Как утолить кадровый голод в текстиле?

Рынок — среда динамичная, постоянно меняющаяся. И уж сколько раз твердили миру, что конкурентоспособность любого производства, и текстильного в том числе, в этой динамике зависит от кадров, однако исчерпанность проблеме кадрового голода не грозит. Разница в том, что если последние несколько лет мы слышали о недостатке управленческих кадров, то сейчас кадровый кризис постиг рабочие специальности.

“Я не могу найти швейника для своего дома моды, - сказал Вячеслав Зайцев на круглом столе, посвященном проблеме взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, который проходил в администрации Ивановской области в рамках «Текстильного салона-2004». - Все хотят работать с идеями, и никто не хочет работать руками. Нет людей, которые могут сесть за швейную машину и проложить строчку. И в рамках круглого стола это проблема нерешаемая”.

Решить проблему нельзя, но попытаться найти пути решения можно.

Для начала участники круглого стола решили найти корни кадровой проблемы.

По мнению председателя ивановского отделения РСПП Алексея Жбанова, результат, который мы имеем сегодня, - это последствия быстрого перехода к рыночной экономике. У руля предприятий встало новое поколение бизнесменов, которых Алексей Жбанов охарактеризовал как “умных, инициативных, энергичных людей, не связанных моральными нормами, хорошо умеющих делать “короткие” деньги, но не просматривающих перспектив”. А кадрами занимаются только те, кого перспективы все-таки волнуют, поэтому прежде чем заниматься налаживанием отношений вузов и предприятий, надо сначала воспитать новое поколение бизнесменов – ответственное, заботливое и с чувством перспективы.

В департаменте занятости администрации Костромской области, поиском причин кадрового кризиса занимались более детально. На предприятиях не созданы условия для привлечения молодых кадров (нет рекламы предприятий, тяжелые условия труда, низкая зарплата, не предоставляется социальный пакет). СМИ не ведут пропаганду престижа рабочих профессий. В общеобразовательных школах нет профессиональной ориентации, а в профессиональных училищах качество подготовки ухудшилось из-за старения материально-технической базы.

“То ли готовим не тех, то ли готовим не так”, – резюмировала директор Сочинского дома моды Людмила Иванова.

А как и что нужно делать, чтобы рынок труда и рынок образовательных услуг работали не параллельно, а друг на друга? Ответы на этот вопрос у собравшихся, по сути, были одинаковыми.

Взаимодействие предприятий и учебных заведений должно строиться на договорной основе. Предприятиям нужно участвовать в финансировании учебного процесса. Только, по мнению одних участников, предприятия должны платить специальную стипендию студентам, по мнению других, - надо доплачивать преподавателям.

Правда, А.Жбанов тут же озадачился другим вопросом: как законодательно поддерживать расходы работодателей на развитие образования и подготовку кадров? Проблема не менее актуальная, чем содержание образовательных программ. До сих пор расходы предприятия на обучение и повышение квалификации, превышающие 2% от фонда оплаты труда, работодатель обязан относить с себестоимости на прибыль – после чего инвестиции в человеческий капитал становятся невыгодными.

Возможный вариант экономии – подготовка специалистов совместно со службой занятости. В 2003 году некоторые текстильные предприятия уже воспользовались этой системой, и на условиях софинансирования было обучено 389 человек.

Третий пункт выхода из кадрового кризиса - возрождение практики обязательного распределения студентов после выпуска – повторялся особенно часто. Варьировались только сроки – от полугода до трех лет.

В-четвертых, для того, чтобы обеспечить приток молодежи на производства, надо повышать престижность рабочих специальностей, как с помощью СМИ (во многом благодаря СМИ молодые люди хотят быть барменами, официантками, секретаршами, но не никак не операторами отделочного производства), так и усилиями самих предприятий. Костромичи, к примеру, предложили организовывать экскурсии на предприятия для школьников и студентов, в школах проводить классные часы не только для учеников, но и для родителей. Возможна организация летней работы школьников на предприятиях.

Рассказ директора родниковского ПТУ №46 Владимира Сумина стал идеальной иллюстрацией реализации этого плана.

В 2000 году был заключен договор о социальном партнерстве между ПТУ и предприятием “Родники-текстиль”. Инициатива принадлежала руководителям ПТУ. По договору, ПТУ обязалось готовить текстильщиков по 10 основным профессиям и по 5 дополнительным. За четыре года финансирование учебной программы составило 2,5 млн руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Сейчас все мастера производственного обучения ежемесячно получают премии от 40 до 90% от базового предприятия. Лучшие учащиеся из того же источника получают дополнительную стипендию. Всем студентам-текстильщикам после первого семестра “Родники-текстиль” предлагает заключить договор о предоставлении дополнительной стипендии с последующей обязательной отработкой определенного количества времени на предприятии. Вся практика оплачивается. Активно развивается система наставничества (когда за каждым практикантом закрепляется мастер).

Были и другие предложения.

Директор коммерческого центра при Минпромэнерго Олег Кащеев поделился своим удивлением по поводу того, что, заказывая подготовку тех или иных специалистов учебного заведения, заказчики потом никого не присылают на дипломную защиту. И предложил предприятиям активнее участвовать в весенне-летней “госприемке”, чтобы реальнее оценивать ситуацию на рынке труда.

Проректор ИГТА Наталья Масюк заявила, что среди студентов много желающих открыть свое дело после вуза, а так как бизнесу по учебникам научить нельзя, следовательно, задача вуза – найти средства для того, чтобы уже во время учебы студенты могли оценить свой предпринимательский дар. А значит, от лекций надо переходить к активным формам обучения.

Начальник ГУЭРиТ Владимир Соков предложил вместо насильственной практики распределения использовать более привлекательные “пряники” для удержания работников, к примеру, обеспечивать молодых специалистов жильем по ипотеке.

Получается, что для утоления кадрового голода надо сначала перевоспитать бизнесменов, чтобы они в расчете на радужные перспективы с чувством глубокого удовлетворения вкладывали деньги в систему образования. Потом следует обязать студентов проходить отработку после учебы. Параллельно нужно работать над повышением престижности рабочих специальностей и создавать условия для развития малого бизнеса. Дело за небольшим – найти тех, кто будет всем этим заниматься.

Галина Кузнецова

23 Ноября 2004, 12:56 +66

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...