К Бабе-Яге добровольно

Марина Москалева (текст) Последние годы подарили нам немало примеров возникновения туристических брендов буквально на голом месте. Мышкинские мыши, Костромская Снегурочка, Дед Мороз из Великого Устюга – это уже хрестоматийные примеры. Регионы делят между собой не только реальных, но и сказочных персонажей, которые могли бы привлечь туристов в глубинку. Дошла очередь и до Бабы-Яги. Есть мнение, что онаимеет самое прямое отношение к Фурмановскому району. Сказка – не у нас Баба-Яга давно уже приглянулась специалистам туриндустрии, как персонаж, популярный у российского электората. В связи с чем выдать собственные дремучие леса за те самые, в которых некогда жила Баба-Яга, пытались несколько регионов – как минимум, Ярославская, Вологодская и Архангельская область. Подобные мысли были и в Фурмановском районе Ивановской области. Но, увы, самыми расторопными оказались ярославцы. В селе Кукобой Ярославской области издавна поддерживали легенду о домовом, обитающем в заброшенной бане, и о том, что в прежние времена на топком болоте стояла избушка, а в ней жила старушка, которая иногда появлялась в селе и лечила больных травами и кореньями. Этой легендой и воспользовались местные жители, решив создать на ее основе туристический проект. Кстати, увидев в нем реальные перспективы, замысел активно поддержали власти Ярославской области. Под общую идею подвели и историю строительства Спасского собора, который является украшением Кукобоя. Дескать, построили этот храм, чтобы нечисть, от которой настрадались местные жители, попряталась по лесам и болотам. Храм в 1912 году освящал ярославский архиепископ Тихон, будущий опальный патриарх. Авторы проекта выстроили в лесу избушку Бабы-Яги и создали целое сказочное представление. По слухам, в Ягу перевоплощается никто иной как режиссер местного театра. Были, правда, и проблемы: священнослужители противились представлению, напирая на то, что Баба-Яга – это нечисть. Противоречие разрешилось быстро и ко всеобщему удовлетворению: теперь туристы идут сначала в храм, а потом – к зловредной старушке, которая уже гоняла чаи с первыми лицами области и многими VIP-персонами российского масштаба. Местные жители смотрят в будущее с оптимизмом, надеясь на рост доходов от туризма. Под Новый год пройтись по туристической тропе «К Бабе-Яге на пироги» приезжает около сотни детей. В основном - из Ярославской и Вологодской областей. Но Россия-то большая! Мы выше этого А что же Фурмановский район Ивановской области? Вышел из битвы за звание Родины Бабы-Яги? Как бы не так! Местные энтузиасты считают, что сказочный бренд – это игрушки. Яга – это реальный исторический персонаж, а Фурманов – Родина и самой Яги, и трех ее дочерей. Энтузиасты – это творческое объединение «Спектр», которым руководит Лев Ульев. А идея такова. Как рассказывает Лев Ульев, рядом с Фурмановом есть место, которое по своему значению сравнимо со Стоунхенджем или Аркаимом. Это древний обрядовый комплекс Среча. Специалисты относят его к IX веку нашей эры. Впрочем, это очень приблизительная оценка. Комплекс сосредоточен внутри петли, которую делает река Шача, и рядом с ней. Столь причудливую форму река приняла из-за того, что ее путь преграждает вал, по форме очень похожий на рукотворный. Внутри петли находится Волотова гора (какое-то время ее считали курганом, но раскопки ничего не дали), два ровных круга непонятного происхождения, которые особенно хорошо видны во время весеннего разлива и – самое удивительное – трехгранная пирамида. На крутом берегу Шачи в основании петли некогда находилась деревня Макошь. Именно так, Макошью (или Мокошью) звали верховное славянское женское божество. Предположительно в древности здесь находился храм этой богини. Как же использовался комплекс, и при чем тут Баба-Яга? Как говорит координатор проекта восстановления комплекса Владимир Смирнов, некогда здесь проводился обряд инициации – превращение мальчиков в мужчин. «Во многих русских сказках сюжет построен на том, что дети уходят в лес (сами или с чьей-то «помощью») и не возвращаются. При этом девочки попадают или к Кощею Бессмертному или к Деду Морозу, а мальчики – к Бабе Яге. Согласно сказкам, там они погибают, - рассказывает Владимир Смирнов. – На самом деле, конечно, было не так. Действительно мальчики знали, что для того, чтобы стать взрослыми, они должны пройти некое испытание. Шли они на это добровольно, ведь повзрослеть хотелось. Когда приходило время (обычно лет в 12) они отправлялись в лес, где действительно встречали Ягу. Согласно историческим источникам, так звали старшую берегиню храма богини Макоши. Почему она баба? Потому что старшая и мудрая. Всего было 27 берегинь (тогда именно столько дней было в месяце). Старшими были три из них – Понеда, Середа и Пятница. Все они – дочери Бабы-Яги. Понеда отвечала за роды и лечение болезней, Середа – за обучение, а Пятница – за приготовление к смерти и погребение». Как считают в творческом объединении «Спектр», Баба-Яга принимала приходивших к ней детей в пирамиде (хотя жила, она, конечно, не там). Она, разумеется, не ела и даже не убивала мальчиков. Ритуально умирал ребенок – в печи Бабы-Яги сгорали его одежда и состриженные волосы. А вновь родившийся маленький мужчина облачался в волчью шкуру и становился членом «Братства Волка». Чтобы момент перехода был более ярким, подростку давали выпить настой мухоморов (память об этом также сохранилась в сказках) и в таком одурманенном состоянии переводили через реку. В «Братстве» он сначала учился ремеслу охотника и воина, затем участвовал в набегах, локальных войнах (настоящие враги до здешних мест не доходили) и «умыкании невест». Уйти из «Братства Волка» юноша мог по собственному желанию – когда приходил к