Малый бизнес и индустрия моды: один день взаимной любви

Текстильщиков и модельеров решили объединить на уровне Москвы. Такую задачу ставил перед собой международный центр деловых контактов «Дельконт», проводя 18-21 октября выставку «Малый бизнес и индустрия моды: Прет-а-порте на Покровке». Но это лишь часть проекта, задача-максимум организаторов - обеспечить «централизованную государственную поддержку российским фирмам, работающим в сфере модной промышленности». В планах – создание делового центра столичной моды, где, пользуясь льготной арендой, малые фирмы могли бы в течение года представлять свою продукцию торговым организациям и розничным покупателям, а также создание системы кредитования малого бизнеса, работающего в индустрии моды, с помощью КМБ-банка за счет создания специального «гарантийного фонда». Забегая вперед, скажу, что точную информацию о кредитах получить не удалось, система кредитования пока в стадии обсуждения. Особое внимание оргкомитет планировал уделить приглашению на выставку торговых организаций Москвы и центральных регионов России.

Оценив программу выставки, мы решили, что наиболее интересным будет «День работы с торговыми организациями» 21 октября, в план которого входили деловая встреча представителей fashion-бизнеса с фирмами-производителями и поставщиками тканей, гала-показ коллекций и круглый стол по вопросу создания делового центра российской моды в Москве.

Воркшоп, или деловая встреча (для тех, кто не успевает за изменениями великого, могучего и свободного) проходил в отдельном зале и представлял собой относительно небольшую выставку стендов немецких, португальских и российских производителей ткани, между которыми бродили немногочисленные посетители. А представители торговых организаций из регионов, если и присутствовали, то к началу гала-показа окончательно затерялись в толпе будущих кутюрье из различных вузов Москвы (если кто-то еще не знает, сейчас художников-модельеров готовят даже в Московском энергетическом).

Мы обратились к представителям разных фирм с просьбой поделиться впечатлениями о выставке. Естественно, нас особенно интересовали мнения мировых лидеров в производстве тканей, а также тех, кто мог сравнивать «Прет-а-порте на Покровке» с «Текстильным салоном».

Малый бизнес может заменить крупные швейные предприятия

Михаил Симак, начальник отдела маркетинга текстильной фирмы «Купавна»:

- Ваша фирма уже давно принимает участие в «Текстильном салоне». Можете ли вы сравнить достоинства и преимущества этих двух выставок?

- Здесь, на Покровке, организаторы ищут специфику, какую-то «фишку», которая бы привлекла сюда участников и посетителей. Получив поддержку правительства Москвы, они ищут участников выставки среди представителей малого бизнеса, тех, кто должен иметь перспективы развития. Что касается «Текстильного салона», то там уже есть своя традиция, есть круг постоянных участников, конкурс имеет региональный масштаб, и каждый год, с привлечением российской прессы, этот масштаб растет. Особенность в том, что «Текстильный салон» начинался в ту пору, когда предприятия были еще объединены чем-то, поэтому они вместе продолжают встречаться и приезжать туда. А этой выставке еще нужно найти своих участников, она всего вторая по счету. Но перспективы у нее хорошие. Считается, что малый бизнес должен заменить большие швейные предприятия благодаря своей мобильности и конкурентоспособности.

Общение с дизайнерами как способ взаимного обогащения

Маркетолог фирмы «Новый мир»:

