Квартал художников

Марина Москалева (текст) Сравнивать творческие работы – дело неблагодарное. Особенно если все они выполнены в абсолютно разных стилях и техниках и отражают, прежде всего, индивидуальность авторов. Именно такая ситуация сложилась в ходе защиты дипломных работ выпускников кафедры текстильного дизайна ИГТА. В пятницу, 11 июня, то, чему их научили в стенах академии, демонстрировали девятнадцать будущих специалистов по текстильному дизайну для интерьера. Добавить миру красоты Неповторимость авторских работ в данном случае – не красивая метафора. Несмотря на то, что, как отметила заведующая кафедрой текстильного дизайна Наталья Мизонова, техники, в которых работали выпускники, изобретены не ими, использование этих приемов в каждой работе было совершенно оригинальным и необычным. Наверное, в том, чтобы, овладев основами мастерства, не удариться в «кустарщину» и состоит отличие творца от ремесленника. Вот, например, техника аппликации, казалось бы, не таит в себе ничего нового. Но, тем не менее, с ее помощью была выполнена и прозрачная загадочная ширма Ларисы Лариной и экстравагантные панно Елены Архиповой «Прощение», «Страсть», «Чувственность», «Объятие» (в основе панно белые майки и графика), и мягкие пуфы-машинки для детской комнаты от Анны Варнаковой, и войлочные уютные панно на темы народного эпоса Надежды Виноградовой. Вышивка – это тоже вполне понятное слово, но и здесь, оказывается, простор для фантазии огромен. Например, легчайшие бабочки на металлизированном фоне, выполненные Дарьей Гавриной, выглядят так, словно и не было прежде многовековой истории вышивки, словно это искусство было изобретено только сейчас для создания именно этой работы. А есть еще принт, роспись по ткани, графика, купаж, вышивка бисером. Во многих случаях необычный эффект дает сочетание техник. Например, зачем, казалось бы, ручная вышивка на монохромном графическом полотне? Но именно она придает работе глубину, смягчает резкость линий. Несколько работ было построено на использовании одной техники, которой автор овладел в совершенстве. Например, коллекция панно Даши Смирновой выполнены в технике «арт-протис», основанной на многослойном наложении прозрачных тканей на полотно основы и закреплении их с помощью иглопробивной машины. Эффект создается удивительный, даже рассматривая работу вблизи, непосвященному человеку сложно понять, как же это все-таки сделано. Максим Торопов (известный также как Max 13) представлял серию панно «Портрет поколений», очень напоминающую работы в технике граффити, в которой Max 13 преуспел настолько, что его признали лучшим граффитистом России. Но на поверку дипломная работа оказалась куда сложнее – помимо свободной росписи и графики в ней использованы ручная вышивка, аппликация из прозрачной сетки. Как отмечает сам Максим Торопов, панно могут использоваться в оформлении общественного интерьера – молодежного кафе или клуба, или домашнего, выполненного в стиле минимализма. «Путешествие маски» Юлии Серовой – это работа, поражающая воображение буйством красок, богатством проработанных деталей. При ее подготовке использованы компьютерные технологии, позволившие создать оригинальные принты, дополненные впоследствии вышивкой и аппликацией. «Наверное, если бы этих технологий не было, работа была бы совершенно другой, в ней было бы меньше душевности», - сказала Юлия Серова. Римма Бычкова под влиянием собственной трехлетней дочери выполнила в рамках дипломной работы панно, с помощью которого ребенок может и играть, и учиться: масса деталей в виде цифр, знаков и фигурок крепится на липучках, двери домиков закрываются на молнии и вообще панно таит в себе множество сюрпризов. Кстати, как это свойственно кафедре текстильного дизайна, каждый из защищающихся внешне соответствовал свое дипломной работе по стилю, цветовой гамме и приемам отделки. Такое единство, как правило, убеждает в искренности автора. Удивительно, как педагоги умудряются воспитывать таких разных людей, обучая их технике работы с тканью, но не подавляя индивидуальность. «С теми, кто знает, чего хочет, работать не трудно, - говорит преподаватель кафедры текстильного дизайна Татьяна Щербакова. – Трудно как раз с теми, кто к пятому курсу не нашел чего-то, что было бы близко именно ему. Но это редкость. В основном все уже находят технику и направление, в котором хотели бы работать, ведь поиск продолжается на протяжении всей учебы». Куда дальше Окончание вуза – это момент, когда вчерашний студент должен стать специалистом. Хотя как говорит та же Римма Бычкова, нет сложнее вопроса для выпускника, чем вопрос о будущем месте работы. «Хотелось бы заниматься творчеством, развивать собственную технику, - отмечает Дарья Смирнова. – Работа в технике арт-протис сложна тем, что требует специального оборудования. Поэтому мне предстоит решить, где и как можно этим заниматься. Панно для дипломной работы я выполнила в авторской мастерской в Москве. Специалисты, с которыми я там познакомилась, оценили меня как художника и предложили работу. Но сначала я попробую творить самостоятельно». «Меня привлекает ручная работа, - говорит Елена Архипова. – Меньше всего мне хотелось бы использовать фотошоп, этим я уже сыта по горло. Буду искать работу в Москве, так же как и многие другие – через Интернет». У некоторых ребят уже сейчас появляются частные заказы. Но в целом, большинство выпускников пока не очень представляют себе, чем будут заниматься. Пожалуй, одним из самых практичных, паче чаяния, оказался Максим Торопов. Вместе со старшим братом он создает дизайн-струдию, которая будет заниматься полиграфией и веб-дизайном. Параллельно Максим продолжит вести занятия в собственной школе граффити. Как говорит Наталья Мизонова, опыт прошлых лет показал, что специалисты, подготовленные кафедрой, находят для себя работу в салонах по пошиву штор, небольших текстильных компаниях, в рекламных агентствах, в полиграфии. А между тем, по словам одного из известных художников по ткани в Иванове Ирины Суховой, все до одной представленные дипломные работы имеют шанс получить практическое применение. «Художники по ткани, работающие на предприятиях, не могут позволить себе такого простора для творчества, мы вынуждены учитывать технологические особенности производства. Вот, например, мне понравились панно с вышивкой металлизированной нитью. Я, как дизайнер, очень хотела бы использовать металлические оттенки в своих работах. Но не могу себе этого позволить, потому что существующие пигменты для ткани, создающие подобный эффект, не обладают достаточной стойкостью, - отметила Ирина Сухова. – Ограничивают нас и требования рынка, вкусы потребителей. То, что мы сегодня увидели, – это оригинальные авторские работы очень высокого уровня. И все они могут найти своего покупателя. Сейчас в России сформировался слой обеспеченных людей, которые заинтересованы в том, чтобы использовать в интерьере не то, что покупают тысячи людей, а то, что украсит только их дом, будет отражать только их индивидуальный вкус. Люди сегодня готовы за это платить. Очень важно, что дипломные работы отражают молодежные вкусы и взгляды на жизнь. Ведь среди обеспеченных людей очень много молодых». Со стороны нынешний выпуск специалистов по текстильному дизайну для интерьера выглядел как целый квартал художников – ярких и самобытных. Жаль, что в реальности такого квартала никогда не будет, каждый из бывших студентов займется своими делами и дай Бог, чтобы в их планах было место для творчества. Тогда, каждый в своем городе, эти выпускники будут живой рекламой школы ИГТА…
21 Июня 2010, 15:48 +129

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...