Куда девать свои яйца?

На очередном заседании администрации области управляющий отделением Пенсионного фонда России по Ивановской области Сергей Горохов отчитался о ходе пенсионной реформы. По его словам, в общероссийских масштабах наш регион выглядит весьма достойно, особенно по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, где работа в этом направлении – цитата - “практически завалена”.

Это заявление могло бы выглядеть оправданием: мол, несмотря на нездоровую шумиху вокруг моей персоны и попытки “пришить” срок, управляемое мной отделение работает весьма эффективно. Но, во-первых, результаты работы – не столько слова, сколько цифры, во-вторых, и за руководителем, и за цифрами стоит труд отлаженной системы и массы специалистов. “Нелегкость” труда заключается хотя бы в том, что не отлажена сама пенсионная система – она только выстраивается, и в том, что на практике приходится обкатывать множество новых законов и распоряжений.

Работники и работодатели уже могут оценить «прелести» обязательного пенсионного страхования. Относятся они к ним, естественно, по-разному. Работники заинтересованы (или должны быть заинтересованы) в предоставлении сведений о них в Пенсионный фонд, полной и своевременной уплате взносов. Проблема в том, что пенсионные отчисления зачастую делаются с небольшого официального заработка, а не с реальной зарплаты – в этом уже заинтересованы работодатели, желающие оптимизировать свои налоговые выплаты. Если все так и останется, то – считает руководитель управления Пенсионного фонда РФ по Иванову, Кохме и Ивановскому району Николай Жуков – мы никогда не сможем платить старикам достойные пенсии. Но, думается, виноваты в этом не алчные работодатели…

Тик-так “счетчики”…

В ивановском управлении отмечают такую тенденцию: работодатели стремятся уплатить в первую очередь накопительную часть пенсионных отчислений. Но считают, что выводы о стремлении вложить эти деньги преждевременными – скорее всего, так получается потому, что сумма накопительных взносов меньше суммы страховых, а налоговые органы требуют уплаты. Но не стоит исключать и такую версию: уплачивать накопительную часть работодателя понуждает работник – чтобы деньги работали.

Накопленные таким образом средства вроде бы принадлежат человеку, но фактически их нельзя получить на руки, как вклад в банке. Единственное, что можно сделать – выбрать управляющую компанию, которая заставит эти деньги работать и приносить прибыль, как минимум покрывающую инфляцию. Управляющие компании будет определять Правительство РФ и рекомендовать их Пенсионному фонду России. «Работать» средства начнут уже с 1 января 2004 года. До этого времени каждый должен определиться, куда вложить накопительную часть своей будущей пенсии: доверить их ПФР или отдать в Негосударственный пенсионный фонд, и написать соответствующее заявление. Если этого не сделать, средствами по умолчанию распорядится Пенсионный фонд.

Пока трудно прогнозировать, какое вложение будет более эффективными. Иными словами, оправдает ли высокая доходность, обещаемая негосударственными структурами, сопутствующие риски.

О том, сколько “заработали” накопления можно будет узнать из традиционных сведений о состоянии своего лицевого счета (эту информацию из управления ПФР обязательно получит каждый). В пенсию они войдут только после 2013 года. Причем возможно косвенное наследование: если человек указывает наследника и не доживает до пенсии, то эти суммы выплачиваются. Правда, если он получит трудовую пенсию хотя бы за пару месяцев – все накопления достаются государству.

Этот “нюанс” доказывает, что накопительная система помимо всего прочего призвана сформировать так называемый “финансовый буфер” на случай неблагоприятной демографической ситуации, когда число пенсионеров станет критическим для работающих граждан. Ведь принцип солидарности – когда одно поколение содержит другое – еще никто не отменял.

О яйцах и корзинах

Среди работников и работодателей в части пенсионного страхования предприниматели – категория особая. В том смысле, что сами за себя отвечают, т.е. платят и предоставляют индивидуальные сведения. Их минимальный платеж, в отличие от традиционных отчислений с зарплаты, зафиксирован и составляет 150 рублей в месяц (для всех возрастов): 100 рублей – страховая часть, 50 – накопительная. Платеж, естественно, обязательный – вне зависимости, вел предприниматель деятельность или нет. В случае неуплаты взыскать его можно в судебном порядке – как и любую налоговую недоимку.

