Красивый сантехник – залог успеха

«Большой» бизнес, посмотрев на опыт «Российских коммунальных систем», не спешит вкладывать деньги в жилищно-коммунальное хозяйство. Для малого бизнеса, во всяком случае, в ивановском регионе, эта сфера тоже не является сверхпривлекательной.

Однако, как показал семинар, организованный центром «OST-EURO» и посвященный проблемам привлечения малого бизнеса в ЖКХ, есть регионы, где дело обстоит иначе. Так, в Перми уже 4 года работают частные управляющие компании, которые взяли на себя функции ЖРЭУ по обслуживанию жилья. Работают без убытков, хотя конкуренция на этом рынке довольно серьезная. Об этом говорит хотя бы тот факт, что с 2004 г. в большинстве районов этого города на эксплуатацию муниципального жилищного фонда были приглашены частные компании на конкурсной основе. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) при необходимости заключают договоры с управляющими или управляющими компаниями.

Почему же в одних городах малый бизнес пришел в ЖКХ, а в других об этом и речи нет? Какие условия создала мэрия Перми для предпринимателей? Возможно ли подобное развитие событий в Иванове? Об этом наш разговор с директором управляющей компании «Содействие XXI век» Натальей Аверкиевой (г.Пермь).

- Почему вы решили заняться именно этим бизнесом?

- Конечно, я не мечтала с детства работать в системе жилищно-коммунального хозяйства. В свое время несколько лет я работала в ЖРЭУ, прошла путь от техника до инженера. Я изнутри и не понаслышке знаю, как работают муниципальные коммунальщики.

К середине 1990-х годов у нас в Перми появилось довольно много товариществ собственников жилья. На сегодняшний день их более 850, включая ЖСК, которые по своей сути представляют то же самое. В 1997 году мы создали общественную организацию, целью которой было помочь в работе председателям ТСЖ и ЖСК. В результате анкетирования и многочисленных встреч с руководителями объединений домовладельцев (ТСЖ и ЖСК) были выявлены многочисленные проблемы, мешающие их нормальной работе. Результатом этой работы стал проект по поддержке собственников жилья. Он позволил выстроить систему поддержки и развития ТСЖ в г. Перми. В 2000 г. в результате долгой и кропотливой работы с властными и законодательными структурами всех уровней была утверждена городская целевая программа с выделением бюджетных средств на реализацию этого проекта. В Перми работает некоммерческий фонд поддержки товариществ собственников жилья. Этот проект позволил начать обучение и консультирование председателей и бухгалтеров ТСЖ и ЖСК.

В 2001 году я решила попробовать себя в новом деле и создала первую в городе частную управляющую компанию. Сначала мы взяли на обслуживание один дом, потом второй, третий… Так и работаем до сих пор.

- Чем именно вы занимаетесь?

- Мы берем на себя управление и эксплуатацию жилищного фонда ТСЖ. Сюда входит обслуживание внутренних домовых инженерных коммуникаций, содержание прилегающей к дому территории и мест общего пользования (лестничные марши, холлы, содержание мусоропроводов и т.п.). Кроме традиционных услуг, мы предлагаем жителям наших домов дополнительные услуги по охране домовладения и устройству парковок для личного транспорта домовладельцев, не говоря уже об услугах по замене и установке сантехнических приборов, мелкому ремонту электрики в квартирах, замене замков и т.д. Все зависит от желания самих жильцов. При этом существует обязательный перечень бесплатных сантехнических работ, утвержденный главой города. А мы работаем по муниципальным расценкам и тарифам. Эти услуги включаются в договор между ТСЖ и управляющей компанией. Понятие управление включает в себя также услуги паспортного стола и ведение всей бухгалтерской отчетности ТСЖ.

- Сколько домов сейчас обслуживает ваша компания?

