барахолки под крышей", или Что нам делать с потребительским рынком?

Недавно управление потребительского рынка, цен и услуг ГУЭРиТ Ивановской области вместе с областным некоммерческим партнерством поддержки предпринимателей "Центр" объявило открытой дискуссию о путях развития потребительского рынка в нашем регионе. Ее цель - привлечь к обсуждению и решению назревшей проблемы предпринимателей. Пока они формулируют свои мысли по этому поводу, предлагаем вам мнение специалиста, который готовит кадры для этого рынка - директора ивановского филиала Российского государственного торгово-экономического университета Надежды Тетериной.

По ее мнению, для того, чтобы понять, в каком направлении развивать потребительский рынок, нужно исследовать, что есть сейчас. Такая задача поставлена администрацией области, но выполнить ее будет весьма затруднительно: обращение к специалистам требует непредусмотренных финансовых затрат.

Плюс к первичному исследованию, которое обрисует ситуацию, необходим мониторинг, который позволил бы вносить коррективы и в тактику, и в стратегию, оценивать эффективность тех или иных действий власти, но это совсем из области фантастики.

Что же нужно для того, чтобы не просто сказать: "Потребительский рынок надо развивать", - а указать конкретные направления? Хотя бы проанализировать так называемый уровень насыщенности торговыми площадями - сколько квадратных метров площадей того или иного вида торговли приходится на одну потребительскую душу. Норма для города масштаба нашего областного центра - 1850 кв. метров на человека. По весьма приблизительным данным, реальная цифра по Иванову в два раза ниже.

Ситуация сложная, но не безнадежная - считает Надежда Тетерина. Ясно одно: администрации придется работать в тесной связке с вузом хотя бы потому, чтобы не изобретать каждый раз велосипед. Конечно, полнота и достоверность информации - по объективным причинам - будет зависеть от того, будет ли подкреплено ли это сотрудничество финансированием.

Кто должен финансировать подобные исследования и мониторинг, вопрос открытый. Надежда Тетерина уверена, что эта информация работает прежде всего на предпринимателей, следовательно, именно они должны быть заинтересованы в ней, в том числе и финансово. Пока сами бизнесмены этого не осознали, решено пойти путем сбора сведений у глав муниципальных образований и районов (о количестве жителей, торговых точек и предприятий общественного питания), опроса чиновников и предпринимателей в качестве экспертов. Это должно обозначить направления развития, создать представление о привлекательности того или иного бизнеса и даже вылиться в перечень потенциальных объектов для инвестиций (по данным журнала "Эксперт", именно розничная торговля и общепит в 2002 году привлекли основную часть денежных средств в Россию).

- Я - за реальное планирование в торговле, - говорит Надежда Тетерина. - "Отбить" вложенные деньги сегодня можно, только если представляешь, куда их вкладываешь. Нет прежнего товарного дефицита, формируется культура потребления, потребитель привыкает к хорошему и расслаивается, как пирожок, на очень разнообразные группы. Его надо досконально изучить, ведь здесь все взаимосвязано: торговля оказывает некачественные услуги - страдает потребитель, если он страдает - не приобретает товар или услугу, значит, не оправдывает ожиданий предпринимателя. Получается, чем удобнее покупателю, тем быстрее оборачивается капитал, эффективнее работают вложенные средства. так что планирование необходимо прежде всего потребителя, чтобы он не ехал из поселка или райцентра в Иваново за промышленными товарами, бытовой техникой, продуктами.

Сделать так, чтобы "потребитель не страдал", - не всегда в силах и компетенции бизнеса. Необходима соответствующая законодательная база, какая существует, например, в Кемерове, Ханты-Мансийске, Москве - там пакет законов разрабатывался под конкретный город, регион, поэтому и работает эффективно. Один нюанс - разрабатывался по заказу властей и небесплатно...

