Как поделим, так и заживем

Похоже, Ивановской области грозит и массовый территориальный «передел». По-новому формируются избирательные участки: в Законодательном собрании работает специальная комиссия, ломая голову над тем, как из 35 округов сделать 24, не ущемив ничьих прав – ни избирателей, ни избираемых (читай – самих депутатов). Там же активно обсуждается проект закона «О муниципальных районах и городских округах», который после своего принятия существенно изменит систему муниципального управления в регионе.

Это не прихоть депутатов, а требование федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Сложность в том, что народные избранники должны выбрать наименее болезненный и затратный путь реорганизации, а это, как выяснилось, не так-то просто.

Во-первых, депутаты ЗС решили не навязывать районам тот или иной тип устройства, положенный им по закону (городской округ или муниципальный район) – они предложили, чтобы инициатива исходила «снизу». Во-вторых, они должны думать не только о демократии, но и о материальном положении преобразуемых районов: как и любая реформа, муниципальная потребует дополнительных средств.

Поэтому председатель профильного комитета ЗС – по местному самоуправлению и связям с общественностью – Евгений Сысоев сразу стал настраивать коллег на «мирный» лад. «Не надо перетрясок, давайте сохраним границы и устройство существующих муниципальных образований, чтобы не возникло потребности в деньгах и чиновниках», - сказал он. И, выражая точку зрения ряда других депутатов и учитывая пожелания существующих муниципальных образований, предложил сделать большинство районов городскими округами. С ним не согласился депутат Сергей Вальков, озвучив опасения некоторых глав сельских администраций: «Они боятся не увеличения численности, а сокращений. Вы хотите создать городские округа, чтобы ничего не менять, чтобы на своих местах сидели назначенные, а не выбранные люди. Кроме того, мы лишим льгот сельские поселения, который войдут в состав округов». То есть, по мнению Валькова, целесообразнее насоздавать как можно больше муниципальных районов.

«Насчет льгот сельскому населению Сергей Владимирович горячится – они останутся в силе: создание городского округа не предполагает ни ликвидации, ни объединения населенных пунктов, - пояснил ситуацию заместитель начальника правового управления ЗС Владимир Левченко. А вот сокращения численности чиновников при варианте с муниципальными районами точно не произойдет».

В чем разница

Городской округ может быть образован вокруг городского поселения. Если по-русски, то это город (райцентр) или поселок и расположенные вокруг него деревни и села. При образовании округов сохранится существующее административно-территориальное деление на районы, будут преобразованы только сельские администрации.

В каждом городском округе может быть только один город, поэтому названия населенных пунктов области сейчас активно уточняются. В частности, регион избавляется от ПГТ «поселков городского типа» и «сельских поселков» - они вообще оказались вне и закона о местном самоуправлении, и Градостроительного кодекса (согласно им, существует деление только на городские и сельские поселения).

Муниципальный район – более сложное и громоздкое устройство, включает несколько поселений, объединенных общей территорией. Каждое поселение – по сути, отдельное муниципальное образование со своими главой, администрацией, выборными органами власти (депутатами), бюджетом и т.п. Если уместно такое сравнение – область в миниатюре, на уровне района. Причем муниципии напрямую не подчиняются ни главе района, ни губернатору – значит, нужен институт представительства, что также увеличивает бюрократический аппарат. Оправданно ли такое увеличение, принесет ли пользу жителям – нужно решать в каждом конкретном случае.

Нет денег – нет муниципального района

Ситуация осложняется тем, что в принятом федеральном законе нет четкого указания, какие муниципальные образования сохранят свой статус, а какие – должны изменить (в первой редакции был такой критерий, как численность населения). По этому, в принципе, каждый район может стать муниципальным. Только вот вопрос: выживет ли он? Муниципальная самостоятельность – это не только гражданская, но и финансовая независимость.

Так, в Ярославской области местное самоуправление уже работает, но только потому, что все регулирующие налоги субъект федерации отдает на места - муниципалитетам. Благодаря этому, например, в Угличе не только вовремя выплачивается зарплата, нет долгов по ЖКХ, но и поддерживается бюджетными кредитами и инвестициями малый и средний бизнес, сельхозпроизводители и даже промышленники.