- У меня нет гигантомании. Мы обслуживаем 11 домов, двенадцатый принимаем на обслуживание. Но я принципиально пока не работаю с муниципальным жилым фондом - до тех пор, пока правила игры не будут разработаны четко и понятно. В сегодняшних условиях мне интереснее работать с собственниками жилья. Хотя справедливости ради надо отметить, что вне зависимости от географического места проживания менталитет наших граждан везде одинаков, чувство собственника в жильцах надо воспитывать. Большинство из них до сих пор считают, что их собственность ограничивается квартирой, а то, что происходит в подъезде, их не касается.

В нашей компании персонал небольшой: директор, главный инженер, главный бухгалтер, бухгалтер и кассир. Бухгалтерия несет дополнительную нагрузку по консультированию бухгалтеров ЖСК и ТСЖ, а также составлению квартальной и годовой отчетности по отдельно составленным договорам с председателями других ТСЖ и ЖСК. Плюс технический персонал. Каждый дом обслуживают два человека – рабочие по дому.

Мы очень тщательно подходим к выбору персонала. Я убеждена в том, что лицо компании – это не директор, а сантехник, дворник, мусоропроводчик, вахтер которого жильцы видят каждый день. И нашего первого рабочего по дому мы брали на работу по конкурсу. Хотелось, чтобы это был красивый мужчина – мастер на все руки. И мы нашли такого. Сейчас он у нас старший мастер.

- Велика ли зарплата у частных дворников и сантехников?

- Мы предпочитаем называть их «рабочими по дому». Зарплата больше, чем в муниципальном жилищном фонде. Старший мастер у нас получает 15 тысяч рублей в месяц, но и ответственность его велика. Он отвечает за техническое состояние всех домов, кроме того, выполняет функции аварийной службы в любое время суток. Он имеет право подрабатывать, но не в ущерб своей основной работе. Его часто зовут помочь наши жильцы: повесить люстру, собрать мебель, починить кран.

Разумеется, для качественного обслуживания наших жителей необходима мобильная и сотовая связь. В подъездах наших домов висят объявления, и каждый житель знает, как найти мастера. В любой сфере, которая производит какую-либо услугу, важен принцип: «клиент всегда прав», даже если он и не прав. Каждый случай несвоевременной или некачественно предоставленной услуги разбирается. На заявку работник отправляется с отрывным талоном, в котором житель должен расписаться и оценить предоставленную услугу. Хотелось бы подчеркнуть, что в нашей работе мы изменили традиционные подходы. Например, все заявки выполняются в удобное для наших жителей время.

- Большой ли доход приносит такой коммунальный бизнес?

Смотря с чем сравнивать. Но мы работаем в этой сфере и уходить не собираемся. Нам хватает. Более того, прогнозы, которые я делала в 1997 году, оправдались, сегодня в городе на жилищно-коммунальном рынке жесткая конкуренция. Муниципальные ЖЭУ города перестали существовать в прошлом году, их работники создали свои предприятия, стали заниматься этим бизнесом чуть в другом качестве. Можно сказать, что у нас «идет драка» за каждый дом. Бывает, что дом еще строят, а управляющая компания или предприниматель уже договорился, что забирает этот дом на обслуживание.

Наша доходная часть складываются в первую очередь из статьи «техобслуживание и ремонт». Сюда входят уборка придомовой территории, уборка лестничных площадок, содержание мусоропровода плюс оплата дополнительных услуг.

Кстати, дополнительные услуги – это замечательный ресурс, который позволяет нам не плакаться на постоянное отсутствие денег. Например, можно использовать глухую стену дома для размещения рекламных щитов. Или сдавать подвал в аренду. Естественно, с согласия заказчика – ТСЖ. Этим товарищества собственников и хороши – с муниципалами очень сложно обговорить такие вопросы, слишком много бюрократических преград.

Здесь есть одно очень существенное «но»: все деньги за эти дополнительные услуги, как и квартплата, должны поступать на счет ТСЖ, а не на счет управляющей компании. И с этого счета в соответствии с договорами мы получаем оговоренный процент. Так, деньги на капремонт накапливаются на счете ТСЖ. Или, например, мы нашли фирму, которая хочет разместить рекламу на стене дома. Они платят ТСЖ за использование площади, а мы как организаторы получаем определенный процент.

