Когда он работал предпринимателем...

...Если бы наша встреча случилась месяца два назад, то мой собеседник попал бы в рубрику "поколение тридцати-сорокалетних, добившихся успехов в бизнесе". И (или) отвечал бы на вопросы о взаимоотношениях власти и бизнеса, оценивал налоговую систему и сетовал на административные барьеры.

Но уже с месяц он не бизнесмен, но чиновник: в конце апреля Вадим Сидорин сменил свои "коммерческие титулы" (генеральный директор группы компаний "Легион", финансовый директор ООО "Лимпопо", коммерческий директор фирмы "Стандарт-СК") на один "административный" - начальник управления потребительского рынка, цен и услуг Главного управления экономического развития и торговли (ГУЭРиТ) администрации Ивановской области.

При этом с его приходом чиновники областной администрации связывают чуть не революцию в сфере управления потребительским рынком, надеясь на его опыт, инициативность и близость к бизнес-кругам. Как видит себя в этой роли сам Вадим - см. интервью. По его признанию, это первое полноценное интервью какому-то бы ни было СМИ. Эксклюзив, однако...

- Вы в бизнесе...

- ...с 1995 года - 8 лет получается.

- Почему же "пошли в чиновники"?

- По объективным причинам - возникла потребность в росте. Сферы интересов наших фирм были (потому что, какими они будут теперь, не знаю) самыми разными, но все они вписывались в рамки потребительского рынка. Постепенно я начал приходить к выводу, что причина сегодняшнего не лучшего положения области в целом и этого рынка, в частности - не предприниматели и их нежелание работать. У нас работать и хотят, и могут. Но законодательство, общая атмосфера, настрой по отношению к предпринимателям - оставляют желать лучшего. Трудно винить в этом власть. Прежде всего, конечно, виновата она - но только в плане того, что до сих пор не выработала для бизнеса определенные правила, не поставила перед ним стратегические задачи.

- ???..

- Я убежден, что нормальное развитие может идти только планово. Причем план - не общие слова, а четко прописанные действия. Такого детального плана сейчас нет. Плюс власть, к сожалению, не очень четко представляет, как работает бизнес, как устроен потребительский рынок. Да, в управлении работают сильные специалисты, которые прекрасно знают законы и нормативную базу, но далеки от экономических процессов и интересов бизнеса. Здесь нужно сочетание теории и практики. Я согласился возглавить управление потому, что рассчитываю использовать свой опыт и налаженные связи со многими игроками потребительского рынка.

- Не боитесь испортить эти отношения, оказавшись "по другую сторону баррикад"?

- Что значит "испортить отношения"? Какая разница, чиновник ты или бизнесмен? Главное - оставаться порядочным, здравомыслящим человеком. Я не преследую свои узкокорыстные интересы. Большинство предпринимателей - тоже здравомыслящие люди. Они понимают, что власть пытается помочь, только ей надо подсказать, как именно. Когда я еще работал предпринимателем, я тоже чувствовал это.

- Кстати, о стратегии: ваш непосредственный начальник Владимир Соков, например, считает, что есть стратегия развития области, и этого достаточно...

- Стратегия развития области у нас замечательная. Но я уже говорил: нужна конкретика - тактика развития.

- Кто должен ее разрабатывать?

- Сами районы, но под руководством области и обязательно с участием предпринимателей. Им самим будет проще, когда прояснятся реальные потребности города, села, района. Это будет "подсказка", каким бизнесом лучше заняться, чтобы быть востребованным рынком. Или предупреждением, если данных услуг предлагается в достаточном количестве. Обратимся к опыту Запада. Я изучал алкогольный рынок, который там очень четко отрегулирован: определены места торговли, есть жесткие требования к ее организации, к выдаче лицензии. И торговцы боятся ее лишиться, так как это место сразу займет другой, ведь количество мест строго ограничено.

- Это применимо к торговле алкоголем - есть лицензирование и критерии ее выдачи. А в остальном?

