Конструктивные люди

Дом-музей братьев Весниных

Марина Москалева (текст)

Посещение домов-музеев – хороший повод задуматься о «пророках в отечестве своем» и о том, что в наших местах жили многие интересные и талантливые люди. Об этом со всех точек зрения полезно узнать и детям, пока они не заразились от окружающих пессимизмом по отношению к своей малой Родине. Если у вас найдется для этого свободный выходной, съездите с Юрьевец, чтобы посетить дом-музей братьев Весниных.

 Семейная сага

Братья Леонид, Виктор и Александр Веснины – известные русские архитекторы, работавшие в стиле конструктивизма. Французский архитектор Ле Корбюзье даже называл их основоположниками этого жанра. Почти погодки, братья были дружны с детских лет и, став взрослыми, сохранили дружбу и привязанность друг к другу. Кем бы из братьев ни был подписан тот или иной проект, коллеги не сомневались – на самом деле работали над ним все трое. У каждого из них были сильные стороны, и они удачно дополняли друг друга.

Юрьевец – город, в котором прошло детство будущих творцов новых городов. Их родители (купец первой гильдии Александр Веснин и его супруга Елизавета) приехали туда из Нижнего Новгорода в 1880 году. Здесь у отца был вино-дрожжевой завод.

Это была счастливая семья. Елизавета Алексеевна окончила нижегородскую гимназию, а отец получил домашнее образование, но много читал, собрал большую библиотеку, которая затем поступила в распоряжение сыновей. Впоследствии Веснину-старшему было присвоено звание почетного гражданина города Юрьевца.

Родители сумели создать у себя настоящий теплый семейный очаг – в доме была традиция собираться в гостиной, чтобы пить чай, читать, рисовать (Виктор имел привычку делать зарисовки буквально на любом клочке бумаги).

Братья были дружны с детства. Они вместе ходили на этюды (особенно им нравился район так называемого Белого города, где когда-то начинали строить первую юрьевецкую церковь). Музеем архитектуры под открытым небом для братьев стал Нижний Новгород. Отец часто ездил туда по делам и всегда брал с собой сыновей.

Судить о жизни этой семьи сейчас можно лишь по рассказам да по картинам и документам. Дело в том, что дом, где прошло детство знаменитых архитекторов, попал под затопление во время реализации проекта «Большая Волга» в 50-х годах ХХ века.

Музей же находится в доме, который принадлежал семье и где жил (по легенде, распространенной среди юрьевчан) управляющий заводом. Поэтому и экспозиция посвящена в большей степени творчеству братьев. Но уж эта составляющая разобрана по косточкам – от детских рисунков до лучших проектов.

 Выбор пути

Разумеется, отец хотел видеть своих сыновей продолжателями своего дела, ради чего и послал их учиться в Московскую практическую академию коммерческих наук. Братья  получили звание кандидатов коммерции, но семейное дело их не привлекало. Они решили получить архитектурное образование. Родители, хоть и не были в восторге, препятствовать не стали. Леонид поступил в императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, а спустя год Виктор и Александр стали студентами питерского института гражданских инженеров. Их учеба прервалась из-за первой русской революции, но затем они все же закончили вузы. А на каникулы братья всегда приезжали в родной дом.

 Творчество

Зал творчества – едва ли не самый захватывающий в музее. Для того, чтобы вместить максимум материала, создатели экспозиции использовали стенды, которые можно листать как книги.

Здесь можно увидеть дипломные работы братьев: Леонид проектировал курортный зал, Александр – церковь на святых источниках, Виктор – здание театра в Ярославле.

Братья успешно работали до революции. Например, ими был создан проект особняка купца Сиротина Нижнем Новгороде, где до сих пор находится краеведческий музей. В этом проекте решался целый ряд довольно сложных задач: хозяин попросил создать каменный дом в классическом стиле, с деревянной пристройкой для личного покоя хозяев. Этот дом интересен еще и росписью плафонов, выполненной по эскизам Александра Веснина. Один из эскизов можно увидеть в музее.

Братьям принадлежали также проекты Кинешемской фабрики «Томна», дом Бурнаева-Курочкина в Кинешме.

Революция не сбила братьев с пути. Они успешно адаптировались, увлекшись экономичным и лаконичным стилем «конструктивизм». В 1923-1925 годах они стали лидерами этого направления, сплотив вокруг себя массу сторонников.

Один из самых масштабных и известных проектов Весниных – ДнепроГЭС. Строительство происходило в 30-х годах, и на тот момент только на реке Тенесси в США действовала гидроэлектростанция подобного масштаба. Так что руководство СССР было настроено при необходимости привлечь иностранных специалистов. Но все же был устроен конкурс, на который поступило свыше 100 проектов. Проект Весниных (руководитель Виктор Веснин) одержал уверенную победу. Создавая его, братья еще не знали, что жертвой «электрификации всей страны» падет их родной дом.

Братьями было спроектировано еще много промышленных и общественных зданий (например, в Иванове до сих пор сохранилось здание банка на ул. Красной Армии, рядом с филармонией). Они также выступили идеологами формирования новых принципов градостроения, строительства новых городов, промышленного зодчества.

Кстати, в учебники вошли и нереализованные проекты братьев. Например, они считали лучшим свой проект Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины), разработанный для международного конкурса в 1930 году. Устроители конкурса заявили о необходимости создания театрального помещения нового типа, в котором наряду с обычными драматическими постановками могли бы проходить митинги, демонстрации, спортивные и цирковые представления с участием тысяч людей. Веснины решили эту задачу, сделав ядром композиции большой овальный зал, который трансформировался и мог вместить от 4 до 6 тысяч зрителей. Однако столицу Украины перенесли из Харькова в Киев, и работа над проектом прекратилась.

Еще один неосуществленный проект, вошедший ныне в учебники, – здание газеты «Ленинградская правда», который был представлен во многих печатных изданиях, в том числе и за рубежом. И хотя здание не было построено, тем не менее, проект оказал большое влияние на развитие конструктивизма.

В конце жизни братья преподавали в лучших архитектурных вузах страны. Их общий стаж в педагогике составляет почти полвека.

 Музей

Кроме проектов, в музее Весниных можно увидеть эскизы костюмов и афиш, подготовленных Александром Весниным, много лет проработавшим в театре, а также личные вещи Виктора Веснина, переданные его супругой во время создания музея в 1986 году.

В отличие от многих домов-музеев, дом Весниных не является центром притяжения для родственников. Из всех троих женат был только Виктор, но и у него не было детей.

Зато сюда часто приезжают студенты ИГСА. В холле можно увидеть даже их работы, выполненные в стиле конструктивизма.

 Справка:

ВЕСНИНЫ, братья Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950), Александр Александрович (1883–1952), русские архитекторы, представители неоклассического и авангардного направлений; Александр Веснин был также замечательным мастером авангардной сценографии.

 

01 Июля 2011, 12:54 +115

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...