Кто оденет россиян?

Как ни крути, Иваново остается крупным мировым текстильным центром. А мода обычно рождается там, где есть текстиль. Чем скорее наши фабриканты примут этот факт, начнут торговать готовыми изделиями, а не сырьем, тем успешнее будет продвигаться их бизнес.

Именно сейчас, накануне Федеральной ярмарки легкой промышленности на ВВЦ в Москве и в преддверии осенней российской недели моды, самое время пробежаться по некоторым ее событиям, чтобы извлечь уроки и сделать выводы. Напомню, что запущенная в 2002 году национальная неделя моды Russian Fashion Week реализовала на российском рынке опыт мировых профессиональных сезонных недель моды в Париже, Милане, Нью-Йорке и Лондоне.

Russian Fashion Week, прошедшая в Москве в апреле, четко продемонстрировала, что у индустрии российской моды, а с ней у отечественной легкой промышленности – большое будущее. Здесь ныне самый бездонный и «сладкий» рынок, самый благодарный и щедрый покупатель.

Продвинутые дизайнеры больше не стесняются указывать на изделии «Сделано в России». Отечественный рынок массовой одежды уже занят российскими производителями (что бы они ни писали на своих этикетках). Появились бутики, специализирующиеся на продаже коллекций российских модельеров. Главным талантом дизайнера становится умение найти целевую аудиторию и использовать креативное мышление для зарабатывания денег.

Я расскажу лишь о нескольких участниках недели, каждый из которых выбрал свой путь в модном бизнесе. С надеждой, что их пример заставит кого-то из наших предпринимателей и владельцев модных салонов задуматься, возможно, пересмотреть взгляды, а может и взять себе что-то на вооружение. Зачем изобретать велосипед, когда все давно придумано и обкатано другими. Делай, как они, только лучше и больше.

«Мода – прежде всего коммерция»

Это замечание Вассы можно сделать ее девизом. Торговая марка Vassa Trend N. York была основана в Нью-Йорке в 1996 году. Два года спустя она пришла в Россию. Еще через два года появился первый магазин в Москве. Теперь их восемь и есть еще магазины в Риге, Петербурге, Томске, Оренбурге, Казани, Тольятти, Новокузнецке.

- За годы работы в Нью-Йорке я четко усвоила: мода – не только фантазия, творчество и богемная жизнь, - отметила Васса. - Это в первую очередь правильный маркетинг и холодный расчет, безупречное производство и продуманная стратегия продаж.

Она вложила в развитие своего модного бизнеса в России $ несколько млн., за два года вернула эти деньги и стала работать с миллионными оборотами. Потому что сумела найти баланс между дизайнерскими амбициями и покупательскими ожиданиями. Изначально единый концептуальный подход к дизайну коллекции, магазинов, рекламы, имиджу, сформировавший фирменный стиль VASSA, стал важнейшим элементом успеха торговой марки. Оригинальную концепцию образа марки для Вассы создал нью-йоркский дизайнер Stefan Ungaru.

Представленная на неделе коллекция осень-зима 2004/2005 Newton Futurism от Вассы органично соединила классику с уличным авангардом. И точно попала в яблочко.

Из Италии для России

Другим примером успеха в модном бизнесе стала коллекция «Business & Casual» ITEM (Италия) многообещающего творческого тандема молодых российских дизайнеров Андрея Мельникова и Ирины Крупской.

- Амбициозная, динамично развивающаяся российская торговая сеть «ВЕЩЬ!», планирующая в ближайшие пять лет открыть не менее полусотни магазинов готовой одежды, всерьез задумалась о том, чем в них торговать, - рассказал мне один из авторов проекта ITEM Андрей Мельников. - После советов с маркетологами было решено создать свой хаус-бренд. Сети понадобилась одежда для тех, кто может себе ее позволить. Не слишком дорогая, но выше уровнем, чем на Черкизовском рынке. Вопроса «где делать такую одежду?» не стояло. Конечно, в Италии, где создается мировая мода. Но итальянские партнеры сразу сообразили, что если они сделают коллекции для «ВЕЩИ», то выпадут из темы, поскольку новый бренд окажется итальянской маркой для западной Европы, а не России. Поэтому обратились ко мне, а я в свою очередь привлек Иру Крупскую.

