Изменения в налоговом законодательстве: больше минусов, чем плюсов

31 августа произошли очередные изменения в нашем налоговом законодательстве - вступил в силу Федеральный закон № 104-ФЗ. Во-первых, он освободил плательщиков единого налога на вмененный доход от уплаты единого социального налога. Во-вторых, дополнил Налоговый кодекс двумя новыми главами, тем самым существенно изменив специальные режимы налогообложения. Речь идет о главах "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Мы обратились в юридическое бюро "Консалт" с просьбой прокомментировать эти документы с точки зрения их влияния на деятельность предпринимателей. Руководитель юридического бюро "Консалт" Сергей Сорокин дал свои комментарии.

Первая проблема, которая возникает в связи с принятием нового закона - будет ли вообще у нас единый налог на вмененный доход в 2003 году. Дело в том, что глава 26.3 устанавливает: система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход вводится субъектами Федерации. То есть многое будет зависеть от компетентности и расторопности областных законодателей.

Мы пытались узнать у депутатов Законодательного собрания о том, как идет подготовка законопроекта. Но оказалось, что к ней даже не приступали. Это может создать определенные сложности. К примеру, конкретный предприниматель сейчас рассчитывает на то, что в 2003 году, как и в текущем, будет продолжать уплачивать единый налог на вмененный доход. Однако депутаты могут не успеть до конца 2002 года привести местный закон о налогообложении в соответствие с новым законодательством. А на упрощенную систему налогообложения разрешается подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября. Значит, такому предпринимателю придется использовать общую систему налогообложения - платить множество налогов, от которых упрощенная система освобождает.

Вторая проблема связана с сужением перечня видов деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога. Сегодня его в обязательном порядке уплачивают все предприятия розничной торговли с численностью работающих до 30 человек. С 2003 года это ограничение по численности снято, но установлена максимальная площадь торгового зала - 70 квадратных метров. Это приведет к тому, что большие магазины, которые не смогут сократить свои площади, окажутся во внеконкурентных условиях. Из-за большого товарооборота они не смогут перейти на упрощенную систему налогообложения. А необходимость уплачивать совокупность всех налогов означает для крупных торговых фирм подрыв их финансового положения. Один пятипроцентный налог с продаж заставит их поднимать цены. Плюс налог на имущество, НДС, налог на прибыль, единый социальный налог и проч. - все это сделает большие предприятия розничной торговли неконкурентоспособными.

В этой ситуации некоторые из них уже думают над тем, как реорганизовать свой бизнес. Есть разные пути: деление площадей, перераспределение оборотов, изменение структуры организации деятельности и др. Каждое предприятие решает эти вопросы индивидуально. Но ведь кроме минимизации налогообложения необходимо учитывать вопросы, связанные с собственностью на бизнес, вопросы управления и контроля за бизнесом и проч.

Налоговый кодекс устанавливает базовую доходность для различных видов деятельности и всего три коэффициента. Первый коэффициент зависит от места осуществления деятельности и кадастровой стоимости земли. Насколько мне известно, кадастровая стоимость определена далеко не на все участки. Значит, появится немало дополнительных проблем.

Второй коэффициент устанавливается Законодательным собранием, именно им депутаты должны и могут повлиять на размер вмененного дохода. И, наконец, третий коэффициент - инфляционный, его устанавливает правительство.

Существует проблема определения второго коэффициента, и здесь главное - сохранить преемственность налога, чтобы точкой отсчета являлся размер вмененного дохода за предыдущий год. Возможно, у законодателей будет соблазн поступить по-другому.

Новое законодательство создает правовую проблему, связанную с не совсем удачным определением понятия "розничная торговля". До 2003 года розничной торговлей считалась реализация товаров для личного потребления. Было неважно, какая при этом применяется форма расчета, наличная или безналичная. В новой трактовке розничная торговля - это не только торговля товарами, а также реализация услуг, но исключительно за наличный расчет. Не секрет, что у нас сегодня якобы в розницу продают буквально все. Даже хлопок. Новое определение фактически легализует эту практику. Таким образом, появляются лазейки для уклонения от уплаты налогов.

К плюсам недавно вступившего в действие закона относится возможность уменьшения до 50 % суммы единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (14 процентов от фонда оплаты труда). Это серьезное послабление.

Теперь давайте рассмотрим новое в упрощенной системе налогообложения. Раньше ее можно было применять с любого квартала, теперь - только с начала года. Кроме того, для предприятий и частных предпринимателей упрощенная система стала одинаковой. Из закона исключено понятие патента, предприниматели, как и организации, будут уплачивать единый налог. Поскольку он зависит от финансовых результатов деятельности, теперь придется вести более тщательно учет. За последние годы, когда частные предприниматели работали по патенту, многие бухгалтеры от этого отвыкли. Значит, встает вопрос - где взять кадры.

Большой минус новой системы упрощенного налогообложения - исключение возможности уплачивать НДС. На первый взгляд, это кажется положительным фактором. Но не все так просто. Немало ситуаций, когда уплата НДС выгодна. Например, для тех налогоплательщиков, чьи контрагенты настаивают на выделении этого налога в счетах. Или для экспортеров товаров, имеющих право вычета НДС. На мой взгляд, более правильным было бы предоставить право выбора уплачивать НДС или нет налогоплательщикам.

Организации могут воспользоваться упрощенной системой только в том случае, если доход от реализации по итогам 9 месяцев не превысил 11 миллионов рублей (без налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Для предпринимателей такого ограничения нет.

С другой стороны, и предприниматели, и организации обязаны перейти на общий режим налогообложения, если по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев или года их доход превысил 15 миллионов рублей.

Изменилось ограничение по численности - до 100 человек (раньше - до 15).

Те налогоплательщики, которые перешли с упрощенной системы на общую, а потом снова решили вернуться к "упрощенке", имеют право сделать это не ранее чем через два года после утраты права применять упрощенную систему.

Есть два варианта уплаты налога - либо 6% от дохода, либо 15% от дохода за вычетом расходов. Интересно, что можно выбрать лишь один вариант и впредь пользоваться только им.

Большое ограничение - невозможность перейти на упрощенную систему предприятиям, имеющим филиалы или представительства. Поэтому в сложной ситуации оказываются, например, аптечные сети, имеющие общий аптечный склад и сеть аптек в разных городах.

А вот ограничения по непосредственному участию в предприятии других организаций (для перехода на упрощенную систему их доля не должна превышать 25%) обходимы через увеличение доли физических лиц.

Плюс новой упрощенной системы - исключение требования платить единый социальный налог.

Подводя итог, следует сказать, что очень трудно дать общие рекомендации, на часто задаваемый вопрос "какая система налогообложения выгоднее в следующем году"? Каждый собственник бизнеса должен решать это индивидуально, учитывая множество возникающих проблем, связанных с возможным изменением организационно-правовых форм ведения деятельности, изменением местного законодательства и прочих правил игры на рынке. Поэтому решать этот вопрос лучше начать заранее.

Людмила Котляр

Сергей Сорокин: "Многое будет зависеть от компетентности и расторопности областных законодателей"

16 Сентября 2002, 21:17 +209

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...