Легко ли быть r-джеем?

Представить только, 115 лет назад физик Попов осуществил первый сеанс радиосвязи! А сегодня мы уже не представляем себя без радио, телевидения, мобильной связи. Радиоволны сопровождают нас повсюду – дома, в дороге, на работе и отдыхе. Мы щелкаем кнопки приемника, ищем «свою» музыку, находим диджея, в компании с которым приятно коротать время, подпеваем любимой мелодии и делаем массу такого, что со стороны показалось бы смешным… R-джеи и радиоведущие музыкальных форматов – вид вымирающий, по крайней мере, на ивановской почве. Поэтому захотелось с ними пообщаться… Голос за кадром Человек, который сидит в эфирной студии радиостанции, окружен неким ореолом загадочности. Слыша только голос, мы сами дорисовываем себе того, кто мог бы обладать им. Если тембр и то, что голос произносит, нам нравится, мы «рисуем» симпатичного персонажа. А если он еще и выполняет наше музыкальное желание! Находясь 13 лет за пультом, r-джей радиостанции «Европа Плюс Иваново» Дмитрий Богданов вспоминает: «Лет десять назад люди очень удивлялись тому, что ты за считанные секунды находишь и ставишь нужную композицию. Им казалось это настоящим чудом». Кто они, пилоты эфирного пространства? Одни приходят, воплощая свою мечту, другие приходит по протекции, есть и те, кто попадает практически случайно. Надо ли говорить, что случайные люди через некоторое время покидают студии? «Я с детства испытывала какую-то страсть к радио, - узнаю от Кати Мороз («Русское радио Иваново»). - Я была благодарным слушателем всего, что звучало из динамиков, даже если это было объявление о прибытии поезда на вокзале. Мне казалось: вот оно счастье – говорить в микрофон!» Поэтому получила сначала образование по специальности «Радиосвязь и радиовещание». А когда увидела объявление «Радиостанция набирает радиоведущих», пошла пытать счастья». Своим первым линейным эфиром Катя 10 лет назад открыла новое для Иванова радио – «Пятый этаж». «Я была Гагариным «Пятого этажа»! – смеется она. – Не забуду этот день 23 мая - меня не предупредили, что будет прямой эфир… Узнала, когда появилась на работе в 6.30… Как я прожила эти первые четыре часа, не представляю. Хотя это, наверное, даже хорошо, что не предупредили». Голос «РадиоМоста» Никита Ефимов пошел на радиокастинг по рекомендации своего университетского педагога по риторике, был принят сразу, и в день своего рождения вышел в эфир первый раз. «Все свои выходы в эфир сначала прописывал на бумаге, так волновался и хотел, чтобы людям было интересно. Потом вернулся к этой практике – стремился к росту», - рассказывает Никита. Теперь, когда «РадиоМост» работает без r-джеев, Никита скучает по этой работе. Выручают эфиры с интервью, когда приезжают известные артисты. Прямой драйв Понятно, что первый выход в эфир для любого, даже самого общительного человека, - настоящий стресс. Одно дело – быть заводилой в кругу друзей, другое - «держать» незнакомую аудиторию, справляться с волнением и техникой одновременно. К тому же, ведущих никто особо не обучает – как правило, сами учатся, слушая уже известных представителей профессии, разные музыкальные каналы, записывая свои первые программы и потом анализируя свои сильные и слабые стороны. Иногда помогают старшие коллеги. Но те, кто попадает на радио и чувствует его магию, становится фанатом этой работы, несмотря на невысокую оплату труда. «Моя судьба – радио!», - заявляет Мороз. Радиоволны дарят массу положительных эмоций не только слушателям, но и тем, кто ими «рулит». Главное, ради чего работают r-джеи, - то удовольствие, которое дает живой эфир. «Драйв неописуемый – дарить песни, делиться радостью, чувствовать душевную отдачу слушателей», - говорит Катя Мороз. Эфиры со звездами – двойное удовольствие для радиоведущего, но и такая же ответственность. Не все знаменитости оказываются разговорчивыми. Так, по словам Кати Мороз, чтобы разговорить артиста разговорного жанра Семена Альтова, нужно очень постараться… На Никиту Ефимова большое впечатление произвела Елена Ваенга. Мало того, что популярная певица