Людмила Поздышева: «Потенциал гостевых домов неограничен»

Главная проблема гостевых домов – найти пути к потенциальным клиентам

Гостевые дома – бизнес, который процветает в Европе, а сейчас активно развивается в России и Ближнем Зарубежье. Ивановская область – не исключение. Причем здесь есть как гостевые дома, появившиеся сами по себе, по личной инициативе владельцев (самый известный из них – это, пожалуй, «Частный визит» в Плесе), так и проекты, взращенные в рамках «Школы сельского туризма» при факультете дополнительного профессионального образования Ивановской государственной сельскохозяйственной академии. В общей сложности в области 23 гостевых дома, 17 из них были основаны учениками «Школы сельского туризма». Вклад весомый. Об особенностях этого бизнеса и его перспективах мы говорим с деканом факультета дополнительного образования ИГХСА Лидией Поздышевой.

- Лидия Федоровна, как появилась идея развития сельских гостевых домов?
- Семь лет назад ко мне обратилась соседка, внук которой – инвалид – видит природу с балкона. И попросила найти дом, где он мог бы пожить на природе. Тогда и появился проект «Школы сельского туризма». Так совпало, что как раз в это время на селе многие активные и инициативные люди остались без работы и заново «искали себя». Мы проводили информационные встречи и видели, как от полного непонимания и скепсиса, от установки «гостеприимство не продается» люди постепенно переходили к заинтересованности, а затем и к мысли о том, что гостевой дом может стать для них новой сферой приложения сил. С теми, кто проявлял интерес к идее, мы начинали работать в рамках обучающих программ. Первые гостевые дома появились в тех районах, где меньше всего развито производство (Фурмановский, Верхнеландеховский, Южский). Ежегодно в декабре в «Школе сельского туризма» проходит защита новых проектов. Затем люди пускаются в свободное плавание. Но мы продолжаем оказывать им поддержку.
- В чем она проявляется?
- Во-первых, мы сводим хозяев гостевых домов со всеми структурами, заинтересованными в развитии этой сферы. На федеральном уровне это Российская ассоциация агротуризма, на региональном – отдел по туризму. Что касается местных властей, мы стараемся настроить их так, чтобы начинающим предпринимателям хотя бы не мешали.
Во-вторых, мы организуем взаимные поездки, обмен опытом. В результате у людей появляются новые идеи по организации мастер-классов, выставок, предоставлению новых услуг. Обмен опытом происходит и на межрегиональном уровне: на ежегодных специализированных семинарах. В общей сложности у нас уже побывали гости из 13 областей. В этом году приезжали делегации из Костромы и республики Мари Эл.
В-третьих, стараемся помочь в решении самой главной задачи на сегодня – насыщении гостевых домов клиентурой. Сотрудничество с ассоциацией агротуризма позволило нам включить гостевые дома Ивановской области в общероссийский каталог, представить их на сайте ассоциации. На региональном уровне данные гостевых домах размещены на сайтах отдела по туризму, клуба «Деловая женщина», департамента сельского хозяйства, на портале naselo.ru и т.д. В этом году мы впервые издадим каталог, где будет собрана информация обо всех существующих гостевых домах. Он будет распространен среди турагентств, часть, возможно, поступит в продажу.
Кроме того, осенью в Южском районе впервые пройдет фестиваль сельских гостевых домов. Участвовать в нем изъявили желание и представители других областей. Откатав этот формат на районном уровне, мы собираемся затем перейти к проведению фестивалей в Иванове. Это должен быть праздник, организованный по принципу Дня урожая, который каждую осень проводится на Кокуе. Тем самым горожане узнают, где и какие услуги можно получить. Мы надеемся наладить и более тесное взаимодействие с туроператорами. 
- А сейчас насколько охотно туроператоры сотрудничают с гостевыми домами?
