Кому давать добро?

То, что таможенная политика может как поддержать отечественного производителя, так и «добить» его, в последние годы стало очевидно всем. От размера ввозных пошлин зависит успешность многих отраслей экономики – от сельского хозяйства (где производителей молока душат импортеры) до автопрома (где заградительные пошлины на импортные авто поддерживают спрос на «Калины» не хуже автопробега премьера). Не случайно наведение порядка на границах вошло в программу поддержки отечественной текстильной и легкой промышленности. Уже полгода Россия живет в условиях таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. О плюсах и минусах союза, а также о том, что пока еще нуждается в корректировке, шла речь на расширенном совместном заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ и комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по текстильной и легкой промышленности в рамках 35-й федеральной оптовой ярмарки «Текстильлегпром». Не шутки Доля импорта на рынке товаров текстильной и легкой промышленности России весьма серьезна. Как сообщил председатель комитета ТПП по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Борис Фомин, за семь месяцев 2010 года объем импорта в этом сегменте составил примерно на 6 млрд долларов США (или 180 млрд рублей), в то время как российские предприятия произвели продукции на 113,5 млрд рублей. Кроме того, зарубежное происхождение имеет и значительная часть сырья, которое используется в отрасли. Так, по данным заместителя директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Олега Кащеева, в 2009 году импорт сырья для легкой промышленности в РФ составил 2,2 млрд долларов США. В том числе было ввезено хлопковолокно на сумму 180 млн долларов, хлопчатобумажная пряжа на 141 млн долларов, химические нити на 396 млн долларов, штапельные волокна на 343 млн долларов и ткани на 1 млрд долларов США. Понятно, что такие объемы поставок не могут не влиять на состояние промышленности внутри страны. И таможенно-тарифное регулирование должно стать мощным инструментом поддержки отрасли. Тем более, что правительством РФ поставлена задача существенно увеличить долю отечественной продукции текстильной и легкой промышленности на внутреннем рынке. Два вектора В данный момент поддержка отечественной легкой промышленности с точки зрения таможенной политики происходит двумя способами. Во-первых, это борьба с контрафактом, а во-вторых, собственно экспортные и импортные пошлины. В отношении контрафакта все более или менее понятно. Как напомнил Борис Фомин, уже несколько лет действует межведомственная комиссия при Минпромторге России. Большие надежды предприниматели возлагают и на новую редакцию закона о таможенном регулировании РФ (который сейчас принят в первом чтении Государственной думой). Закон должен нанести удар по фирмам-однодневкам, ввозящим товар на территорию РФ по «серым» схемам (по данным федеральной таможенной службы сегодня доля таких фирм доходит до 70% от общего числа импортеров). Кроме того, принципиальной новацией должен стать и запрет на реализацию товаров текстильной и легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота. На это направлены поправки в уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые предлагает внести МВД России. Что же касается таможенно-тарифного регулирования как такового, все не так просто. Сегодня на территории РФ действует несколько видов пошлин. Для товаров текстильной и легкой промышленности основными являются адвалорные пошлины (они взимаются в процентах от стоимости товара, по этой схеме облагается пошлинами до 85% ввозимых товаров), специфические (платятся в установленном размере за единицу товара) и комбинированные (взимаются в процентах, но не ниже определенной суммы). Размер пошлин на те или иные товары во многом определяет общую картину импорта. Например, Олег Кащеев отметил такую тревожную тенденцию: объем ввозимой на территорию РФ хлопчатобумажной пряжи практически «догоняет» объем импортируемого хлопковолокна. Причина, по мнению Олега Кащеева состоит в том, что в странах СНГ, производящих хлопок, действуют недопустимо низкие внутренние цены на сырье. Тем самым в этих странах производится пряжа, которая по цене сопоставима с волокном, и российским производителям выгоднее ввозить ее, сокращая собственное прядильное производство. В последние годы в области таможенно-тарифного регулирования было сделано довольно много. В частности, отменен налог на добавленную стоимость при