оказалась его землячкой, она сразила слушателей своей искренностью и эмоциональностью. «В эфире и после него слушатели плакали. Она настоящая!», - вспоминает Никита. Попав в радиорубку, испытав первую эйфорию от эфирного полета, привыкнув к своему рабочему месту, каждый r-джей испытывает здоровые творческие амбиции. Ему хочется привнести что-то личное в программы, а лучше вести свое – авторское. Раньше такое было возможно, и на разных волнах можно было услышать музыкальные и другие программы от ивановских создателей. Сегодня же из «своего» остались только новости на нескольких каналах, программы по заявкам и редкие интервью с гастролирующими в Иванове звездами. Новое веяние радио-моды – или «болтающее» радио, или только музыка без диджеев. Так сложилось, что «болтающими» остались только федеральные радиостанции, которые на местном уровне «забивать» своими программами нельзя. Да и не окупаются эти инициативы, как показала практика. Поэтому размаха для полета многим r-джеям откровенно не хватает. Кодекс чести Свод правил, которые должен принять для себя r-джей, касается его поведения в эфире. «Нельзя растекаться мыслью по древу, занимать эфир более чем на 15-20 секунд, говорить о политике и религии, недопустимо критиковать музыкальный материал, неуважительно относиться к слушателям - коротко обозначили основы деловой диджейской этики Дмитрий Богданов и Никита Ефимов. Главное, в каком бы настроении ты ни явился на работу, все проблемы и дурное расположение духа должно остаться за дверью. Впрочем, все радиоведущие линейных эфиров признаются, что это происходит само собой – плохое настроение отступает сразу после включения микрофона. Ведущий программ на «Авторадио» Денис Навлянский и вовсе считает радиоэфир сеансом психотерапии, прежде всего, для себя… «Выходя в эфир, словно попадаешь в другое измерение, где нет места тоске и проблемам. Наоборот, ты должен заставить забыть свои проблемы тех, кто слушает тебя и музыку», - замечает Денис. Одной развлекательной роли мало даже для музыкальных каналов, считают и сами r-джеи. Диджей просто обязан быть интересным собеседником, в противном случае публика будет переключаться на другие каналы. Катя Мороз уверена, что для работы r-джея очень важен жизненный опыт - чтобы человеку было о чем говорить. Кроме того, каким бы весельчаком ни был ведущий, люди также оценят и уровень его культуры, эмоциональность и правильность речи. Приятный тембр голоса мы уже отмечали, это - половина успеха радиоведущего. Качества психолога. Без них не обойтись тому, кто общается с множеством людей и никогда не знает, что и кто его ждет на другом конце провода. В те минуты, когда слушатель дозвонился до эфира, диджей обязан понять, кто рвется в эфир, почувствовать, что ему нужно. Способности к психоанализу очень выручают и в нестандартных ситуациях, которые хоть и редко, но имеют место быть. Речь идет о банальном телефонном хулиганстве. Нетрезвый собеседник (нередко примета праздника), желание высказаться при помощи нецензурных выражений, передать специфический привет – все это диджею необходимо уловить, что называется, с первых нот и грамотно сработать «волшебным» фэйдером, уводя из эфира то, чего там быть не должно. Фразы типа «Вас плохо слышно» или «Ну, вот, звонок сорвался» могут означать и то, что вас не хотели пустить в эфир. Имейте в виду, на это у диджея обычно веские основания. Находчивость нужна в случаях, когда отказывает техника, хотя бывают и другие сюрпризы. Допустим, разговорчивый слушатель вдруг замолкает, попав в прямой эфир. Или вдруг начинает рыдать от переизбытка чувств. Или передает привет любимой собаке. Или решает выразить соболезнования в бодром эфире. И, наконец, кто-то попал не туда… Особенно «опасны» звонки, которые идут в эфир без предварительного разговора с диджеем, что случается после сорвавшихся звонков. Диджей должен быть хорошим импровизатором и уметь мгновенно включать свою фантазию. Как верно заметил Никита Ефимов, радиоведущий – человек, который ведет людей по радиоэфиру. Своевременно сказанное доброе слово и любимая музыкальная композиция – отличное лекарство для того, кто ждал от радио повышения тонуса. Так у радиоведущих появляются свои поклонники, ведь аудиторию формирует не только музыкальный материал. Что желаете? Говорят, что московские радиостанции называют региональные радиокружками. Однако выхода в эфир ивановских r-джеев в городе ждут – те, кто хочет сделать приятное своим любимым, подарить им красивую музыку, поздравить, попросить прощение и т.