- По-разному. Больших денег на этом не заработаешь – слишком малы объемы. А, кроме того, хозяева гостевых домов подчас подводят посредников: так как они ищут клиентов не только через агентства, но и самостоятельно, бывает, что гостевой дом оказывается занят, а турагенту об этом никто не сообщил. Но, как бы то ни было, налаживание взаимодействия между гостевыми домами и специалистами туриндустрии – это путь, который нам все равно придется пройти. Владельцы гостевых домов – не маркетологи. И самостоятельный поиск клиентов не всем под силу. 
- Кто, в основном, работает в этом бизнесе? 
- Люди очень разные. Есть коренные сельские жители – либо те, кто держит собственное хозяйство, либо те, кто остался без работы. Ряд проектов получил поддержку в рамках программы по снижению напряженности на рынке труда и организации самозанятости населения (через службу занятости). Это самое рискованное дело: рассчитывать на серьезные доходы от гостевого бизнеса сразу не приходится, поэтому, не имея дополнительного дохода или поддержки родственников, содержать гостевой дом трудно. 
Многие успешные гостевые дома созданы горожанами. Например, «Глухомань» (Шуйский район), «Лесной уголок» (Фурмановский район), «У Петра и Павла» (Тейковский район). В этом есть своя логика: горожане смотрят на гостевой дом с позиций клиентов, им легче привыкнуть к мысли, что на сфере услуг можно заработать.
Чтобы успешно заниматься этим бизнесом, нужно иметь предпринимательскую жилку и особый склад характера. Ведь не каждому дано постоянно принимать гостей. Из тех, кто прошел у нас обучение, свое дело создали только около 40% людей. 
- Давайте поговорим об экономике гостевого дома…
- Принципиальный вопрос – это ценообразование. А оно зависит от платежеспособности гостей дома, его целевой аудитории. Проживание в гостевом доме (в зависимости от удобств) стоит от 500 до 1 200 рублей с человека в сутки. Кроме того, отдельно оценивается питание. Здесь все очень индивидуально: одно дело – каша из чугунка, а другое – шашлык. К примеру, завтрак может стоить 80-100 рублей на человека, представительский обед со спиртным – около 400 рублей. Гостевые дома зарабатывают и на предоставлении дополнительных услуг. Это может быть прокат инвентаря – начиная от мангала и заканчивая лодками и снегоходами, конные прогулки, организация вечеринок, анимационной программы, поездок, охоты и рыбалки, услуги инструкторов, проводников, проведение мастер-классов, баня и так далее. Сумму, в которую выливается отдых, оценить сложно. Ценовая политика у каждого своя.
Кроме того, учтите, что основная часть успешных гостевых домов принимает гостей только 30% дней в году. Это реальность. И при такой ситуации гостевой дом начинает приносить прибыль только через 2,5 года. 
Поэтому рисков меньше у тех, кто имеет еще какой-то дополнительный доход. Среди тех, у кого его нет, многие после года обязательного существования ИП, закрывают его. Платить налоги и не иметь доходов никому не интересно. Чтобы изменить ситуацию , мы планируем обратиться в областную думу с инициативой снизить налоги для тех гостевых домов, которые организуются не на больших инвестиционных площадках, а на базе подворий. Такая инициатива сейчас рассматривается властями Ленинградской области. В Европе сельские гостевые дома и сейчас пользуются налоговыми льготами, а в ближней к нам Белоруссии владельцы гостевых домов по заявительному принципу платят в сельские администрации небольшие взносы. Там к ним относятся очень лояльно и бережно, как к очажкам, вокруг которых может развиваться и экономика, и культура. Кстати, то же можно сказать и о наших гостевых домах. Недавно были в гостевом доме «У Петра и Павла» в Тейковском районе. Так вокруг него сосредоточены все здоровые силы села Терентьево: кто-то привлекается к разовым работам, кто-то участвует в организации выставок, кто-то поставляет продукты. 
- Кстати, о таких поездках. Обмен опытом не мешает гостевым домам бороться за клиентов? Ведь каждый раскрывает свои секреты… 