пересечении границы, а также таможенные пошлины на импортное оборудование, не производимое на территории России, и на отдельные виды сырья (в том числе на хлопковолокно и отдельные виды химматериалов для производства кожи и обуви). Благодаря активности Союза кожевенников и обувщиков России, удалось ввести такую заградительную меру, как применение индикативных цен на импортируемую обувь. Так, с 2009 года было установлено, что пара обуви с кожаным верхом не может стоить менее 20 долларов. Это привело не только к увеличению поступлений в бюджет на 220 млн долларов за 2009 год, но и к тому, что отечественная промышленность, несмотря на кризис, увеличила объемы производства. Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном для текстильной и легкой промышленности РФ обернулся некоторыми издержками: в частности, произошло снижение таможенных пошлин по 500 наименованиям готовой продукции, что негативно сказалось на развитии отрасли. Во многом такое положение сложилось из-за позиции Казахстана. Там вообще нет собственной легкой промышленности, и власти страны действуют исходя только из интересов потребителей. Коль скоро продекларированная правительством РФ цель – поддержка отечественного производителя, сейчас предстоит решить: как должен измениться размер пошлин для того, чтобы максимально облегчить жизнь производителям текстильной и легкой промышленности. Проблема в том, что интересы текстильщиков и швейников могут кардинально расходиться. Каждому свое Собственно, как отметил председатель комиссии РСПП по текстильной и легкой промышленности, президент фирмы «Даргес» Андрей Разбродин, основное противоречие состоит в том, что текстильщики заинтересованы в существовании ощутимых ввозных пошлин на ткань (дабы их продукция находила спрос), а швейники настаивают на обнулении пошлин хотя бы на те виды ткани, которые не производятся и в ближайшее время не будут производиться на территории РФ, а желательно и на более широкую номенклатуру тканей. По мнению главы союза производителей шерстяных тканей РФ, директора научно-производственного комплекса «ЦНИИШерсть», Константина Разумеева, необходимо обнулить пошлины хотя бы на тонкорунную мериносовую шерсть, которая не производится в России. Без этого развитие производства шерстяных тканей ограничится только тяжелыми камвольными полотнами. Председатель Российского союза производителей одежды Беляева Светлана считает, что нужно снижать пошлины на ткани, причем не только шерстяные и искусственные, но и хлопчатобумажные, и повышать – на готовые швейные изделия. «Мы должны защищать собственный рынок, - говорит она. - Сейчас пошлины на ткань составляют 15%, на готовую швейную продукцию – столько же. Так стоит ли удивляться, что номенклатура швейной продукции, ввозимой из-за рубежа, на 10-15% превышает ввоз ткани? Рынок наводнен часто некачественной продукцией. При этом 70% рынка по многим позициям (таким как мужская и женская верхняя одежда, детский ассортимент, трикотажные изделия) мы уже сейчас могли бы «закрывать». Нужно определиться, какой процент импорта может присутствовать в нашем сегменте и принимать соответствующие заградительные меры». По мнению швейников, снизить негативный эффект для текстильщиков от обнуления ввозных пошлин на ткань можно было бы за счет различных компенсаторных мер – например, дополнительных льгот и субсидий. В кожевенном производстве (причем не только в России, но и в Белоруссии) также сложилась интересная ситуация: производителям обуви не хватает сырья, и они требуют введения заградительных экспортных пошлин на сырье и полуфабрикаты. А сельскохозяйственное лобби этому противится. Еще один интересный аспект проблемы был озвучен президентом Союза производителей нетканых материалов РФ Максимом Рогачевым. Дело в том, что, несмотря на закон, освобождающий ввозимое в Россию оборудование от пошлин и НДС, проблем на таможне у предприятий хватает. В частности, сложно бывает доказать, что все поступившее оборудование проходит по одному коду, часто нет исчерпывающего списка документов, которые нужно представить. На одно и то же оборудование или сырье могут запросить разный пакет документов. Причем все это касается и ввоза запасных частей. В результате, если речь идет о каком-нибудь датчике за 20 евро, неисправность которого способна остановить работу целой линии, самым простым выходом оказывается слетать в Европу и привезти недостающую деталь в чемодане. По мнению директора Российского союза кожевенников и обувщиков