Мария Кон: «Моя задача – поднять авторитет музея-заповедника»

Ее назначение на должность директора Плесского государственного музея-заповедника было воспринято культурной общественностью, мягко говоря, неоднозначно. Она не входит в «узкий круг» музейщиков и искусствоведов, не «светилась» на руководящих должностях учреждений культуры. Она не является «своей» в Плесе. Однако назначение на эту должность Марии Кон вряд ли можно сравнивать со сменой руководства ивановских музеев в 2002-2004-м годах. Тогда главным принципом при выборе директоров была лояльность к руководству областного управления культуры. Сейчас, судя по всему, на первый план выходят управленческие качества. Что ждет Плесский музей-заповедник? Как должна измениться его роль в культурном пространстве региона, особенно учитывая возможность присвоения Плесу статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа? Об этом наш разговор с директором Плесского государственного музея-заповедника Марией Кон. - Какие задачи были поставлены перед вами при назначении на эту должность? - Я не музейщик, я менеджер, администратор, хозяйственник. И цель моей работы - оптимизировать деятельность музея-заповедника и поднять его статус. - Какие проблемы, с которыми вам уже пришлось столкнуться, вы считаете самыми серьезными? - Плесский музей-заповедник, наверное, единственный в своем роде: указом Президента он включен в Перечень историко-культурных объектов федерального значения. На его территории сосредоточено около 300 памятников истории, культуры и природы. Фондовые коллекции Плесского музея-заповедника обширны и разнообразны, насчитывают более 20 тысяч единиц хранения. Но при этом статуса музея-заповедника федерального значения он не имеет, и учредителем его является комитет Ивановской области по культуре. То есть мы подчиняемся региональным структурам и они, соответственно, нас финансируют. Кроме того, земли, которые входят в территорию музея-заповедника, принадлежат муниципалитету. Но на них расположены памятники культуры федерального значения, которые, в частности, мы охраняем. По большому счету, ситуация абсурдная. Причем разрешить ее невозможно, так как федерального закона о музеях-заповедниках, который бы четко определял статус, права и обязанности этих учреждений культуры, нет. Положение о музеях-заповедниках начала 90-х годов отменено. Фактически мы сейчас живем по решению малого совета Ивановской области от 1993 года, где хоть немного прописаны права и полномочия музея-заповедника. Это же положение определяет необходимость согласования проведения любых работ, в первую очередь строительства и реконструкции зданий, на территории музея-заповедника. Но продажей зданий занимается муниципалитет, так как они находятся в его собственности. - Фактически вся территория Плеса и некоторые его окрестности являются заповедной зоной. Не возникают ли проблемы с собственниками зданий? Как вы собираетесь с ними (собственниками. – А.С.) взаимодействовать? - Не секрет, что сегодня стремление владения землей в обжитых, известных и привлекательных местах, — а земля музея-заповедника такова, — одна из серьезнейших проблем. Разрушить непродуманной застройкой веками складывавшуюся гармонию исторических мест очень легко. Восстановить утраченную красоту почти невозможно. Подобное отношение — пример явного и, увы, частого проявления бескультурья. В Плесском музее-заповеднике с этим явлением, к сожалению, тоже знакомы. Конечно, музей-заповедник делает все возможное, чтобы убедить людей, владеющих деньгами, желающих жить удобно и красиво, не нарушать, а наоборот, приумножать красоту плесской земли. И все же решение проблемы лежит не столько в просветительной, сколько в законодательной области. Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовлен проект закона о музеях-заповедниках. Хороший проект, очень нужный. Очень важно, что над ним работали лучшие специалисты, в том числе и музейные. Его нужно обязательно принять. Как это ни парадоксально звучит, в России нет сегодня закона о музеях-заповедниках, нет закона об основах национальной культуры. И это в стране, которая по праву гордится своим неповторимым историческим наследием. - Существует вопрос, актуальный для любой сферы деятельности – кадры. - Кадровый вопрос стоит не просто остро, а очень остро. Штатные единицы у нас есть, но нет людей. Причин этому две – маленькая зарплата и отсутствие жилья. Мы не можем предоставить квартиру молодому сотруднику, который хотел бы приехать к нам работать, заниматься любимым делом пусть и за небольшую зарплату. У музея нет своего жилья, нет