Ходишь-ходишь в школу, вдруг бац – вторая смена!

Марина Москалева (текст) Фраза из кинофильма «Большая перемена» как нельзя лучше отражает настроения многих родителей в тот момент, когда им сообщают о том, что их ребенок отныне будет учиться не утром, а после обеда. Если при обучении в первую смену режим дня ребенка был достаточно привычным (и даже в какой-то мере унаследованным с детсадовских времен), то теперь необходимо его перестраивать, тратя на это и силы и время. Как правило, родители переживают по этому поводу больше, чем дети. Как же помочь и себе, и ребенку и облегчить этот переход? Наш эксперт – член ассоциации практической психологии Татьяна Тряхалова. Дело привычки Разумеется, далеко не для всех детей вторая смена создает какие-то сложности и проблемы. Для тех, кто любит поспать по утрам и с трудом притаскивает свое тело к первому уроку, а просыпается только к третьему, вторая смена – это даже благо. Но в основном, изменение графика обучения вызывает и у детей, и у родителей дискомфорт. Впрочем, как говорит Татьяна Тряхалова, адаптироваться к переменам в принципе может любой ребенок. Согласно санитарно-гигиеническим правилам, которые действуют для общеобразовательных учебных заведений РФ, во вторую смену не могут учиться первые, пятые и выпускные классы. То есть благом вторая смена явно не считается. «Я бы расширила этот перечень, включив в него все начальные классы, пока дети еще только привыкают к школьной жизни, учатся самостоятельности», - говорит Татьяна Тряхалова. Как правило, вторая смена вводится не от хорошей жизни, такая необходимость бывает обусловлена нехваткой кабинетов. К сожалению, зачастую это касается хороших престижных школ, в которые родители так стремятся устроить своих детей. Так что если уж вы столкнулись с проблемой второй смены, придется обдумать, какие перемены в жизни ждут вашу семью и по возможности подготовиться к ним. Главное – режим В основном, сложности, которые возникают у детей и родителей в связи со второй сменой, касаются грамотной организации режима дня. Родители должны помочь сформировать этот режим. Причем отталкиваться нужно от количества времени, необходимого ребенку на сон. Дело это индивидуальное. Кто-то высыпается за восемь часов, а кто-то – за одиннадцать. Поэтому у родителей только один вариант – присмотреться к ребенку и понять, сколько времени ему необходимо для отдыха. При этом учтите, что существует опасность пересыпания. В этом состоянии ребенок выглядит вялым и уставшим, ему трудно собраться с мыслями. Установите более или менее постоянное время подъема (хорошо, если ложиться спать школьник будет не позже 23 часов). Делу время В дальнейшем вам предстоит выбрать время для приготовления уроков, посещения учреждений дополнительного образования и прогулок. В каждом из этих аспектов предстоит учесть личностные особенности ребенка. Например, важно понять: нужна ли ему ваша помощь для выполнения домашних заданий. Если не нужна, ребенок сам может решать, когда ему заниматься уроками. Если же некоторые предметы вызывают затруднения, придется заниматься вместе. Пусть даже это будет происходить вечером после ужина. «Вообще задача родителей состоит не в том, чтобы обеспечить выполнение домашних работ без ошибок (без них учиться невозможно!), а в том, чтобы научить его получать и проверять знания самостоятельно, - говорит Татьяна Тряхалова. – Проще простого спросить у мамы, как пишется то или иное слово. Ответив, вы мало чем поможете ребенку. Гораздо лучше будет, если вы вместе посмотрите написание слова в словаре. Точно также можно посмотреть в учебнике или справочнике формулу, правило и т.