Как будем землю делить?

Разграничение федеральной и муниципальной земли вызывает много вопросов. Чьи интересы оно затрагивает? По каким принципам земля будет относиться к тому или иному виду собственности? Сколько времени и денег на это уйдет? Насколько болезненным будет процесс раздел земли? На наши вопросы отвечает председатель городского комитета по управлению имуществом Александр Осипов?

- Что изменится после разграничения земель для федеральной, областной и муниципальной власти?

- Для федеральной и областной власти разграничение будет иметь позитивный характер, так как исчезнет неоднозначность в определении субъекта права государственной собственности на землю. Под государственной собственностью на землю сегодня понимается и собственность Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации. Кроме этого, более ясным станет зачисление доходов от пользования земли в бюджеты разных уровней. До настоящего времени доходы в виде земельного налога, арендной платы за землю, средств от продажи поступают в бюджеты всех уровней в долях, установленных законом о бюджете текущего года, причем в разные годы эти пропорции меняются. После разграничения и регистрации собственности на землю 100% доходов будут поступать в бюджет соответствующего собственника.

Для муниципальной власти разграничение носит и позитивный, и негативный характер одновременно. Доходы от использования земли, переданной в муниципальную собственность, будут поступать в городской бюджет в полном объеме. Однако муниципальные власти теряют часть подведомственных участков земли, что уменьшает влияние местного самоуправления на земельные отношения в городе (право принятия решений об использовании участков под те или иные цели у органов местного самоуправления теперь будет распространяться не на всю территорию города).

- Какова процедура разграничения земель?

- Процесс разграничения носит долговременный характер, проводится на основании закона РФ "О разграничении государственной собственности на землю" и затрагивает нормы права, изложенные в различных законах Российской Федерации. Процедура разграничения установлена Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые возникает право собственности. Эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ.

Для органов местного самоуправления процесс можно условно разделить на два потока. Первый - подготовка и направление в Правительство РФ перечней земельных участков, на которые претендует город. Второй - согласование перечней земельных участков, на которые претендуют Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Согласованные перечни земельных участков утверждаются постановлениями Правительства РФ, на основании которых можно регистрировать право муниципальной или государственной собственности в учреждении юстиции. Для регистрации права собственности потребуется также оформление землеустроительных документов. Разграничение земли возможно провести только в отношении земельных участков, прошедших инвентаризацию и имеющих кадастровый номер. Получение свидетельства о праве собственности является завершением процедуры разграничения по конкретному участку земли. На территории города по предварительным подсчетам имеется около 40 тысяч участков, на которые по закону может претендовать муниципальное образование - город Иваново.

- Кто должен (может) инициировать процесс разграничения земель?

- Участие в процессе разграничения собственности на землю является не обязанностью, а правом муниципального образования. Учитывая, что Российская Федерация начала эту процедуру на территории Ивановской области с осени 2002 года и стали выявляться факты необоснованных, по мнению администрации города, притязаний на некоторые участки, а также принимая во внимание все положительные последствия разграничения земель для муниципального образования, городская администрация уже начала предпринимать конкретные действия. Работа возложена на городской комитет по управлению имуществом. Координацию работ по разграничению осуществляет Министерство имущественных отношений РФ (МИО РФ). В Ивановской области действует территориальное управление министерства, которое доводит до сведения муниципальных образований области количество земельных участков, предоставляемых на утверждение в правительство РФ. Для Иванова на 2003 год установлен предел, составляющий приблизительно 500 земельных участков. Ограничение в количестве рассматриваемых заявлений связано, вероятно, с большой загрузкой департамента земельных ресурсов МИО РФ, который проводит экспертизу заявлений со всей России. Учитывая количество участков на территории города и предлагаемые темпы рассмотрения наших обращений, можно сказать, что процесс будет длительным. Но подготовка документов даже по такому, относительно небольшому количеству земельных участков требует значительных трудозатрат, материальных и финансовых ресурсов. Финансирование предусмотрено городской думой в рамках специальной муниципальной программы.

- Какие дополнительные права и обязанности по распоряжению землей появятся у частных землевладельцев, предприятий и коммерческих фирм?

- Разграничение не затрагивает интересы лиц, которые уже имеют в собственности землю. Этот видно из названия закона - разграничение государственной собственности. Но результаты разграничения могут заинтересовать собственников недвижимости, так как в ходе разграничения устанавливается продавец участка, и владелец недвижимости получает возможность оформить приобретение земли в собственность. А заинтересованность в приобретении земельного участка возникает по двум причинам. Первая - собственник земли уплачивает земельный налог, а арендатор земли - арендную плату. Как правило, она выше земельного налога. До 2004 года владельцы недвижимости должны привести в соответствие с Земельным Кодексом свои документы на право пользования землей. Закон предусматривает лишь два варианта - либо собственность, либо аренда, все остальные варианты упраздняются. Вторая причина состоит в том, что собственник земли получает дополнительные права по распоряжению землей, в том числе право сдачи в аренду другим лицам, внесения участка в качестве залога при оформлении банковских кредитов, право на продажу земельного участка.

- На какие земли в черте города могут претендовать федерация и область?

- Критерии отнесения земельных участков к тому или иному виду собственности определены Законом о разграничении земель. Основные - наличие на земельном участке недвижимого имущества федеральной или областной собственности, факт предоставления земельного участка органу государственной власти, государственному предприятию, государственному учреждению, некоммерческой организации, созданной органом государственной власти, наличие на земельном участке приватизированного имущества, находившегося до приватизации в федеральной или областной собственности. Существуют и другие критерии, которые на территории города пока не проявились, и, вероятно, будут присутствовать в минимальной степени.

- На какие участки и почему Вы считаете претензии федеральных властей необоснованными?

- На сегодняшний день из Правительства России поступило в администрацию города на согласование около 70 земельных участков. Около 30 из них город оспаривает, считая, что внесены в перечни федеральной собственности необоснованно. В основном, это участки, которые предоставлялись приватизированным предприятиям много лет спустя после приватизации. Мы считаем, что эти участки должны быть переданы в муниципальную собственность, как предоставленные коммерческой организации.

Галина Кузнецова

16 Июня 2003, 18:57 +56

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...