- Прямого запрета, конечно, не будет, это неправильно. Но можно дать какие-то послабления добросовестным участникам рынка, а остальные - пусть выживают. Ведь сложилась парадоксальная ситуация: торговых точек у нас - огромное количество, но цивилизованные магазины можно пересчитать по пальцам. И они не могут полноценно развиваться, так как вынуждены конкурировать с ларьками. Если мы уберем все ларьки, заставим сертифицировать свои услуги оставшиеся магазины, то ликвидируем этот дисбаланс и наведем порядок на рынке. Опять же, по плану.

- И как снести ларьки - власти бьются над этим не первый год?

- К сожалению, это прерогатива муниципалитетов. Управление может лишь рекомендовать те или иные методы: все зависит от "политической воли" местного руководства. Как это сделать? Спросите у мэра Кинешмы Андрея Назарова - он их "поборол". Такой проблемы нет во Владимире, Ярославле... Нужно решать и проблему микрорынков - наводить там порядок, чтобы они соответствовали санитарным нормам, чтобы там продавали только те товары, которые разрешены для продажи на улице. Но это тоже "муниципальная проблема".

- Насколько весома "рекомендательность" управления?

- К нашему мнению уже прислушиваются. В идеале управление должно быть экспертом, информировать о новом в законодательстве, о проектах, связанных с потребительским рынком, как муниципалитеты, так и предпринимателей. И конечно, непосредственно участвовать в разработке проектов законов, программ и т.п. областного уровня.

- Сертификация способна навести порядок?

- Сертификация - не панацея от некачественной продукции. Это только один из способов построить цивилизованный рынок. Но она заставит предпринимателей привести в порядок свои магазины. Мое глубокое убеждение: все, что связано с оказанием услуг населению, должно соответствовать определенным стандартам. Сертификация - один из них.

- Как вы относитесь к тому, что областные власти решили в назидание закрыть несколько торговых точек, работающих без сертификата?

- Жесткий подход необходим. Что касается муниципальных магазинов и райпо, нужно решать вопросы индивидуально. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Свято место пусто не бывает. На месте плохонького государственного магазина может появиться вполне нормальная торговая точка, соответствующая всем нормам, если ее услуги будут востребованы населением.

- То есть бизнес сам в состоянии определить, что востребовано рынком (спрос ведь рождает предложение). Может, он отрегулирует все без вмешательства властей, естественным путем?

- Есть макроэкономические процессы, есть микро. На микроуровне предприниматель будет адекватен, а вот глобальные вещи должны определяться государством, которое владеет информацией, например, о миграционных процессах и демографической ситуации, которое выбирает и развивает приоритетные отрасли и т.п. Так, "текстильный край" и "город невест" применительно к Иванову - уже "светлое прошлое", и с этим нельзя не считаться.

- Не получится ли с потребительским рынком, как и с текстилем, о котором также активно заботятся чиновники, который считался и до сих пор считается "приоритетом", но, несмотря на это, успешно загибается?

- Такая опасность есть. Чтобы ее избежать, нужно четкое взаимодействие власти и бизнеса. Вы правы, бизнес очень чутко все чувствует, но на своем уровне. Оценить это, задать направление должна все-таки власть. Например, в районах Ивановской области совершенно не развита сфера услуг, так должна быть четкая программа ее развития. Все должно быть прописано не только для области в целом, но и для каждого населенного пункта. Условно говоря, в Кохме нет химчисток, а их должно быть три. И уже под этот четкий план администрация города ищет инвесторов, создает предпринимателям условия...

- Какие условия может создать администрация?

- Достаточные для того, чтобы заинтересовать предпринимателя, сделать какой-то вид бизнеса привлекательным. Это предоставление в аренду помещения, помощь в рекламе, размещение бюджетных заказов...

- А налоги?

- Вопрос тонкий. Государство должно на что-то жить, платить пенсии и зарплаты. Налоговые льготы - безусловно, эффективный инструмент развития, но и без него можно помогать бизнесу. Льготные условия нужно создавать очень осторожно, учитывать социальную функцию предприятий - чтобы они компенсировали "недопоступившие" налоги. Практика показывает, что при одной системе налогообложения одно предприятие работает успешно, другое - нет. Значит, по большому счету, дело не в налогах...

- Какие-то приоритеты для себя вы уже определили?