д. Если ребенок освоит эти навыки, и ему, и вам будет гораздо проще. Дома обязательно должны быть толковый и орфографический словари, справочники по предметам (в соответствии с возрастом ребенка), энциклопедии и так далее. Приучать работать самостоятельно нужно с первого класса». С тем, чтобы выбрать для ребенка дополнительное занятие по душе, скорее всего, проблем не возникнет. Большинство учреждений дополнительного образования формируют группы из детей, которые учатся во вторую смену. Помогите ребенку рассчитать время, чтобы успевать после занятий в спортивной, художественной или музыкальной школе дойти до дома, пообедать и отправиться на уроки. Первый опыт можно приобрести вместе, проделав обычный путь ребенка в выходной день. Уверенность в том, что он все успеет, поможет ученику не беспокоиться понапрасну. Не нужно бояться занятий по выходным. Компьютерные игры отнимают не меньше сил, чем уроки в художественной или музыкальной школе. Кроме того, дети, которые посещают учреждения дополнительного образования, быстрее учатся ответственности и самоорганизации, им легче бывает собраться и «не зевать». Но, разумеется, ребенок должен не только учиться, но и отдыхать. С этим тоже могут возникнуть некоторые сложности. Например, с прогулками: тревожным детям трудно гулять по утрам, они не могут расслабиться, переживают, что опоздают в школу. Если ваш ребенок таков, выделите время после ужина, чтобы хоть немного погулять с ним вместе. А вот те, кому тревожность не свойственна, отправляются гулять совершенно спокойно. Но при этом они способны вообще потерять контроль за временем. Тем более, что в активных играх (например, на горке или на катке) время идет иначе. Родителям придется либо приучать детей все-таки контролировать себя, либо контролировать их самим (хотя бы с помощью звонков по мобильному телефону). Позаботьтесь о том, чтобы у школьника был сменный комплект одежды (переодеться после прогулки), варежки, обувь и так далее. Приучите его следить за своими вещами, после прогулки самостоятельно развешивать их для просушки в специально отведенном для этого месте. «Формирование режима, приучение ребенка к ответственности – не простое дело. На это может потребоваться несколько лет. Но другого выхода нет», - говорит Татьяна Тряхалова. Ради здоровья Еще один режимный момент, который необходимо продумать – это питание. Когда ребенок приходит из школы днем, родители могут быть более или менее спокойны. Если не сразу после школы, так через час-другой чадо заглянет в холодильник и найдет оставленный для него обед. Иное дело – вторая смена. «Очень важную роль при этом приобретает семейное воспитание как таковое, - считает Татьяна Тряхалова. – Важно внушить ребенку, что в вашей семье принято обедать правильно. Например, обязательно нужно есть суп (дополняя его другими блюдами). Кроме того, нужно объяснить ребенку, что он растет и потому должен полноценно питаться, получать все необходимые вещества, витамины и минералы. Обеспечить правильное питание не так уж сложно. Это дешевле, чем кажется на первый взгляд». Некоторые родители предпочитают не оставлять ребенку обед, который он должен разогреть в микроволновой печи или на плите, а давать ему деньги для того, чтобы есть в школе или по дороге. Школа тоже должна идти навстречу Многие поминают вторую смену «незлым тихим словом» по еще одной причине: каждый день занятия начинаются в разное время. То нужно приходить к первому уроку, то ко второму, то к нулевому… Далеко не все дети могут это запомнить, неопределенность нервирует их, опаздывающие мешают работать и классу, и учителям. Татьяна Тряхалова считает, что в этом вопросе родителям необходимо занять активную позицию: уроки должны начинаться в одно и то же время. «Понятно, что расписание составляется с учетом интересов учителей, которые работают и в первую, и во вторую смену. Но администрация школы должна учитывать и нужды детей», - отмечает психолог. Нужна ли няня? Организационных моментов, которые необходимо решить родителям ребенка, обучающегося во вторую смену, так много, что поневоле закрадывается мысль: а не проще ли нанять помощника, чтобы он находился дома в первой половине дня и контролировал все передвижения ребенка? По мнению Татьяны Тряхаловой, прямой необходимости в этом нет. Разумеется, если у вас есть возможность обеспечить присутствие дома кого-то из родственников – это большой плюс. Но нести дополнительные затраты имеет смысл только в том случае, если у ребенка проблемы со здоровьем. И именно из-за этих проблем он не в состоянии самостоятельно выстроить свой режим дня, выполнить домашние задания и так далее. А здоровый ребенок с вашей помощью справится с любыми трудностями!
19 Октября 2010, 15:04 +181

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...