- Насколько квартплата в домах, которые обслуживает ваша компания, отличается от квартплаты в муниципальном жилом фонде?

- Я уже говорила, что мы работаем по муниципальным расценкам. Разница может быть только за счет дополнительных услуг. Я сама живу в муниципальном доме. И могу сравнить, какие услуги получаю я, и какие услуги примерно за те же деньги получают жильцы наших домов.

- Монетизация льгот сделает ваш бизнес более выгодным?

Для меня это лишь инструмент, позволяющий в будущем получать деньги непосредственно от потребителя услуг, не обращаясь в бюджет за тем, чтобы из вернули. Это значительно упрощает нашу работу. Хотя и сейчас не существует больших проблем по возврату средств за льготы, которые мы предоставляем отдельным категориям наших жильцов.

Что нужно, чтобы малый бизнес пришел в ЖКХ? Почему в Перми эта сфера развивается, а в Иванове – пока нет?

Необходима хорошая законодательная база и четкие правила «игры» на этом поле между муниципальными структурами и бизнесом.

Я обратила внимание, что в Иванове значительная часть ЖСК и ТСЖ заключили договоры на обслуживание с муниципальными жилищными предприятиями. Не говорю, что это плохо. Но вы только подумайте, какой ресурс для развития малого бизнеса в ЖКХ. Неужели частник будет управлять домом хуже, чем муниципальное предприятие?

Другое дело, что мы потратили несколько лет на подготовку общественного мнения. Общество было готово воспринять саму идею прихода частного предпринимателя в ЖКХ. Может быть, и вашей мэрии, и вашим СМИ нужно более серьезно обсуждать этот вопрос?

У нас состоялся диалог власти и общественности. Большую роль сыграли СМИ, которые сформировали образ ЖКХ как сферы, привлекательной для бизнеса. Надо постоянно этим заниматься. Тогда возникнут интерес, спрос, конкуренция.

С другой стороны, у ивановских предпринимателей сейчас более выгодная ситуация: вы можете использовать наш опыт, накопленный в течение нескольких лет. Не надо повторять наши ошибки. Мы, кстати, всегда готовы поделиться своим опытом. Приглашайте.

- Что вы можете посоветовать ивановским предпринимателям, которые решат заняться аналогичным бизнесом?

Если принимать во внимание мой опыт, но я уверяю Вас, что он далеко не единственный и не лучший, то я бы посоветовала для начала обратить свой взор на ТСЖ или ЖСК.

Обязательно изучить всю законодательную базу, которая имеет отношение к ЖКХ.

Беря на обслуживание дом, учитывайте его общую площадь. Для того чтобы ваш дом не стал убыточным, проработайте возможности зарабатывания средств за счет предоставления дополнительных услуг и использования коммерческого ресурса конкретного домовладения.

Не пренебрегайте работой с населением, никогда не забывайте, что вы работаете для людей. Необходимо помнить, что имидж любой организации строится очень долго, но может потерпеть крах в один день, особенно в таком сложном бизнесе.

Мы требуем от наших работников быть безукоризненно вежливыми. Если по каким-то, даже не зависящим от вас причинам приходится отключать, например, горячую воду, то надо извиняться за неудобства. Даже долги требовать можно так, чтобы это не было обидно.

Кстати, наши работники знают и в лицо, и по имени всех наших жильцов. Поздравляем их с праздниками, налаживаем добрососедские отношения. Все это мелочи, но людям приятно.

И последнее. В ЖКХ можно заработать деньги. Об этом нужно помнить. Главное, прежде чем идти на этот рынок, - проанализировать ситуацию в своем городе. Вполне возможно, что вы откроете свою золотую жилу.

Беседовала Анна Семенова

07 Декабря 2004, 14:09 +103

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...