- Это выстраивание четких взаимоотношений между областной администрацией и муниципальными образованиями: требования, предъявляемые бизнесу, условия его "функционирования" и развития, позиция властей по отношению к потребительскому рынку в целом - должны быть едиными на всей территории Ивановской области. Несомненно, один из главных приоритетов - тесное взаимодействие между бизнесом и властью. Надеюсь, я смогу стать "посредником", смогу разговаривать с бизнесменами на их языке. Как чиновник я обязан блюсти интересы государства, но хочу добиться того, чтобы решения относительно потребительского рынка власть принимала не огульно, не директивно, а после серьезных консультаций с предпринимателями.

- Здесь вы, наверное, будете работать с "Центром"?

- Конечно, в первую, очередь, я рассчитываю на поддержку "Центра". Тем более, что рекомендовали меня областной администрации именно его руководители: Василий Скворцов, Александр Фомин, Максим Тверской. Правда, я еще не определился, благодарен я им за это или нет (смеется).

- Вы сами вышли из "Центра"?

- Мне бы не хотелось выходить. Но насколько это теперь возможно юридически - вот в чем вопрос. Не хотелось бы, потому что, на мой взгляд, в "Центре" собрались как раз наиболее разумные и неравнодушные люди, там много идей, которые общественной организации трудно претворить в жизнь. Но в области много здравомыслящих предпринимателей, не входящих в партнерство, - с ними тоже надо поддерживать контакт, рассматривать их инициативы . Независимо от того, крупные они, средние или малые. Главное - заинтересованность в диалоге с властью, в том, чтобы вести этот диалог на равных. Власть помогает бизнесу зарабатывать деньги (нормальными законами, программами), бизнес отвечает ей тем, что платит сполна налоги. Будет такой паритет - все у нас получится.

- Нет ли опасности, что предприниматели будут лоббировать свои интересы?

- У них не будет физической возможности для этого. Решения принимаются коллегиально, тщательно готовятся и анализируются юристами областной администрации и всеми ее структурами - любой проект должен получить более двадцати согласований. Само управление потребительского рынка не распоряжается финансами, я, как его начальник, к деньгам тоже отношения не имею. Но рекомендации бизнесменов будут учтены обязательно.

- Вы лично не собираетесь быть чьим-то лобби?

- Я постараюсь быть максимально объективным. "Своих" интересов у меня не осталось - я ушел из бизнеса совсем.

- Не оставили ни акций, ни долей...

- Я ушел полностью, не принимаю никакого участия в руководстве, не влияю на принятие решений и т.п.

- Не жалко?

- Жалко. И жалко, и страшно, и все, что угодно. Но - не все меряется деньгами. У меня давно не было цели "заработать больше всех".

- Вы пришли из бизнеса во власть, чтобы "устанавливать правила". Этим, в принципе, занимается и бизнесмен, организующий свое дело. Чем-то прошлая и нынешняя деятельность различаются?

- Сходство есть, но очень много нового. Как бизнесмен, я просто не представлял всего объема работ, которыми занимается управление.

- И что неожиданно?

- Пока трудно осмыслить... С одной стороны, чиновнику тоже необходима личная позиция, с другой - свое мнение высказывать трудно, потому что оно должно быть объективным. Это уже не частное мнение, а позиция управления, администрации, озвучивать которое - большая ответственность. И прежде чем принимать какое-то решение, нужно все тщательно взвесить, проанализировать, подвести законодательную базу. В частном бизнесе не так: руководитель предприятия - по сути, законодатель. А тут оказывается, что многое из того, что собирался сделать, ты сделать не можешь по определению - не в твоей компетенции, не соответствует букве закона...

- Например?

- Пока не готов к конкретике, так как работаю недавно.

- Какую-то карьерную планку в новом виде деятельности вы для себя поставили?

- Нет. Время покажет. Мне пока просто интересно, есть много идей, которые хочется воплотить в жизнь. Что получится, должен оценить рынок и, в первую очередь, потребитель.

- Настолько и сложится карьера чиновника...

- Человека. Если человек нормальный, он сможет работать кем угодно - и чиновником, и бизнесменом.

Елена НОВГОРОДОВА

02 Июня 2003, 19:23 +103

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...