Кто задаст ученым направление поиска?

Недавняя П Международная научно-техническая конференция «Достижения текстильной химии – в производство», о которой уже сообщала газета «Частник», привлекла пристальное внимание ученых, производственников, чиновников. Но не ответила на первый и главный вопрос: кому все это нужно? Для кого готовились замечательные, хорошо аргументированные, подкрепленные многолетними исследованиями доклады, образцы новых тканей и волокон, «умный» текстиль и одежда из него? Где потребители последних достижений отечественной текстильной химии? Почему не сходятся интересы ученых, промышленников, покупателей? Почему на российском бездонном рынке текстиля бал правит его величество – импорт? Появится ли в конце концов отечественная индустрия моды?

Конференция убедительно продемонстрировала, что ткани нашего века – плоды технической революции. Мода перестала быть тайной, а стала функцией технологического прогресса. Структуры, фактуры, цвета меняются молниеносно. Бессмысленно даже прятать информацию о новинках. В их производстве решающие слово не за разработчиками, а за возможностями производства. Не переоснастился вовремя, не приобрел соответствующего оборудования – значит выпал из моды и из рынка. Возможно навсегда.

За четыре года, прошедшие с предыдущей конференции в Иванове, наука продвинулась очень далеко вперед. Новые разработки химиков действительно поражают воображение. Среди них – ткани, меняющие цвет от случайного прикосновения и ткани-невидимки, закрытые для современных оптических приборов, спецобработки, продляющие сезон носки одежды и устраняющие запахи, экономичные, стойкие красители и технологии, позволяющие отходы превращать в полноценное сырье...

Где потребители всего этого богатства? Судя по регистрационным записям около трети участников конференции в Иванове составляли текстильщики. Но меня не покидало ощущение, что затесалась на химическую вечеринку, куда «чужие» не ходят. Много науки – мало производства. Плодотворного диалога ученых с практиками, принимающими решения, не получилось. Не было тех, кто заказывает музыку. Их звали, да они не пришли. А без промышленников, владеющих рынками сбыта и финансированием, кто задаст ученым направление поиска? Кто даст заказ на разработку новых структур, фактур, цветов, отделки? Ведь это только на поверхностный взгляд моду диктует дизайнер. На самом деле – деньги. И деньги эти в модном бизнесе приносят скорую и большую отдачу.

Для любого производителя текстиля и одежды российский, изголодавшийся, необъятный и очень щедрый рынок – один из самых притягательных и сладких. Не случайно его стремительно освоили практически все известные в мире брэнды и торговые сети. Турция, Китай, Европа шаг за шагом вытесняют с отечественного рынка россиян. Сегодня 75 % текстиля на нашем рынке иностранного производства. Потому что зарубежные товаропроизводители точно знают, что востребовано покупателем. У наших, ивановских текстильщиков прогнозирование – одно из самых слабых звеньев. Иначе бы не затоварились сначала узкими, а вскоре и широкими тканями. Промышленникам следовало бы поучиться у челноков, которые просчитывают потенциального покупателя с точностью до рубля. И ошибаются крайне редко.

Не случайно в своем докладе начальник управления промышленности, науки и технологий администрации Ивановской области Валентин Виноградов большое место уделил развитию торговли:

- Экономика Ивановской области не может развиваться по законам, отличным от общероссийских, так же как и российская экономика в современных условиях не может не учитывать мировых тенденций экономического развития, - отметил он. - Период перехода российской промышленности на рыночные отношения по времени совпал с глобализацией мирового экономического пространства. Происходящие изменения непосредственно коснулись экономики Ивановской области и их надо рассматривать не только в рамках одного региона, а с позиции адаптации к мировому рынку. Новые коммуникационные технологии, бурный рост которых пришелся на последние десятилетия 20 века, обеспечили базу и условия создания единого экономического пространства. Первыми его освоили новые торговые системы. Далее последовали финансовые структуры и в последнюю очередь – промышленность, как наиболее инерционная отрасль экономики. Активное развертывание торговых сетей дало торговле важнейшее преимущество – маркетинговое знание рынка. Как следствие, она стала формировать заказ для производителя. Связь между промышленностью и торговлей поменялась кардинально. Торговля (потребление) стало доминировать над производством и определять развитие промышленного сектора экономики. При этом место выпуска комплектующих для производства во многом потеряло свое значение, выровнялись цены на промышленные товары. Резко возрос спрос на научно-техническую продукцию. Причем новые технологии стали распространяться на рынке практически мгновенно, а затраты на освоение рынков сбыта увеличились. Ожесточилась конкурентная борьба за потенциального покупателя.

По мнению Валентина Виноградова, глобализованное обращение товаров способствовало появлению новых финансовых инструментов, позволяющих соединять локальные производства в единые технологические цепочки. Изменилась и система управления производством, направленная не на получение прибыли, как при традиционном управлении, характерном для индустриального периода развития экономики, а на рост стоимости компании. Глобализация обращения и финансов создали для отечественной промышленности почти шоковую ситуацию конкуренции с производителями всего мира по цене и по уровню обновления продукции. Предприятия в этих условиях были вынуждены либо усилить эксплуатацию доступных им факторов производства – рабочей силы и природных ресурсов - либо перейти к инновационному развитию. Критическая ситуация для старых индустриальных районов, к которым можно отнести Ивановскую область, усугубляется ещё и тем, что локальных рынков в мире становится всё меньше не только благодаря беспрецедентному росту масштабов и оперативности торговых систем, но и из-за общемировой универсализации потребления. В низких ценовых сегментах рынка товаров массового потребления ивановская текстильная промышленность вынуждена конкурировать с самыми эффективными производителями всего мира, продающими свою продукцию дешевле всех. А в высших ценовых сегментах, нацеленных на символы, знаки, мифы современного общества, приходится конкурировать с мировыми брэндами.

