Как подобраться к муниципальному заказу

Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует уже 5 лет, однако значительная часть участников размещения муниципального и государственного заказа по-прежнему совершает множество неправильных, с точки зрения заказчика, действий. Причина - большое количество внесенных в закон поправок, а также сложность многих норм. Следствием этого становится отстранение участников от торгов и ответные жалобы в ФАС со стороны обиженных предпринимателей. Чтобы избежать этого в дальнейшем, начальник управления муниципального заказа Елена Шабанова провела 4 марта очередной семинар для предпринимателей, на котором разъяснялись те нормы закона, которые чаще всего нарушаются участниками торгов. Обеспечение исполнения контракта В последней редакции закон предлагает четыре способа обеспечения исполнения контракта: залог денежных средств, банковская гарантия, страхование ответственности и договор поручительства. При заключении договора поручительства поручитель принимает на себя обязательства перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательств. В данном случае речь идет об обязательствах победителя торгов перед заказчиком. Важно то, что поручителем может быть лишь юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ. При этом его собственный капитал должен составлять не менее 300 млн рублей, а размер поручительства не может превышать 10% от собственных средств. Важно иметь в виду, что контракт с победителем торгов заключается лишь после того, как он предоставит копию бухгалтерского баланса поручителя, копию приказа о назначении руководителей предприятия-поручителя на должность, а также копии учредительных документов поручителя. Все документы должны быть прошиты и пронумерованы. Последний момент, несмотря на кажущуюся второстепенность, не менее важен, чем все предыдущие, поскольку неправильное оформление документов может стать поводом для отказа в заключении контракта. В самом договоре поручительства, заключаемом между поручителем и его клиентом, указываются сроки и размеры исполнения основного договорного обязательства. Там же формулируется обязательство поручителя исполнять обязательства исполнителя муниципального заказа (то есть победителя торгов). В настоящее время, по словам Шабановой, в России насчитывается около 30 тыс. компаний, обладающих собственным капиталом не менее 300 млн рублей и способных выступать поручителями. Другой способ обеспечения выполнения контракта – безотзывная банковская гарантия. Елена Шабанова особенно обратила внимание, что она может предоставляться только банками. Были случаи, когда победители конкурса на размещение муниципального заказа предоставляли гарантию страховых компаний, ссылаясь на 368-ю статью Гражданского кодекса РФ. Однако закон «О банках и банковской деятельности» гласит, что в подобных случаях гарантию могут предоставлять не любые финансово-кредитные учреждения, а только банки – этим и руководствуются организаторы торгов. При предоставлении банковской гарантии необходимо приложить копию лицензии, свидетельствующей, что данная организация (банк) может осуществлять финансовые операции. Елена Шабанова особенно обратила внимание на то, что вопрос получения банковской гарантии лучше прорабатывать заранее, потому что в течение 10 дней, отводящихся на заключение контракта, сделать это очень трудно. От этого страдают многие участники размещения заказа. К тому же, получить банковскую гарантию могут только финансово устойчивые организации, так что здесь нужно рассчитывать свои силы. Тем, кто в них не уверен, стоит заранее подумать о другой форме обеспечения. Перечисление в залог денежных средств – хорошо известная мера обеспечения контракта. Важно помнить, что при заключении контракта прилагаются документы, подтверждающие внесение денег на счет, указанный заказчиком. И если денежные средства не поступили на счет заказчика в момент заключения контракта, то данный участник будет считаться уклонившимся от его заключения. А вот другая хорошо известная мера – страхование ответственности участника торгов - уже исключена из видов обеспечения при проведении электронного аукциона в открытой форме. И может быть исключена по усмотрению заказчика при проведении открытого конкурса и аукциона. Это связано с тем, что, как показал анализ Минэкономразвития, средства в рамках страхования ответственности в случае неисполнения условий контракта часто не выплачиваются страховыми компаниями, которые не считают произошедшее страховым случаем. В связи с этим данная мера кажется заказчику ненадежной. Изменение условий контракта Это по-прежнему очень актуальная тема, поскольку именно на