- При создании хаус-бренда шли абсолютно научным путем, - продолжает Андрей. - Полгода анкетировали потенциальных покупателей. Выявили пристрастия и ожидания. К началу работы над коллекцией мы вполне реально представляли, что и для кого будем делать, в какую ценовую нишу обязаны вписаться. Через три месяца появились проработанные на фабрике и полностью готовые к производству образцы изделий по цене от 500 рублей для джемперов до 3,5 тысяч для пуховиков и курток, отделанных натуральным мехом. Средняя цена нарядов 1- 1,5 тысячи рублей, что вполне по карману россиянину со средним достатком. Для их создания мы использовали великолепные шерсти и полушерсти итальянского производства: отшиваться все это будет тоже в Италии и везти туда наши ткани нецелесообразно. Как ни парадоксально звучит, российская текстильная и швейная промышленность, задушенная неподъемными налогами, коммунальными платежами, чиновничьим беспределом, растеряла профессионалов и не может составить конкуренции Европе. Не говорю уж об Азии. Шить в Италии дешевле, чем в России. При этом качество сделанных там вещей на порядок выше. А заказчик полностью застрахован от форс-мажорных обстоятельств, без которых сегодня не обходится ни одно российское производство.

- Мы гордимся результатом своей работы и любим каждую модель и на взгляд, и на ощупь, - подытожил Андрей Мельников. – Все это абсолютно носимые и уместные в любом гардеробе вещи, а не искусство ради искусства.

«Какой бы красивой ни была коллекция, грош ей цена, если не дошла до покупателя»

Так считают в российской компании Lо, зарегистрировавшей свою торговую марку в 1988 году. Сегодня она имеет 30 фирменных магазинов практически по всей России. Не только в городах-миллионниках и полумиллионниках, но и в Дмитровграде с населением 250 тысяч. Компания очень внимательно изучает запросы потребителя и хорошо знает своего клиента. Под него создана торговая марка, куплена швейная фабрика, налажено производство и сбыт.

-У нас одевается россиянка от 18 до 25 лет, не страдающая брендоманией, самодостаточная и практичная, - говорит руководитель фирмы Татьяна Недзвецкая. – Она сама зарабатывает на жизнь, имеет ребенка, мужа, автомобиль, в одежде ценит стиль, удобство и комфорт. Отдает предпочтение натуральным тканям. И понимает, что $ 100 за наряд – красная цена. Отдавать больше за шмотку, когда в мире столько реальных ценностей – глупо. После взрывов, экологических катастроф мода переориентировалась. Люди стали больше уделять внимания здоровью, путешествиям, спорту. На подиумы всего мира вышел интеллектуальный бомж в несколько помятой, неброской, но удобной одежде. Хитом последних сезонов стали трикотаж и ткани для стирки. Модные вещи больше не выглядят новыми. А для приверженцев уходящих в прошлое офисных костюмов предлагаем легкие, без подкладки, плечиков, клеевых материалов пиджаки, комфортные и функциональные.

По интересу к коллекции было видно, что компания Lо идет верным путем.

Вместо эпилога

О месте моды и развитии модного бизнеса шла речь на семинарах «Street-fashion – источник коммерческих идей. Нонконформисты улицы и высокая мода» и «Дизайн и маркетинг: принципы организации работы дизайн-бюро в индустрии моды», проходивших в рамках RFW. Как я жалела, что не было на них наших, ивановских дизайнеров, в полете творческой фантазии, порой, напрочь забывающих о тех, для кого работают. А ведь этот потенциально очень доходный бизнес мог бы приносить гораздо больше пользы и им, и казне, и покупателям.

С этого года RFW стала сотрудничать с отечественными текстильными предприятиями. На специальных стендах в show-room Russian Fashion Week были размещены образцы российских тканей, рассчитанных на дизайнерские коллекции. Устроители сочли, что текстильная промышленность страны обладает достаточным творческим и производственным потенциалом для того, чтобы стать объектом внимания российских модельеров. Что сотрудничество российских дизайнеров и российской текстильной промышленности неизбежно и необходимо. Что только при наличии постоянных деловых контактов между ними можно говорить о появлении мощной, самостоятельной национальной индустрии моды. Но все это мимо текстильного края.

Почему ивановских предприятий не оказалось на главном событии в отечественной индустрии моды? $ 400 за участие в шоу-руме – смешная плата для серьезных фирм. Ведь подобной рекламы для торговой марки в другом месте не найти. Интерес к тканям соседнего Гаврилов-Ямского комбината, которые блестяще представили Дизайн-центр группы предприятий Гута и Ольга Комиссарова, показали, что отечественные ткани конкурентоспособны на мировом рынке. Коллекции вошли в ротацию на Fashion TV.

Ивановские промышленники и дизайнеры не могут не понимать, что участие в таких мероприятиях, как RFW – шаг в продвижении товара, в раскрутке брэнда. Генеральный директор французской торговой сети «Беггон» в Москве, турецкий предприниматель Икбаль Дюрре отметил, что работать в России просто. По его мнению, любой бизнесмен добьется успеха на российском рынке, если имеет качественный товар и выделяет достаточно средств на рекламу. С последней у многих ивановских текстильщиков явная «напряженка». Или товар нехорош, или средств не хватает? Потому и богатеют в стране турецкие предприниматели. Но за державу обидно.

Валентина Охотникова,

Москва

24 Августа 2004, 13:55 +90

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...