- Для «Нового мира» эта выставка - новое направление в его деятельности. На «Текстильном салоне» и участники, и покупатели регионального уровня, практически те же самые лица, которые мы видим на федеральных ярмарках. А здесь специализированная, узконаправленная выставка, предназначенная для того, чтобы связать молодых и уже опытных модельеров с производителями ткани и торговыми организациями. С последними отношения наладить пока не удалось, а вот с модельерами получилось. И это очень хорошо. Модельеры мыслят лет на пять вперед, поэтому нам сотрудничество с ними очень полезно для собственного развития. Они видят вышивку каким-то своим взглядом, они ездят по миру и потом предлагают что-то свое, мы предлагаем что-то свое, и в результате происходит процесс взаимообогащающего сотрудничества. Вячеслав Зайцев уже подготовил коллекцию из наших тканей. Для Людмилы Мезенцевой мы готовили ткани на основе ее собственных рисунков, и впереди новые коллекции «весна-лето». Сергей Сысоев созрел до коллекции, уже приобрел ткани, готовит ее вовсю. А молодые модельеры, я надеюсь, воспользуются теми тканями, которые мы им подарили на этом конкурсе («Новый мир» был одним из главных спонсоров проведения выставки, он же представил право выбора тканей для будущей коллекции победителям конкурса молодых дизайнеров одежды, который проходил на второй день выставки – Г.К.), и очень жду от них новой коллекции белья, потому что это наше основное направление, а в Москве, да и в России в целом, этот сегмент рынка не освоен. Не обращаем мы внимания на белье. Думаем, что женщине нужно только внешний образ создать, а на самом деле самое главное – в чем женщина одета «внутри».

- Что выгоднее для предприятия: сотрудничать с известными модельерами или брать модельеров в штат предприятия?

- Смотря какую цель оно ставит перед собой. С известными модельерами интересно работать потому, что они дают направление в вышивке. А когда модельеру-производственнику нужен поток, то мы работаем для потока. Если нужно для «Милавицы» сделать розочку на синем фоне, мы это сделаем. Если нужно Мезенцовой сделать кусочек образца, мы сделаем кусочек образца.

Места на рынке хватит всем

Руководитель российского отделения фирмы «Древс» Вера Мюллер:

- Выставка непродуманная, не имеет концепции, совершенно не отражает того, что делают московские производители. Единственное, что отражено хорошо, это показы.

- Но это и не ново?

- Это не ново. Хорошие, продуманные «Текстильные салоны» проводят у вас в Иванове. Но они могли бы стать интереснее, если бы они привлекали зарубежных производителей тканей. Художникам нужно дать возможность выбрать, показать, какими бывают ткани. Если вариться в собственном соку, неизбежно придет самовырождение. В России есть хорошие ткани, просто прекрасные: от «Купавны», «Фабрики Петра Алексеева», Улан-Удэнской тонкосуконной фабрики, но когда начинаешь заказывать, получается, что этого нет, этого нет, этого нет.

В Иванове проходит праздник, и это радует. Я даже не знаю кто бы еще в России проводил нечто подобное «Текстильному салону». Хотя он мог бы быть еще лучше, потому что уровень участников возрастает, прекрасные модели показывают студенты, но когда встает вопрос о промышленном производстве – здесь все кончается. У студентов в основе идеи - капустник, а реального представления о том, как должна выглядеть одежда, как она должна правильно подаваться блоками, у них нет. Студентов нужно обучать построению коллекции с точки зрения бизнеса. И здесь можно было бы дополнительно провести конкурс, на котором работы студентов оценивали бы промышленники.

Хорошая ткань не может быть дешевой, но она актуальна, практична, красива. Мода сегодня совершенно другая. Женщина в 50-60 лет выглядит намного моложе, если одета по сегодняшней моде. А она очень простая, функциональная. Большинство сложных тканей типа фланели заменяется стрейчем, денимом,. Лидирует вельвет. А кто продает одежду из вельвета? Чаще всего ее привозят челноки. И вот вам результат – 60% покупок приходится ни импорт. Но это результат, когда производители уже получили деньги за купленное, когда можно только кусать локти из-за упущенных возможностей. Мне кажется, это должно заставить руководителей фабрик задуматься о том, на чем производить, как производить. А ведь очень многие предприятия даже нормальных художников не имеют. В общем, я не получила представления о том, что такое московский малый бизнес, занимающийся производством модной одежды. А ведь он есть, он прекрасно функционирует, он уже завоевал авторитет, занял определенные ниши.

Еще одна проблема - в России до сих пор многие не понимают, что конкурентов нужно любить, обожать. Я некоторых своих клиентов посылаю к конкурентам, к тем, у кого качественные ткани, с которыми у меня корректные отношения, клиент ведь не может работать только на моих тканях, это же абсурд.