решению создать семью. В прежнем названии Фурманова, как говорит Владимир Смирнов, надолго сохранилась Память о берегине Середе… Верить этим сказкам, или нет – личное дело каждого. Но, как говорят члены творческого объединения «Спектр», Среча – место загадочное во всех отношениях. Необычных явлений здесь множество – от привидений, появляющихся из-за особого движения тумана, до отказывающихся работать металлоискателей. А подъем на пирамиду так взбудораживает, что ночью люди подолгу не могут уснуть. И, кстати, с точки зрения расположения небесных светил в дни равноденствий и солнцеворотов, фурмановский комплекс очень схож все с тем же Стоунхенджем. Чтоб сказку сделать былью Теперь о том, как, собственно, превратить идею в работающий туристический бренд. У координаторов проекта по этому поводу немало идей. Причем креаторы полны не только энтузиазма, но и самоиронии. Лев Ульев, например, говорит, что «По сути, мы хотим создать Нью-Васюки». Но не видит в этом ничего плохого. Чем, собственно, ритуальный комплекс хуже парижской скамейки, на которой, якобы, сидел Д’Артаньян? «После того, как я поездил по России и по миру, посмотрел, какие легенды там предлагают туристам, лишний раз убедился, как красивы и богаты сюжетами наши места», - говорит Лев Ульев. Уже сейчас организаторы готовы водить туристов по экстремальным маршрутам. Этот проект, кстати, поддержан грантом областного департамента внутренней политики. То, что подобные тропы интересны только молодым, Лев Ульев считает глубоким заблуждением. Лично водил там бабушек из своего творческого объединения. Они не только прошли маршрут, но и получили массу удовольствия. Энтузиасты восстановили источник, который носит имя святого Леонтия. Он тоже уже сейчас привлекает паломников не только из Ивановской области, но и из других регионов. Неподалеку, в деревне Новино, создается гостевой дом «Лесной уголок». Этим занимается жена местного фермера Ивана Березина – Любовь. Иван специализируется на животноводстве, Люба до последнего времени сидела с детьми и помогала мужу. Теперь она проходит учебный курс менеджеров гостевых домов. На опушке леса в Новино уже построена избушка Бабы-Яги (по желанию ее даже можно повернуть «к лесу задом», благодаря поворотному кругу от прицепа к трактору). Гостей «Лесного уголка» можно принимать на открытой террасе, строятся два дома и баня. Через год, говорит Любовь Березина, местность будет не узнать. Кстати, в творческом объединении «Спектр» подумывают воссоздать на территории Новина обрядовый комплекс Среча. Ведь не всем подходит экстремальный маршрут, а цивилизовать древнее сооружение никак нельзя. Планируется также воссоздать календарь славянских праздников и привлекать на эти события туристов. В представлениях, как говорит Лев Ульев, можно задействовать местный театр, рок-клуб и сочувствующих. В общей сложности – до трехсот человек. В перспективе также проведение ролевых игр и исторических реконструкций… «Нам трудно мыслить масштабно, - говорит Владимир Смирнов. – Но как только маховик будет запущен, эту машину будет уже не остановить». Не только Середа Фурмановские достопримечательности могут стать частью общеобластного проекта – объединения гостевых домов. Над воплощением этой идеи сейчас работают специалисты факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации кадров Ивановской сельскохозяйственной академии. В ИГСХА разработана программа для обучения менеджеров гостевых домов, создается их база, прорабатывается возможность объединения таких домов в туристические маршруты. Пока, как говорит заведующая кафедрой информационных технологий и консалтинга ИГСХА Наталья Тимофеева, никто не может даже точно сказать, сколько в регионе гостевых домов, нет четкой законодательной базы, туроператоры еще не привыкли продавать подобные предложения, основным способом рекламы остается сарафанное радио. Но недавно еще новое словосочетание «гостевой дом» начинает приживаться. Их хозяева обмениваются опытом, приглашают коллег к себе. Те, кто занялся этим бизнесом по наитию, отправляют детей учиться. У каждого гостевого дома - своя изюминка. Например, в Палехе есть гостевой дом «Вера, Надежда и Любовь» (две его хозяйки – сестры-близнецы Вера и Надежда). В основном, здесь останавливаются те, кто приехал познакомиться с палехской лаковой миниатюрой. При доме есть беседка и пруд, где можно покататься на лодке. В Южском районе та же семья создала гостевой дом «Малая Родина». Туристов привлекает природа района, рыбалка и охота на озерах, еда, приготовленная в настоящей русской печке. Среди предложений, которые существуют в области - дом, где можно на себе ощутить чудеса траволечения, и даже гостевая юрта. У одной из слушательниц курсов менеджеров гостевых домов Валентины Печеркиной есть мысль создать подобный бизнес в Костромской области на базе пасеки, которую содержит ее отец. Село находится неподалеку от усадьбы Островского, мимо него пролегает не зарастающая туристическая тропа. И многие туристы заходят к пасечнику попробовать меда или медовухи. Дегустации, как говорит Валентина, будут неотъемлемой частью будущего гостевого дома. Этот бизнес пока еще только начинает развиваться. Но интерес к нему довольно велик. Ведь городских жителей, которые хотели бы иногда выбираться на природу «на все готовое» все больше, да и «порог вхождения» в этот бизнес не так уж и велик. Многие начинают с того, что у них есть, постепенно расширяя базу (например, покупая лошадей, создавая пруды и т.д.) Главный капитал, который приходится вкладывать в дело, – это собственный творческий потенциал, силы и мозги. Без увлеченности и энтузиазма в этом бизнесе делать нечего.
29 Июня 2010, 13:29 +213

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...