Особо сознательные могут платить больше, чтобы увеличить свою пенсию – средняя сегодня составляет коло 1,5 тыс. рублей ежемесячно. Но, чтобы не разочароваться в будущем, надо учитывать, что общая сумма уплаченных взносов при расчете пенсии будет поделена как минимум на 12 лет, в которых неимоверное число месяцев…

Так что многие предприниматели сегодня задаются вопросом: а оно нам надо? Есть более выгодные способы вложения денег, чтобы обеспечить себе достойную старость.

- В чем-то они правы, - комментирует эту ситуацию Николай Жуков. – Мы строим свою пенсионную систему по западному принципу, а государственная пенсия там – лишь гарантированный минимум. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, и кроме госпенсии люди вовлечены в систему негосударственного (добровольного) страхования, приобретают акции, хранят деньги в банках. Скептицизм предпринимателя обоснован, но до тех пор, пока он успешный предприниматель. А, не дай Бог, случись что – автомобильная авария, тяжелая болезнь – обязательные платежи позволят начислить ему хотя бы пенсию по инвалидности. Какая-никакая гарантия. И потом, платеж настолько необременителен, что, на мой взгляд, проще его заплатить и выполнить свой социальный долг, чем иметь потом неприятности с налоговыми органами и попасть на штрафы, пени и судебные издержки в случае принудительного взыскания этой суммы через суд.

Жить стало лучше?

- Николай Иванович, «общим местом» стало утверждение, что снижение налогов повышает их собираемость. Прослеживаете ли вы эту закономерность на примере пенсионных платежей, ведь в Москве заявляют, что налоги снижены настолько, что дальше просто некуда?

- Нет. Налоги на зарплату (а пенсионные отчисления – налоговый вычет) практически не изменились. 3% подоходного налога, плюс 35,6% социального загоняют предпринимателей в тень: число официально устроенных работников сводится к минимуму, плюс показывается малая часть их реальных зарплат, с которых начисляются страховые взносы. Годы, когда они не уплачиваются, при расчете пенсий не учитываются.

- А как обстоят дела с задолженностью предприятий перед Пенсионным фондом?

- Фактическая задолженность постепенно сокращается. Например, в прошлом году было возвращено 34 млн. рублей из четырехсот. Но здесь надо реально оценивать, что большая часть долгов погашена не будет: многие предприятия просто прекратили свое существование.

“Роль личности в истории”

Как вы понимаете, трудно было избежать темы об уголовном деле в отношении управляющего отделением Пенсионного фонда России по Ивановской области Сергея Горохова, по которому недавно был вынесен обвинительный приговор. Поначалу вовсе отказавшись комментировать эту ситуацию, Николай Жуков, работавший тогда в областном отделении, все же высказал свое мнение:

- Оценка тех событий с позиций сегодняшнего дня, мягко говоря, неадекватна. Вспомните то время: 1996-97-ой годы, наличных денег в стране нет, предприятия не платят пенсионные взносы, пенсии надолго задерживают. Приходилось искать любые законные пути, чтобы выплатить людям хоть какие-то деньги. Все было сделано открыто и официально: создана специальная областная комиссия по погашению задолженностей в бюджеты всех уровней, в том числе в Пенсионный фонд. Многие вопросы решались на ее заседаниях, ведь тогда не было даже законодательства об обороте векселей. С Торговым домом «Ресурс» работали не мы одни – через него реализовывались, например, многие бюджетные схемы. Система, когда предприятие вместо денежных отчислений передает товар на эту сумму, была выгодна и Пенсионному фонду, и должнику. Можно сказать, она была оптимальной, и до сих пор никто не доказал, что реализованные тогда схемы были не только незаконными, но и просто неправильными. В свое время нас проверял Пенсионный фонд России и признал, что никаких нарушений не было. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.

- Как сказывается ажиотаж вокруг фигуры Сергея Горохова на непосредственной работе?