д. Дозвониться до Москвы – как попасть на прием к Президенту, а тут – все свои! Такую возможность сегодня ивановцам дают такие программы как «Презент» на «Европе Плюс Иваново» (правда, выход передачи стал редким), «Стол заказов» на «Русском радио», «Авторадио поздравляет». И на всех радиостанциях диджеи сталкиваются с ситуацией, когда человек просит «неформат». Даже зная в целом формат волны, люди порой пытаются услышать на ней что-то, что не отвечает концепции данного радио, да и просто отсутствует в его архивах. Задача диджея – мягко предложить слушателю другую композицию, отвечающую его настроению и радийному формату. Впрочем, и форматные вещи иногда утомляют. «Первые 50 раз я слушал хит из кинофильма «Титаник» с удовольствием, остальные 550 раз – с пониманием», - признает Дмитрий Богданов. Бывают и вовсе неожиданные заказы. Например, «Поставьте песню для моей свекрови «Я люблю тебя любую» группы «Жуки»!». «У нас соседи украли картошку. Поставьте для них самую противную мелодию!» Нередко вместо названия композиции называют строки из песни. А теперь представьте, какая степень эрудированности должна быть у человека, в распоряжении которого тысячи музыкальных композиций! Слушатели бывают разные: одни изображают «своего в доску», другие общаются на «вы». Как говорят ивановские r-джеи, большинство звонков – позитивные. «У нас очень благодарные слушатели, - говорит Катя Мороз. – Они знают наши праздники, стараются сделать приятное, даже привозят подарки. Это очень трогательно». Правда, зная, где живет любимый диджей, люди кидают записки ему в почтовый ящик: «Поздравьте того-то тогда-то»… В диджейской практике у многих бывают ситуации, когда человек звонит не столько заказать мелодию, сколько поговорить с диджеем, почувствовать его поддержку, попросить совета. Так, Катя Мороз вспоминает: «Звонит мужчина и спрашивает: что сделать такого, чтобы порадовать любимую жену 8 марта? Я говорю: пообещайте, что исполните, если я вам скажу. Мужчина замялся, но пообещал. Спойте ей серенаду под балконом! Через несколько дней в студию позвонила его жена – она была в восторге от этой идеи и ее воплощения. А мне было приятно!» Глубоко личное Стиль общения со слушателями у всех свой. «Я – революционер», - говорит о себе Никита Ефимов, который абсолютно уверен: в эфире должны появляться новые люди, звучать новые имена, а не одни и те же, хотя они и ярые поклонники. Поэтому в его практике были обиженные на то, что их «не пускают в эфир». Он же убежден и в том, что r-джей должен улыбаться. Его улыбку не видно, но ее слышно! «Все четыре года работы на радио «Пятый этаж» мне снился один и тот же кошмар – я опаздываю на эфир, - вспоминает Мороз. – К счастью, наяву этого не случалось, хотя однажды я так торопилась на работу, что на бегу растянулась в полный рост… Начинать работу в семь утра (вставать в пять) – для меня, совы, было нелегко». «Я боялся, что мне нечего будет сказать в эфире, - признается Ефимов. - Однажды после отпуска тоже ощущал «ломку» - боялся возвращения в эфир (вдруг не примут?). 1 апреля не стал выходить в эфир из-за возможных розыгрышей». Хотя сами радиостанции используют свою возможность пошутить над большим количеством слушателей. Так, на это 1 апреля программа «Презент» на радио «Европа Плюс Иваново» началась с отбивки другой радиостанции, а потом Дмитрий Богданов предложил разыграть золотой унитаз… Впрочем, согласитесь, использование служебного положения таким образом никак не нарушило наши с вами права. Сплошной позитив!
05 Мая 2010, 16:16 +164

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...