Кто проиграет больше, страховщики или автовладельцы?

Обязательное страхование автогражданской ответственности обсуждается уже несколько десятилетий. Похоже, время обсуждения и ожидания подходит к концу - закон вступит в силу в июле 2003 года. Но что ожидает автовладельцев и страховщиков? Насколько обязательное страхование автогражданской ответственности (АГО) облегчит или, наоборот, усложнит их жизнь? Мы обратились к заместителю генерального директора компании "Наста-Ростекс" Сергею Ефремову с просьбой поделиться своим мнением.

- Закон об обязательном автостраховании обсуждался еще в 70-х годах, а принимается только теперь. С чем связаны такие трудности?

- Мы не будем первой страной в СНГ, которая введет обязательное автострахование. Украина и Белоруссия уже сделали это и почти сразу же столкнулись с проблемой неплатежей. Пока там этот закон не очень хорошо приживается. Скорее всего, и у нас обязательный страховой сбор по АГО будет воспринят как дополнительный налог. Хотя в последнее десятилетие произошла резкая автомобилизация страны. Автомобильный парк растет и у частных, и у ведомственных автовладельцев. И в то же время растут статистика ДТП и их стоимость. Если раньше одно ДТП в Ивановской области стоило 2-3 тысячи рублей, сейчас оно обходится в 7-10 тысяч рублей. И значит, владельцы должны иметь такие деньги. При ДТП с участием двух водителей одному из них придется возместить ущерб второму, да еще починить свою машину. Но если свою машину можно на пару месяцев поставить в гараж, то возмещения ущерба потребуют сразу же. Чтобы остановить растущую волну неплатежей, нужно изменить законодательную базу.

Определение. Размер автогражданской ответственности - это та сумма, в пределах которой будет компенсирован ущерб, причиненный в результате Ваших действий за рулем третьим лицам. И нужно иметь в виду, что застрахован будет не сам автомобиль, а ответственность его владельца. За разбитый автомобиль страховку по обязательной "автогражданке" получить нельзя, для этого следует заключить договор добровольного страхования автотранспорта.

- Что изменится в деятельности страховых организаций в связи с введением этого закона?

- Мы надеемся, что введение этого закона повысит правовую культуру страхования в России, что страхование станет неотъемлемой частью жизни. И введение обязательного автострахования послужит поводом для того, чтобы граждане задумались о страховании и жизни, и имущества.

С другой стороны, обязательность автострахования приведет к росту разного рода мошенничеств. В большинстве стран Европы больше всего мошенничеств совершается именно в сфере автострахования. В Германии, самой законопослушной европейской стране, на мошенничества, связанные с автострахованием, приходится до 10-15 процентов. А что будет в России? Простой пример: пьяный водитель врезается в столб. Страховка водителям, которые садятся за руль нетрезвыми, не положена. Что может сделать водитель? Утром он отбуксирует машину к какому-нибудь магазину и позвонит в страховую компанию: вот, мол, на пять минут зашел в магазин, вышел - а какие-то злоумышленники разбили машину. И ничего доказать нельзя.

Когда будет введен этот закон, страховым компаниям, очевидно, придется заняться компьютеризацией ГИБДД, потому что тариф будет определяться в зависимости от того, сколько раз владелец попадал в аварии, какой ущерб причинил. Чем больше аварий, тем выше тариф. В идеале, система должна выглядеть так: приходит человек, желающий застраховать машину, в компьютер вводятся его данные, и на дисплей сразу же выводится его "кредитная история".

Если говорить в целом, то для того, чтобы закон заработал, потребуется вложить около 5 млрд рублей. И срок окупаемости этого закона составит 5-8 лет.

Обязательное автострахование потребует введения новых профессий, таких, как аварийный комиссар, страховой следователь, а может быть, еще и каких-то других. Все спорные вопросы должны будут расследовать независимые эксперты. А их пока очень и очень мало. Нужно срочно учить, а денег на это тоже пока нет.

- Не так давно был учрежден Российский союз автостраховщиков (РСА), который будет регулировать все оргвопросы по страхованию автогражданской ответственности. Как будут строиться ваши отношения с этой организацией?

- Наличие профессиональной организации очень важно, оно позволяет обеспечить одинаковый процесс автострахования в стране так, чтобы клиент не ощущал зависимости от территории. Кроме того, эта организация будет нести ответственность перед клиентом в том случае, если на момент страхового события компания-страховщик не сможет возместить ущерб. Предполагается, что вступительный взнос в РСА составит 50 тысяч долларов для московских страховых организаций и 25 тысяч долларов - для региональных. Сумма немаленькая, но компании будут ее платить. Почему? Для того, чтобы получить лицензию, компании необходимо иметь свои представительства во всех регионах. У небольших региональных компаний в этом случае могут возникнуть определенные проблемы. Но их можно решить через РСА, правда, это повлечет дополнительные затраты. В том случае, если региональная компания захочет не участвовать в законе об обязательном автостраховании, а только представлять интересы столичных фирм, ей все равно нужно будет уплатить взнос. Все делается для того, чтобы как можно больше страховщиков стали членами этого союза.

- Не очень понятная ситуация получается со страховкой ведомственных (государственных) автомобилей: денег в бюджете 2003 года не предусмотрено, а закон вступает в силу в июле 2003 года. Не ставит ли это под угрозу саму идею всеобщего страхования?

- Сейчас можно сказать, что стоимость полиса будет одинаковой как для ведомственных автомобилей, так и для частных. Но вот откуда государство возьмет деньги на страховку, действительно непонятно. И это ставит под угрозу срыва введение этого закона.

- Будет ли цена полиса зависеть от марки и возраста машины? Кто и как будет рассчитывать размер полиса?

- Определять размер страховки будет государство. Базовый размер будет одинаковым для всех, но кроме него будет введена система повышающих и понижающих коэффициентов. К примеру, если у автовладельца в течение трех лет не было аварий, по отношению к нему будет применяться понижающий коэффициент. Размер тарифа будет зависеть и от марки машины. Некоторые марки технически очень хорошо оснащены, у них есть и активные, и пассивные системы безопасности, к примеру, это Тойота, Ниссан, Мерседес, Ауди. Возраст машины тоже будет влиять на размер тарифа. Чем больше возраст, тем больше тариф. Но именно из-за этого и может возникнуть кризис неплатежей. Сильно подержанные машины покупают люди с невысокими доходами, которым будет очень трудно оплатить высокую страховку.

- Будут ли стоимость полиса и условия заключения договора страхования одинаковыми для всех регионов России?

- Россия - страна большая. Стоимость дорог разная, уровень жизни - тоже, поэтому и размер страховки, и условия договора могут отличаться. И здесь у страховых компаний появляется возможность продемонстрировать качество своих услуг. У кого-то клиенты могут получить бесплатную медицинскую страховку, у кого-то скидки в различных сферах бизнеса.

Галина Кузнецова

02 Сентября 2002, 20:24 +55

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...