- Конечно, отрицательно. Сбор и сверка сведений, на основании которых вносятся данные в лицевые счета и рассчитываются пенсии, - процесс очень трудоемкий и ответственный. СМИ навешивают ярлыки, а люди не вникают в тонкости дела и у них создается впечатление, что весь Пенсионный фонд занимается какими-то аферами с народными деньгами.

- Но ведь и ваше управление по Иванову, Кохме и Ивановскому району, и отделение ПФР по Ивановской области управляет пенсионными средствами, финансирует выплату пенсий. Насколько все это прозрачно и нет ли потенциальных возможностей для злоупотреблений?

- Все абсолютно прозрачно. Собранные средства аккумулируются в Пенсионном фонде России и распределяются в регионы для выплаты пенсий. У ПФР есть бюджет, ежегодно утверждаемый Госдумой. Страховая часть взносов расходуется только на выплату пенсий. Собственных собранных средств нам не хватает, так что ПФР нас дотирует: например, из выплаченных в 2002 году 1,5 млрд. рублей только 670 млн. – страховые взносы, собранные в Иванове, Кохме и Ивановском раойне. Из федеральных же денег финансируется выплата базовой части трудовых пенсий и государственные пенсии (в прошлом году сумма этих выплат по управлению составила 860 млн. рублей).

- Содержание аппарата производится на бюджетные средства ПФР. И средства на это содержание расписаны постатейно. Нет статьи – нет денег. Доходит до того, что мы, простите за пример, унитаз не можем заменить, если финансирование таких нужд не предусмотрено. Так что здесь все строго.

Врезки

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПФР) - самостоятельное финансово-кредитное учреждение, созданное в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

ПФР обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности; контроль с участием налоговых органов за поступлением в ПФР страховых взносов и др.

С 2002 года действует страховой принцип начисления пенсий. Это значит, что размер выплат теперь зависит не только от стажа и величины заработка, а от размера взносов. Пенсия будет формируется из двух составных частей: базовой пенсии (гарантированный минимум, который обеспечивает государство и который на начало прошлого года составил 450 рублей) и страховой частей. С 2013 года к ним присоединится накопительная часть. Накопительная часть входит в отчисления с 2002 года, с 2004-го она будет доверена управляющим компаниям, чтобы приносить прибыль своему «хозяину» - будущему пенсионеру.

В тему

Кому выгодна пенсионная реформа?

Даже если отвлечься от мизерного размера базовой пенсии (половина прожиточного минимума пенсионера), система ее начисления и выплат вызывает у специалистов много вопросов. Во-первых, она будет производиться государством за счет 14% (от начисленной зарплаты) из единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, т.е. пенсионный платеж становится налогом. А по действующим законам, основной признак налога - это безвозмездность: перераспределение денег не является задачей налогового законодательства. Таким образом, существующее положение вещей чуть ли не разрушает фундаментальные принципы налогового права.

Во-вторых, базовая пенсия, по определению, – это социальное пособие, выплачиваемое государством из общих налогов людям, не заработавшим себе на трудовую пенсию. Если базовая часть выплачивается всем пенсионерам, да еще из обязательных налоговых отчислений, то государство экономит как на их выплате, так и на выплате пенсий бюджетникам - военнослужащим, работникам МВД и т. д., производя их за счет обязательных отчислений.

В итоге система оказывается выгодной только для государства и обременительной как для работодателя, так и для работника: привязка тарифа по пенсионному обеспечению к расходам на оплату труда создает непомерную налоговую нагрузку. К тому же этот тариф полностью включается в налоговую базу по оборотным налогам (НДС, акцизам), что еще более усиливает негативное влияние существующей пенсионной системы на экономику и доходы граждан, поскольку страдают именно те предприятия, которые платят своим работникам приличные зарплаты.

Что касается накопительной части пенсии, то представители Российского Союза промышленников и предпринимателей не раз высказывали опасения, что эта затея представляется не только сомнительной с точки зрения экономической эффективности, но и опасной для экономики в случае, если эти ресурсы выйдут на финансовые рынки - это в конечном итоге может привести к полному огосударствлению всей экономики. Причина – масштабность этих ресурсов, которые в ближайшие 5 лет могут превысить половину капитализации фондового рынка России…

Елена НОВГОРОДОВА

24 Марта 2003, 18:43 +128

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...