этой почве возникают многие спорные ситуации. Статья 9-я 94-ФЗ гласит, что изменение условий контракта по соглашению сторон не допускается за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К примеру, изменение цены контракта в пределах 10% возможно в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, аварийно-спасательных работ; реставрации объектов культурного наследия, оказании аудиторских, медицинских услуг. Кроме того, это возможно при проведении конкурса или аукциона на поставку товаров при условии, что положения о возможном изменении цены в пределах 10% отражены в конкурсной документации или в документации на аукцион. Единственный возможный вариант свободного изменения цены по соглашению сторон – это ее снижение без уменьшения объема товаров, работ и услуг, предусмотренных условиями контракта. Понятно, что это чрезвычайно редкое явление. Изменение сроков поставки товаров, осуществления работ и предоставления услуг не допускается. Выполнение строительных работ В связи с изменением законодательства многих беспокоит вопрос о лицензиях на осуществление строительных работ и о допуске, полученном в СРО. Здесь нужно твердо знать, что работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющие на безопасность этих объектов, больше не лицензируются. Теперь они могут выполняться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими свидетельство о допуске к работам, выданном СРО. Перечень видов таких работ утвержден приказом Минрегионразвития №274 от 9 декабря 2008 года. Однако, как отметила Елена Шабанова, 10 февраля 2010 года министерство разместило на своем сайте новый вариант приказа от 30 декабря 2009 года № 624. С ним на всякий случай рекомендуется заранее ознакомиться всем потенциальным участникам размещения заказа. Новый вариант приказа, впрочем, не окончательный. Без допуска СРО могут проводиться работы, не влияющие на безопасность зданий и сооружений, а также монтаж сооружений сезонного или вспомогательного назначения. «Очень огорчает то, что большое количество предпринимателей так и не осознали масштаба произошедших изменений, - посетовала Елена Шабанова. – Кто-то и сейчас верит в то, что в 2010 году работать на основании лицензий будет возможно». Аукционы в электронной форме С 1 января 2011 года на региональном и муниципальном уровне планируется осуществлять закупки только путем проведения аукционов в электронной форме. Проведение таких аукционов началось уже сейчас. Они организуются на специальных электронных площадках (сайтах). Эти сайты являются универсальными площадками, на которых проводят торги все органы государственной власти и местного самоуправления. Извещение о дате проведения аукциона размещается на том сайте, где он проводится, не менее чем за 10 дней до назначенной даты. Участие в аукционе бесплатное. Зарегистрироваться на электронной площадке можно в любой момент до завершения аукциона. На сайте в режиме реального времени указывается последнее и предпоследнее предложение по цене контракта. Аукцион считается законченным, если в течение часа не поступило ни одного предложения, содержащего более низкую цену контракта. Если есть предложения, одинаковые по цене, победителем становится тот, чье предложение поступило раньше. Информация об окончании аукциона размещается на сайте в течение одного часа по его завершении. Одновременно размещается текст решения о признании участника победителем аукциона. Оформляется соответствующий протокол, который подписывается заказчиком в день проведения аукциона. Данный протокол размещается на сайте в течение дня, следующего за днем его подписания. Аккредитация участника размещения заказа на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года. Аккредитованный участник принимает участие во всех торгах, которые проводятся на данной площадке (то есть, не только муниципальных, но и любых других). Не допускается взимание платы за аккредитацию с кого-либо из участников за за исключением лица, с которым заключается контракт. Размер платы, взимаемой с победителя аукциона, определяется заранее и указывается в контракте. Для участия в торгах подается заявка, содержащая согласие участника размещения заказа с поставкой товаров и услуг, соответствующих требованиям, заявленных в документации об аукционе. Во второй части заявки указываются все качественные и технические характеристики товара и услуг, информацию о его безопасности, функциональных особенностях, потребительских свойствах (размер, упаковка и т.д.). О других нюансах участия в размещении муниципального заказа читайте в следующих номерах «Частника».
10 Марта 2010, 11:17 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...