общежития. Мы, конечно, рассчитываем на то, что если Ивановская область выиграет федеральный конкурс и Плес получит статус особой экономической зоны, музей сможет хотя бы частично решить эту проблему. Потому что перспективы города Плеса и музея-заповедника тесно связаны. В принципе, у нас есть ряд предложений по решению кадровых проблем, но все они упираются в наличие хотя бы общежития. Например, на самое горячее время – на лето – можно было бы привлекать на практику студентов профильных специальностей: историков, биологов, специалистов по туризму. - Какова собственно должна быть роль музеев в Плесе? - Левитан – это бренд Плеса. Многие туристы едут посмотреть именно дом-музей И.И. Левитана, побродить по городу, который так его очаровал….С музеем пейзажа – кстати, единственным в России – сложнее. Его знают намного меньше, несмотря на активную выставочную деятельность. Так что нам предстоит раскручивать и этот бренд. Ведь здесь собираются лучшие образцы отечественной пейзажной живописи. Но, кстати, для этого необходимо иметь хороший рекламный рынок, участвовать в выставках, ярмарках, фестивалях. На мой взгляд, сейчас область, если она действительно желает привлечь туристов в Плес, должна не надеяться только на инвесторов, которые в первую очередь представляют свои интересы на федеральном уровне, а вкладывать деньги в пиар государственных структур, в том числе музея-заповедника. Таких городов, как Плес, в России не один десяток. И нам, пока есть возможность, надо показать, что Плес – это интересный, насыщенный отдых: и комфортное проживание, и хорошее питание, и природа, и различные музеи. Плес действительно может стать жемчужиной Волги. Пока же это один из многих волжских городов. - Будет ли столь же активно продолжаться в Плесе выставочная деятельность, будут ли проводиться ставшие уже традиционными фестивали? - Сейчас идет «Зеленый шум» - это уже седьмая межрегиональная выставка современной пейзажной живописи. В этом году Плесский музей-заповедник совместно с Екатеринбургской галереей современного искусства представляет выставку уральского пейзажа. Она составлена из работ известных на Урале художников, которые живут и работают в разных городах – Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Асбесте, Каменск-Уральском и ряде других крупных городов региона. На выставке экспонировано около 100 работ 27 авторов. Вообще, «Зеленый шум» в Плесе является достойным поводом для встреч и обмена опытом между художниками, музейщиками в чем сейчас чувствуется несомненный дефицит. Вот почему художники уральского региона с большим удовольствием и желанием принимают участие в этой выставке, показывая свои лучшие работы, и надеются, что они понравятся нашему зрителю. - Может ли музей-заповедник сам зарабатывать деньги на свое развитие? Или все-таки нужно областное и федеральное финансирование? - Я глубоко убеждена в том, что учреждение, ведущее просветительскую деятельность, не может быть самоокупаемым. Это все равно, что требовать от школы приносить прибыль. А музей – это, как говорили в советские времена, очаг культуры. Учреждение обеспечивающее сохранность, восстановление, изучение и публичное представление историко-культурных, природных, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях…. - Есть ли в Плесе меценаты? - Да. На наше счастье, огромную помощь нам оказывает торгово-промышленная компания «Алмаз-Холдинг». Эта компания поддерживает многие наши начинания. Так, они из года в год помогают организовывать пленэрную работу участников выставки «Зеленый шум». При этом компания и ее глава предпочитает не акцентировать внимание общественности на своей благотворительной деятельности. Это действительно, не спонсоры, а меценаты, люди, поддерживающие в трудные для музея времена и сам музей-заповедник, художников, которые сплотились вокруг музея. - Каковы стратегические планы по развитию музея-заповедника? - Например, мы планируем музеефицировать Соборную гору. Это ведь самая главная точка в Плесе. Проект реконструкции и музеефикации Соборной горы уже практически готов: предполагается устройство смотровых площадок, дорожек, реставрация здания бывших Присутственных мест и организации там исторической экспозиции. Кроме того, предполагается строительство дозорной башни – реконструкция построек XV века. Часть территории будет представлять левитановский период города. Фактически на Соборной горе будут представлены все исторические этапы существования Плеса. Анна Семенова semenova@chastnik.ru
04 Сентября 2006, 14:56 +110

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...