При вопиющей нищете большинства ивановских районов вслед за депутатами нужно констатировать: мы к такой самостоятельности просто не готовы. Заместитель председателя ЗС Ирина Шутова привела красноречивые примеры. В Заволжском районе собрано 16 тыс. рублей налогов (на имущество и на землю). На содержание сельской администрации и нужды проживающих там жителей потрачено 2,5 миллиона. В не самом бедном и не обделенном промышленностью Кинешемском районе собрано 13 тысяч, потрачено 2,3 миллиона. А список полномочий, передаваемых на места, внушителен. Это то, с чем до сих пор не могут разобраться крупные и сильные муниципалитеты: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом; организация транспортного обслуживания, строительства и содержания муниципального жилищного фонда, обеспечение жильем малоимущих граждан; благоустройство и многое другое. Решить эти проблемы на более «мелком» уровне и вовсе кажется невозможным.

Конечно, и городской округ, и муниципальный район имеют право устанавливать собственные налоги (естественно, в рамках Налогового кодекса РФ) и тратить эти деньги по собственному усмотрению. Это сделано затем, чтобы население видело, как работает каждая копейка. Но легко ли будет психологически согласиться расстаться со своими деньгами, чтобы, например, отремонтировать общую дорогу (содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, по новому закону, отнесено к вопросам местного значения)? Материальную же сторону вообще лучше не затрагивать.

Так что формально, конечно, можно согласиться с депутатом Сергеем Вальковым, что, минимизируя изменения путем создания городских округов, «мы проводим реформу муниципального самоуправления в уродливом виде и не хотим возрождать народовластие». Однако где гарантия, что «самостийные» муниципальные районы не получатся более «уродливыми»? «На селе сегодня трудно найти толкового тракториста, не то что набрать достаточное количество нормальных депутатов, - прокомментировал заявление коллеги председатель экономического комитета Андрей Кабанов. – Так что нужно трезво оценивать возможность местного самоуправления в сельской местности».

Обычный район превращается…

Но, несмотря на всю «неготовность», законодательно превратить все существующие районы в городские округа не удастся: Ивановский, Тейковский, Савинский, Вичугский и Гаврилово-Посадский районы выразили желание стать муниципальными. При этом ни один, кроме Гав-Посадского (там планируется создать 6 муниципий), как выразился Владимир Левченко, «ни черта для этого не сделал».

А сделать нужно немало. Как минимум – сверить со статистикой и картографией реальное положение дел (хотя бы определить, живут ли в обозначенных на карте населенных пунктах люди, имеется ли зарегистрированная собственность, и если поселение значится только на бумаге – исключить его из учетных данных). Чтобы создать городские и сельские поселения, которые создадут район или округ, нынешнему району нужно зарегистрировать всю собственность и передать ее этим поселениям. Это процесс небыстрый, так что надо было начать его давно, плюс он потребует денежных затрат.

«Еще одна проблема – что делать с Ивановским районом. Никакого плана он пока не представил, между тем совершенно очевидно, что в перспективе часть территории района должна отойти Кохме и Иванову – иначе у них не будет территории для развития», - говорит Владимир Левченко.

Кое-где муниципальные районы невозможно создать в принципе. Например, его не может образовать г. Фурманов, где 40 тысяч населения, и Фурмановский район, который насчитывает всего 4 тысячи человек (а по закону, пропорция должна составлять 2 к 5).

Другой недостаток муниципального района, считает Владимир Левченко, - то, что он слишком легко сливается с другим муниципальным районом - для этого не требуется согласия жителей, только решение представительных органов. Схема устройства городского округа сделать это без ведома населения не позволяет: все вопросы, касающиеся изменения границ, решаются на референдуме. Кроме того – уверены и юристы, и заместители председателя ЗС Ирина Шутова и Елена Григорьева, курирующие муниципальную реформу – после окончательного перераспределения бюджетных полномочий в 2005 году именно городские округа будут иметь более выгодное финансовое положение.

Это только начало

Пока на тему своего будущего устройства официально высказались только 15 из 23-х районов Ивановской области. Между тем, муниципальную реформу нужно провести в жестко установленные сроки.

Закон о делении Ивановской области на городские округа и муниципальные районы будет принят уже на июньском заседании ЗС (он уже принят во втором чтении, одобрен ивановским управлением юстиции и направлен на заключение в прокуратуру области). К 1 января 2005 года должны быть определены все территориальные границы. К 1 ноября 2005 года – пройдут выборы в новые органы власти, что бы с начала 2006 года мы все начали жить по-новому.

Так что по всему получается – как скроим сегодня, то и получим завтра.

По закону

Местное самоуправление – это «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая <…> самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Елена НОВГОРОДОВА

31 Мая 2004, 20:48 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...