- Законы рынка таковы, что все имеющиеся места и ниши все равно будут заняты вопрос в том, кем и когда. Московские торговые сети готовы прийти в наш регион. Причем сделать торговлю соответствующей мировым стандартам, а не то, что мы имеем сейчас. Сегодня все наши торговые центры - это барахолки или рынки под крышей, не более, в то время как настоящий ТЦ должен быть предприятием с единой идеологией: стратегией, целевой аудиторией, рекламной кампанией, ценовой политикой, ассортиментным рядом. Принципы организации торговли могут быть разными - предоставить покупателю максимально возможный выбор или, напротив, позволить выбирать из группы однотипных товаров, - но они должны быть.

- Нам ждать, пока эти "правильные" принципы принесут с собой москвичи или действовать самим?

- Это политический вопрос, который будет зависеть от позиции властей, ведь в случае московской экспансии деньги будут уходить из региона. Между тем, сегодня есть малозатратные способы организации бизнеса - например, франчайзинг. Многое, кстати, "упирается" в отсутствие подходящей недвижимости, в абсолютную неразвитость логистики (системы доставки, транспортировки, хранения, фасовки товара), т.е. управления товарными потоками и запасами.

- Может ли власть реально влиять на все это?

- Думаю, да. Главное, чтобы чиновники не мешали предпринимателям, заняли протекционистскую позицию по отношению к местным бизнесменам. Сосредоточились на общем управлении, а остальное же доверили общественным объединениям - профессиональным, отраслевым. Мое глубокое убеждение - что управление потребительского рынка должно быть не одним из многих в структуре ГУЭРиТ, а иметь САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СТАТУС и статью финансирования. Тогда и решения, касающиеся потребительского рынка, будут иметь вес и реально влиять на ситуацию.

Взгляд со стороны

Когда речь идет о таких глобальных и повседневных одновременно вещах, почему-то всегда не дает покоя мысль: "А как у людей?" Мне довелось поинтересоваться этим у главы Чагодощенского района Вологодской области Василия Борина - района, который, по словам его главы, по объему розничных продаж занимает первое место в областных списках. Самое удивительное - что эта проблема ему ...незнакома. Ни в области, ни в районе нет никакого плана развития потребительского рынка. Несмотря на это, предприниматели активно строят новые магазины, единственное требование к которым - чтобы те были "основательными" постройками, отвечающими современным условиям и вписывающимися в ландшафт.

- Власть не должна ничего регулировать - только создавать условия, - считает Василий Борин. - Если она вмешивается в бизнес, регулирует денежные потоки, ничего хорошего из этого не выйдет. Надо заниматься другим, а именно повышать уровень жизни населения. Торговля вторична: если у людей есть деньги, то она подстроится и ответит на все их потребности.

К слову, главе администрации одного из вологодских райцентров незнакома и проблема обязательной сертификации, над которой бьются ивановские чиновники: там сертификация действительно обязательная. Нет сертификата - нет предприятия торговли или общественного питания. Может, перенять опыт? Правда, есть опасения, что он опять окажется "завязанным" на уровне жизни населения...

А мы напоминаем, что свои предложения по развитию потребительского рынка вы можете отправлять в письменном виде по почте (153000, Иваново, ул. Красной Армии, д. 9; mail - ch@chastnik.ru) с пометкой "Дискуссия", либо "оставить свой след" на сайте news.chastnik.ru. Рынок будет вам благодарен.

Выдержки из исследований, проведенных соцлабораторией ивановского филиала Российского государственного торгово-экономического университета:

23% ивановцев не удовлетворяет политика властей в области развития торговли, общественного питания и бытовых услуг

44% жителей областного центра покупают продукты на рынках и 40% считают необходимыми "дикие" рынки

55% не всегда находят в магазинах то, что им необходимо

Товары для детей, одежда и обувь, книги и канцтовары - эти группы товаров попали в число тех, в которых ивановцы ощущают наибольший недостаток, особенно в так называемых "спальных районах" города.

Елена НОВГОРОДОВА

07 Июля 2003, 21:52 +92

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...