Малый бизнес «поддержат» по-новому

В октябре нас ожидают новые дискуссии вокруг поддержки и развития многострадального малого бизнеса в России. Дело в том, что летом Госдума проголосовала за сохранение федерального закона №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", хотя первоначально правительство предлагало аннулировать этот закон. Но одумалось – потому что отмена закона означала бы, что государство слагает с себя всякую ответственность за поддержку малого бизнеса. То, что закон остался – хорошо. Вопрос в том, в каком виде останется закон, и что принесут изменения в законе предпринимателям?

Основное – правительство собирается ликвидировать федеральный фонд поддержки малого бизнеса, сбросив финансирование на региональный уровень. Чем это грозит – понятно, нашему дотационному бюджету вряд ли будет большое дело до поддержки малого бизнеса. В последние годы в области бюджет выживания, а не развития. С другой стороны, в начале октября новая редакция закона должна поступить в регионы для обсуждения – и тогда у местного бизнес-сообщества появится возможность добавить в него то, что смягчит климат для предпринимательства. Формулировать свои требования можно уже сейчас.

Предыстория думского решения

Еще в феврале 2004 года правительство приглашало общественные организации на свое заседание для обсуждения проекта новой редакции закона, а уже в июне даже не проинформировало о том, что похоронило все сразу – и действующий закон, и его новую редакцию, которую вырабатывали совместно власть и бизнес. Понятно, что за этот короткий промежуток времени сменился не только персональный состав кабинета министров, но изменилась и система федеральных органов исполнительной власти, перераспределились полномочия между центром и регионами. Однако июньские “похороны” закона о господдержке малого бизнеса были неожиданностью. Это единственный федеральный закон, который определяет, что такое малое предпринимательство и как государство должно ему помогать. Госдума возмутилась действиями правительства, Совет Федерации - тоже. Но оставлять закон действующим нельзя - устарели его нормы. Поскольку дело было перед парламентскими каникулами, то решили просто вычеркнуть те нормы, которые явно вошли в противоречие с Бюджетным, Налоговым и иными кодексами и законами. Набралось шесть статей, которые вычеркнули.

Сохранились статьи, направленные на определение понятия субъектов малого предпринимательства, заявительный порядок регистрации и упрощенный порядок статистической и бухгалтерской отчетности, регистрации, лицензирования, информационную и методическую помощь.

«Вместе с водой выплеснули ребенка»

Так, Ликвидируется ст. 2 о разграничении полномочий между РФ и субъектами федерации, ст. 8 – о фондах поддержки малого предпринимательства. Суть в том, что с 1 января 2005 г. федеральный фонд поддержки малого бизнеса упраздняется, а за регионами остается право создавать областные и городские фонды поддержки малого бизнеса.

Каким образом отразится ликвидация федерального фонда на Ивановской области? С таким вопросом мы обратились к директору ИГФПМП Алексею Каталову. Алексей Леонидович сразу оговорился, что документа о ликвидации федерального фонда он не видел, а пока такого документа нет обсуждать отмену можно лишь теоретически.

Естественно, первый вопрос – целесообразность ликвидации федерального фонда. Сейчас он является учредителем 170 региональных фондов. Что будет с ними, если учредитель ликвидируется – неизвестно. “Вместе с водой выплеснули и ребенка, - заметил Алексей Каталов по поводу принятых госдумой поправок к ФЗ №88. Получается, что как только жизнь у предпринимателей налаживается, и люди начинают спокойно работать, кто-то как будто специально создает препятствия”.

Второй вопрос, который возникнет в случае упразднения фонда - кто будет его правопреемником, то есть, кто будет заниматься возвратом займов, выданных федеральных фондом. Ивановский фонд у федералов взял 2 млн руб. в качестве заемных средств на два года. Кому и как их придется возвращать?

Если федеральный фонд действительно ликвидируют, тогда Ивановский фонд начнет готовить изменения в местные законы, потому что работу свою здесь прекращать не собирается.

Закон есть. Но он ничего не регулирует

Вернемся к поправкам, сделанным Госдумой. Кроме указанных двух статей, ликвидируются ст.9 “Налогообложение субъектов малого предпринимательства”, ст.10 “Ускоренная амортизация”, ст.15. “Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства”, ст.22. “Переходные положения”.

Эксперты в общественных организациях, так или иначе связанных с поддержкой малого бизнеса, уже начали просчитывать последствия. Так, из-за ликвидации ст.10 закона субъекты малого бизнеса не смогут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов и списывать на амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Говорят, что отменяются как раз те статьи, которые были наполнены реальным содержанием.