Без серьезных инвестиций в новые технологии и перехода на инновационный путь развития эффективность работы отрасли будет снижаться. Более того, практически все текстильные предприятия области, за исключением Родниковского и Яковлевского комбинатов, работают в нижнем сегменте рынка.

Необычайно интересным и поучительным оказался доклад доцента ИвГУ Александра Тихомирова о прошлом текстильного края. Дореволюционные ивановские фабриканты, как и нынешние, тоже ориентировались на бедное население. И в этой нише им не было равных. Благо тогда их не теснили ни Китай, ни Индия, ни Пакистан. Сегодня равнение на самых неимущих потребителей становится все менее актуальным. Не столько потому, что в стране растет стремительно среднеющий средний класс, сколько потому, что Китай всегда сделает быстрее и дешевле. Здесь равноправной конкуренции по определению быть не может. Выход один - срочно искать ту нишу, которую еще не заняли коллеги-конкуренты из Поднебесной. Как это делает Европа, специализирующаяся на выпуске продукции с выгодным для покупателя соотношением цены и качества. Такой продукцией для Германии стал технический текстиль, для Бельгии – ковры, для Австрии – шерстяные изделия… Заметьте, там все основано на новых технологиях и точном знании рынка. Нельзя продать то, что не хотят купить. Поэтому огромные средства вкладываются в продвижение товара. Все это в равной степени касается и текстиля, и химии, и прикладной науки.

Многие участники форума жаловались на информационный голод. Зав. сектором ТВВ инновационно-технологического центра объединения «Ивхимпром» Ольга Смирнова докладывала на конференции о проблемах выбора ТВВ. Фирм, специализирующихся на их продаже – огромное множество. Испытать их продукцию на производстве сложно. Ушел с молотка Ивановский камвольный комбинат – последнее предприятие края, где в лабораторных условиях проводился четкий входной контроль. Ивановские химики пытаются вооружить текстильщиков хотя бы минимальным инструментом.

Когда-то «Ивхимпром», работающий на рынке 165 лет, российское правительство определило монополистом в производстве ТВВ. Сегодня его на своем же рынке все чаще вытесняют импортеры. Завод, работающий в реальной российской экономике, не может, как западные конкуренты, до полугода отсрочить платежи, предложить текстильщикам большие скидки. О цивилизованной конкуренции и говорить смешно. Представьте замордованного жизнью фабричного технолога, которому именитая фирма предлагает полностью оплаченную командировку в Швейцарию для более глубокого знакомства с новинками текстильной химии. И примет, и познакомит, и подарков надарит на добрую и долгую память. Чьи ТВВ он порекомендует руководству предприятия после такой поездки?

Вице-президент Российского Союза химиков-текстильщиков и колористов, представитель известной швейцарской фирмы «Клариант Консалтинг АО» Андрей Новорадовский приехал на конференцию и в расчете на контакты с деловыми партнерами. Естественно, нашел. Он убежден, что несмотря на неблагополучную ситуацию в отечественной науке и перерабатывающей промышленности, у текстильной химии и легкой промышленности России есть шанс для выживания. На его взгляд сегодня отечественная текстильная промышленность завершает переход от старосоветского стиля к новому способу владения бизнесом и работы на рынке. Особенно его радует, что рядом с крупными холдингами развиваются небольшие и средние предприятия. И их много.

Именно малый бизнес обкатывает на рынке супер-модные ткани. Яркий пример – столичное ЗАО «Цемесс» с «умным» текстилем, от которого, по словам руководителя объединения, вице-президента РСХТК г-на Андриевского, «Париж рыдал от восторга». Да и Бог с ним, с Парижем. У нас в России тоже хватает, над чем порыдать. Важно, что Андриевский – один из тех, кто не говорит, а делает. Он малыми партиями выпускает на рынок веселый камуфляж, забавные ткани, непрерывно меняющие цвет. С ними ЗАО «Цемесс» заняло свою нишу на рынке. Вот он – простой и ясный путь от инновации к потребителю. Конференция в Иванове четко продемонстрировала: подобных ниш великое множество. Они пустуют во многом из-за несостыковки науки и производства.

В этом плане показательным стал спор между Натальей Плехановой и г-ном Андриевским, которого очень задели слова известного дизайнера о том, что модельеры не знают ни его «умного» текстиля, ни других отечественных революционных новинок. Но это правда. А правда колет глаза. Сегодня все отечественные дизайнеры работают на остатках тканей от известных зарубежных домов моды. Поэтому изначально выпускают вторичную продукцию. Попытки придать ивановским тканям фактурность и эксклюзивность за счет отделки, что показали на форуме студенты текстильной академии, это нормальный ученический поиск. Но не индустрия моды, где деньги потребителя лежат. Отечественные текстильщики, давно перешагнувшие пору ученичества, и подобных задач перед собой не ставят. Даже наша гордость – льны, всего лишь суровье, сырье, которое лишь после обработки в Европе обретает истинную ценность.

Новые разработки ученых в лучшем случае продаются в тот же Китай, а страна, дизайнеры и сами текстильщики от высокого полета российской научной мысли практически ничего не имеют. Хотя именно индустрия моды с ее огромными возможностями и деньгами могла бы стать одной из точек роста отечественной экономики. Как стала опорой для экономики турецкой и китайской. Для этого в стране все есть - продвинутая текстильная химия, дизайнеры, промышленные предприятия и необъятный рынок. Вот только деньги российских потребителей уходят за границу. А могли бы отлично поработать на свою страну.

Валентина Охотникова

21 Сентября 2004, 11:48 +62

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...