Но ткани – это очень специфический материал, а в малом бизнесе сейчас большинство производителей не являются швейниками-профессионалами, это люди, которые пришли из каких-то других отраслей, и очень часто они окружают себя совсем не теми людьми, которые нужны их бизнесу. И иногда, когда начинаешь с этими производителями общаться, оказывается, что художник не знает, что такое жаккард, рисовать не умеет. И мне жаль, когда человек приходит за одним, а я начинаю рассказывать о тканях, о тенденциях моды, а он такого даже не слышал. И надо сказать, я с большим сочувствием отношусь к ним, потому что сейчас рынок падает. Торговля не двигается, производители пальто в тупике. Вы видели у российских производителей модели, в которых бы комбинировались ткани хай-тек с синтетическим мехом? Я не видела. В незапамятные времена поставили на производство модели «А-ля Дзержинский» и гонят до сих пор.

- Проблема в недостатке информации или в нежелании ее искать?

- Информации сейчас - море. Нет правильно выстроенных семинаров. Мы сейчас участвуем в семинарах с обязательным показом тканей в изделиях, где швейники видят, как прошить, видят технологию производства. И самое главное, мы показываем – как это выглядит. Большинство работает по принципу: кто-то что-то где-то увидел, показал на слайдах, нарисовал, а конкретной, правильной работы с технологами, художниками нет. По идее, текстильщики должны бегать за швейниками. А сейчас ситуация такова, что швейники бегают за текстильщиками и уговаривают их, ну создайте эту ткань, пожалуйста. Я искренне желаю всем, кто не развивается, заснуть и не проснуться. Это неправда, что текстильщики в тупике. Они делают для себя, для своих личных потребностей столько, сколько им нужно, но они понимают, что, как только развернутся, то их сразу же захотят купить. Тогда давайте оденем всех россиян в телогрейки, и как хорошо, как просто все будет. Ну, сдайте вы два цеха под дискотеку, а на вырученные деньги купите оборудование. Делайте свое правильное дело и научитесь производить правильную одежду, которую у вас будут покупать. И в Иванове, кстати, такие примеры есть. Хотя бы фирма «Полет». У них хороший художник, там правильно продумывают концепцию, подбирают ткани. Это общий принцип: нужно продумывать ткань и правильно информировать о ней тех, кто шьет изделия. И в первую очередь нужна квалификация художника.

Главная ошибка – копируют, а не творят

Генеральный директор фирмы «Натанж» Интерофис и главный редактор журнала «Мода.Маркетинг.Дизайн» Нателла Агаревская:

- В России проводится много мероприятий тусовочного характера. Так или иначе в российской моде сейчас все крутится вокруг шоу. Ну да, вот красивое шоу, много народа, все хорошо одеты и что дальше. А дальше ничего... Надо работать, а чтобы работать, надо читать серьезную литературу и делать свою моду - не то, чтобы совсем не похожую на западную, но уважающую национальный менталитет. А ивановские предприятия как будто встали. Хотя то же самое и про «Трехгорку» можно сказать. Нельзя делать постельное белье, не учитывая то, как оно будет существовать в интерьере. Значит, надо делать тактичные рисунки, комплекты постельного белья, которые будут связаны с дизайном, существующим вокруг, а не так как сейчас - народные-хороводные. Это, конечно, замечательно, но так или иначе это исторический мотив, и его надо трансформировать. Истории много, а культуры мало. Раньше, кстати, продукция легкой промышленности у нас была намного культурнее, чем сейчас. Сейчас все работают кто во что горазд, нет определенной линии, нет концепции, определенных путей развития легкой промышленности.

Основная ошибка в том, что копируют, а не делают. Либо не умеют компиллировать, выдают сразу все, как это было в начале 90-х, когда иностранцы к нам приезжали, смотрели разработки наших дизайнеров и говорили: «О, хорошо, хорошо, но перегружено». Так что будущее у нас есть, но необходимо работать и понимать, где идет тусовка и отмывка денег, а где идет работа.

Галина Кузнецова

28 Октября 2002, 18:37 +113

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...