Ситуация получается комическая. С одной стороны, закон как бы есть, с другой, - он ничего не регулирует. По сути, осталось только определение критериев, по которым вычисляется понятие "субъект малого предпринимательства".

Бюджет должен помогать малому бизнесу на конкурсной основе

Эта редакция Торгово-промышленную палату России не устроила, поэтому сейчас создана рабочая группа по разработке нового законопроекта “О государственной поддержке малого предпринимательства в России”.

Главным разработчиком определено Минэкономразвития, при котором специально был создан экспертный совет по разработке проекта концепции нового закона. ТПП и Совет Федерации также создали объединенную рабочую группу, которая должна представить на обсуждение экспертного совета в Минэкономразвития свою концепцию законопроекта.

В соответствии с проектом, закон будет содержать три главы. В первой главе “Общие положения” предлагается определить, что будет регулировать закон. В частности, предполагается установить следующие критерии определения субъектов малого предпринимательства: не более 100 человек для коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей, и не более 200 человек для предприятий, работающих в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых. Кроме того, предлагается выделить такую разновидность субъектов малого предпринимательства, как микропредприятия (с численностью работающих не более 10 человек), в отношении которых могут приниматься дополнительные меры господдержки.

Вторая глава законопроекта посвящена основным направлениям деятельности федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по развитию малого предпринимательства. В этой главе предлагается предусмотреть то, что поддержка субъектов малого предпринимательства с привлечением бюджетных средств должна осуществляться исключительно на конкурсной основе. Механизм пока не разработан. Здесь же предлагается сформулировать правовые механизмы оказания кредитно-финансовой, имущественной, информационной и иных форм поддержки субъектов малого предпринимательства.

В третьей главе законопроекта "Заключительные и переходные положения" будет предусмотрена норма, в соответствии с которой с момента введения нового закона утрачивает силу федеральный закон закон №88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", принятый в 1995 г.

Как заявил президент Торгово-промышленной палаты Ивановской области Леонид Иванов, первый вариант нового закона “О государственной поддержке малого предпринимательства” должен быть подготовлен в Российской торгово-промышленной палате уже к концу сентября. Возможно, уже в это же время первый вариант закона поступит в регионы для того, чтобы местные предприниматели вместе смогли его обсудить и внести свои дополнения.

Поправки к закону готовятся также в “ОПОРе России” и нескольких других общественных организациях.

Как поддержан малый бизнес в Иванове

В 2002 году после многочисленных дискуссий была все-таки утверждена программа поддержки малого предпринимательства в Ивановской области. Летом этого года для того, чтобы упорядочить финансирование программы, был принят областной закон. Общее финансирование программы поддержки малого предпринимательства в Ивановской области на 2003-2006 гг. составляет более 108 млн руб.

Финансирование программы поддержки малого предпринимательства в Ивановской области (в млн руб.)

Источники финансирования 2003 г. 2004 г. 2006 г.2006 г. Всего
Областной бюджет 1,9583,06,010,020,958
Ивановский государственный

фонд поддержки малого

предпринимательства

4,8 6,08,010,028,8
Средства муниципальных

образований Ивановской

области (по согласованию)

2,4 3,04,05,014,4
ИТОГО 9,15812,018,025,0 64,158
ФФПМП (по согласованию) - 9,015,020,0 44,0
ВСЕГО 9,15821,033,045,0 108,158

По словам начальника главного управления экономического развития и торговли Ивановской области Владимира Сокова, сейчас обсуждается вопрос об увеличении финансирования на 2004 год программы поддержки малого бизнеса из областного бюджета. Выделят ли дополнительные деньги, станет ясно в течение недели.

Напомним, что в этом году в бюджете Ивановской области на развитие малого предпринимательства запланировано 3 млн руб., более 50% этих средств уже освоены. Всего же из бюджетов всех уровней и различных фондов на поддержку малого бизнеса в Ивановской области в 2004 году будет выделен 21 млн руб.

Ликвидация Федерального фонда поддержки малого предпринимательства на Ивановскую область, по мнению Владимира Сокова, не окажет серьезного влияния, так как фонд, работающий в Иванове, обладает достаточной самостоятельностью, и своей главной задачей областная администрация сейчас считает создание сети муниципальных фондов поддержки малого бизнеса в районах. В шести районах подобные фонды уже созданы, в том числе в Пучежском, Шуйском и Кинешемском.

Галина Кузнецова

21 Сентября 2004, 11:27 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...