- Насколько я понимаю, копировать друг друга никто не собирается. Да это и невозможно. У нас нет гостевых домов, похожих друг на друга. Где-то привлекает место, где-то - удобства, где-то - необычная анимационная программа. Например, В Южском районе есть гостевой дом «Русская дача», который обеспечивает гостям европейский комфорт (владельцев, кстати, консультирует хозяйка «Частного визита» Елена Маньенан), а рядом – гостевой дом «Русские забавы. Ляпин и сыновья», где неописуемые просторы, конные прогулки, голубиные фейерверки… 
В Заволжском районе есть гостевой дом «Подворье», который уже пять лет принимает детей-инвалидов. Этот проект реализуется совместно с Сергиево-Посадской лаврой. Дети живут на лоне природы, они ходят босиком по росе. Результаты удивительные! 
В этом году у нас пройдет защита проекта нового гостевого дома, ориентированного на велотуры и палаточное проживание. Это проект семьи фермеров Исхаковых из Юрьевецкого района. 
Очень важно, чтобы людям подошла местность, условия приема, чтобы хозяева и гости совпали чисто психологически. Поэтому гостевых домов должно быть много. И они должны быть разными – для молодежи, для семей, для бабушек, которые скучают по жизни в деревне, но уже не могут работать на даче. 
Во многих регионах туристам предлагаются целые маршруты по различным гостевым домам. Например, в Белгородской области существует маршрут «Усадьба-тур» - по красивым, необычным подворьям. Где-то дом украшен великолепной резьбой, где-то в пруду плавают лебеди, где-то разбит розарий, где-то в саду с весны до осени распускаются разные цветы и зреют ягоды.
- Имеет ли значение туристический потенциал города или района, где расположен гостевой дом?
- Конечно. Есть города, которые всегда будут привлекать туристов. Такие, как Суздаль, Плес. Но в развитие брендов нужно вкладываться. Например, при определенных условиях успешным брендом мог бы быть Палех. Хорошо, когда в районе есть исторические достопримечательности, причем «доведенные до ума». Лучше показывать не место, где стоял храм, в котором произошло некое знаковое событие, а сам храм, чтобы турист мог войти туда, поставить свечку. Чем лучше инфраструктура, тем больше приедет состоятельных клиентов. Хотя не все так однозначно. Например, мы всегда считали, что, если к гостевому дому нет дороги, проект обречен на неудачу. Однако же гостевой дом «Глухомань» в Шуйском районе прекрасно работает, хотя к нему нужно добираться по бездорожью. Дом ориентирован на конные туры. И туда собираются люди, которых бездорожье не пугает. 
Хороший эффект получается, когда в районе есть творческие люди. Например, в Фурмановском районе действует клуб «Спектр», который разрабатывает необычные туристические маршруты, организует праздники. И гостевой дом «Лесной уголок» сотрудничает с ним. Часто складывается тесный контакт с домами народных промыслов и ремесел. Гости хотят что-то увезти с собой и с удовольствием покупаются вещи, которые делают сами в ходе мастер-классов, изделия ремесленников.
- Как бы вы оценили потенциал гостевых домов?
- Он неограничен. Сейчас единственная проблема в том, что горожане не знают, что такой вид отдыха возможен, а владельцы гостевых домов не знают, где сидит их потенциальный клиент и как его найти. Формирование постоянной клиентуры происходит благодаря сарафанному радио и занимает очень много времени. Но эта ситуация, так или иначе, будет меняться.
При этом я на 100% уверена, что потенциал маленьких гостевых домов значительно больше, чем у масштабных проектов, которые строятся на чистых площадках. Чтобы окупить крупный проект, нужен поток туристов. И сформировать этот поток не так уж просто. Например, в области уже давно планируется реконструировать деревню Зименки, где в каждом доме будет по музею. Но пока инвесторов сдерживает цена вопроса и то, как обеспечить окупаемость. А для гостевого дома достаточно небольшой постоянной клиентуры.

 

03 Сентября 2011, 16:25 +789

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...