Александры Андрунакиевич, производителям важно помнить и еще об одной грядущей опасности. А именно, о том, что в случае вступления России в ВТО, о котором вновь ведутся переговоры, могут быть введены пошлины в размере 0,5 евро за пару обуви (такое решение было принято в 2004-2005 годах). «Это катастрофа, это фактически открытые ворота, - говорит Александра Андрунакиевич. – И эту проблему необходимо обсуждать и решать незамедлительно. Поэтому каждому союзу производителей в кратчайшие сроки нужно проанализировать пошлины, которые предложены для вступления в ВТО, и выйти либо консолидировано от ТПП и РСПП, либо индивидуально с предложениями об их пересмотре». Как же сформировать политику, которая устроит всех? По мнению Олега Кащеева, важно добиться того, чтобы таможенная политика была гибкой и отвечала интересам производителей, которые работают в стране: «Нет у нас сегодня своего полиэфира – значит, нужно освобождать его от пошлин. Будет собственное производство – пошлины можно будет поднимать. Это должно делаться оперативно». Мощным инструментом должно стать и введение индикативных цен, которые предлагается распространить не только на обувь, но и на все товары текстильной и легкой промышленности. Это позволит навести порядок на рынке товаров, которые облагаются адвалорными пошлинами. Пока, как говорит Олег Кащеев, за счет занижения таможенной стоимости товара, многие вещи ввозятся чуть ли не бесплатно. Если цена товара стремится к нулю, то, сколько на него ни накручивай, результата не будет. Кстати, по словам начальника отдела таможенно-тарифного регулирования ФТС России Алексея Гричушкина, в деле наведения порядка с таможенной стоимостью уже есть некоторые успехи. Так, за восемь месяцев 2010 года ввоз сырья для текстильной и легкой промышленности из Китая вырос в два раза, а собираемость пошлин – более чем в пять раз. Дополнительно было собрано 77 млн долларов. Сходная ситуация и с ввозом сырья из Турции. Для формирования единого мнения было решено не только теснее взаимодействовать в рамках ТПП и РСПП, но и создать рабочую группу совместно с таможенной службой РФ. Врезки: 2009 году импорт сырья для легкой промышленности в РФ составил 2,2 млрд долларов США. В том числе было ввезено хлопковолокно на сумму 180 млн долларов, хлопчатобумажная пряжа на 141 млн долларов, химические нити на 396 млн долларов, штапельные волокна на 343 млн долларов и ткани на 1 млрд долларов США. За счет действий, направленных на выявление истинной таможенной стоимости товара, за восемь месяцев 2010 года собираемость пошлин за ввозимое из Китая сырье для текстильной и легкой промышленности выросла более чем в пять раз, в то время как объемы ввозимой продукции – менее чем в два раза. Дополнительно было собрано 77 млн долларов. Мнение: Председатель ассоциации текстильщиков Ивановской области Василий Гущин: - Нужно как неизбежность воспринимать то, что российская экономика будет полностью интегрирована в мировую торговлю. Непонятно только, в течение какого времени. Думаю, что Таможенный союз как политический проект и как решение, которое было принято высшими политическими руководителями, тоже не обсуждается. Впрочем, состояние российской экономики сейчас настолько непонятно, что все эксперименты в области таможенно-тарифного регулирования не столь уж важны. Гораздо больше вопросов касается налогов и того, как будут строиться расходы госбюджета. Я думаю, что Минфин не начнет из федерального бюджета поддерживать предприятия, заменив заградительные пошлины каким-либо видом финансовой поддержки. Я думаю, что прояснение ситуации, где задействованы большие политические интересы, гораздо быстрее расставит все на свои места. Не случайно появляются данные о том, что увеличивается завоз в Россию товаров с уплатой таможенных пошлин. Крупные компании уже не берут на себя риски по какой-либо нечестной растаможке. Это, наверное, главный фактор, который способствует «обелению» импорта. Также этому способствует ужесточение политики государства: и объявленное решение о том, что контрафакт теперь будет уничтожаться – это очень правильно, и ряд других мер (в частности, введение технических регламентов). Если будет налажен контроль в сфере обращения товаров текстильной и легкой промышленности, это будет серьезным вкладом в то, чтобы доля «белого» импорта дошла до той границы, которую правительство считает приемлемой (то есть до 80%).
19 Октября 2010, 11:09 +62

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...