Художник + бизнесмен = дружба?

Быть причастным к искусству всегда считалось престижно. Известные компании финансируют концерты «звезд», олигархи возвращают на родину бесценные коллекции, предприниматели становятся заядлыми коллекционерами. Впрочем, эти деяния связаны не только с построением собственного имиджа – среди деловых людей немало настоящих поклонников Прекрасного. Недавно открывшаяся в офисе текстильной компании «Русский дом» и юридического бюро «Консалт» выставка картин Ларисы Ерошенковой дала новый повод для разговора о связи между деловой и художественной средой.

Оформление офисов картинами – дело не новое. Светлые (по общепринятому в мире образцу), лаконичные деловые интерьеры с богатыми «выставочными возможностями» сами напрашиваются на то, чтобы стены были частично заняты чем-либо любопытным. Согласитесь, настенные часы и календари не решают глобально этой задачи. Взгляд «загруженного» делами и заботами человека просто обязан периодически останавливаться на чем-то, что может отвлечь, подарить пусть минутный отдых, возбудить приятные ассоциации и положительные эмоции, перенести в иное измерение. Так на офисных стенах появляется живопись, графика, художественная фотография и т.д. Но если раньше бизнесмены довольствовались картинками с базара или постерами известных полотен, то теперь, похоже, большее предпочтение отдается «живым» произведениям местных авторов. Без сомнения, это плодотворное сотрудничество полезно обеим сторонам, поэтому путь приобретения картин (лично у художника или через галерею) принципиального значения не имеет. Хотя, конечно, связи, установленные с автором лично, обычно ведут к более тесным и выгодным для него и покупателя контактам.

Поскольку для художника его мастерство - не только выплеск таланта, но и «кусок хлеба», рука помощи в виде понимающего и платежеспособного покупателя бывает совсем не лишней. Руководители-коллекционеры – настоящий «подарок» для живописцев, правда, такие покупатели ориентируются на известных авторов и качественные полотна. Так в офисных помещениях НПО «Консультант» можно обнаружить полсотни картин, но список художников ограничен такими именами, как Вячеслав Федоров, Александр Ермолаев, Александр Климохин и т.п. Глава компании Александр Иванников – страстный собиратель, считающий, что создать комфорт в помещении, оживить рабочий интерьер и поднять настроение лучше всего могут произведения искусства. «Я собираю те работы, которые мне нравятся, а не подбираю картины под стиль того или иного помещения, – говорит Александр Иванович. – Сейчас у художников больше возможностей продать свои картины, но я знаю не много деловых людей, которые покупают хорошие работы».

Однако покупка картин – не единственная форма сотрудничества предпринимателя и живописца. Уже не первый год практикуется организация мини-выставок произведений искусства в помещениях частных фирм и предприятий. Чаще это сменные экспозиции одного автора, который становится «другом компании». Выставляя свои картины в солидном и посещаемом помещении, автор может рассчитывать на внимание новых зрителей и потенциальных покупателей. Такой промоушн удобен и фирме, которая, покупая всего одну или несколько понравившихся работ, имеет возможность украсить все пространство офиса и приобретает презентабельный высокохудожественный вид. Кроме того, руководство компании может не ломать голову над оригинальным и достойным подарком, допустим своему партнеру, всегда имея под рукой красивое полотно. Понятно, что и цены для такого руководства особые.

Отсутствие коммерческого элемента в отношениях бизнесмен-художник тоже возможно. Кажется, именно с таким случаем пришлось встретиться на выставке Ларисы Ерошенковой. Несмотря на то, что имя автора не имеет широкой известности, руководство компании «Консалт» охотно откликнулось на идею организации выставки на своей территории. Для ее проведения был специально оборудован просторный коридор и даже устроена мини-презентация. Контраст, который получился при соединении деловой атмосферы солидной фирмы и ярких жизнерадостных картин Ларисы, необычен, но весьма привлекателен. Несмотря на то, что живопись Ерошенковой выставлена в помещении, где бывает много деловых людей, выставку нельзя назвать коммерческой. Автор тяжело расстается с работами и, по ее словам, всегда чувствует связь с проданными картинами. «Картины – мои окна. Я счастлива, что вы в них заглядываете» (Лариса).

Руководитель «Консалта» Сергей Сорокин не отрицает вероятности продолжения подобных проектов с другими художниками: во-первых, место готово, во-вторых, самим интересно, да и для ивановских талантов это еще одна возможность познакомить публику со своим творчеством и… продать нетленки. Так что у салонов и музеев появляются если не конкуренты, то союзники в деле продвижения искусства в массы. В ситуации, когда государству не до людей искусства, а Союз художников на грани выживания, эту практику хочется назвать прогрессом. И добавить: господа предприниматели, будьте прогрессивны – станьте ближе к искусству!

Татьяна Хейфец

26 Мая 2004, 12:37 +78

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...