Михаил Бабич: "Моя задача – разработать и предложить модель решения задачи"

- Для начала я хотел бы обозначить те основные направления, по которым сейчас идет наша работа.

Одна из актуальных проблем – урегулирование рынка алкогольной продукции. Мы сейчас работаем над пакетом документов, который позволит максимально вывести рынок алкогольной продукции из тени, сделать его легальным и, соответственно, увеличить сборы акцизных платежей до номинального расчетного состояния, а также улучшить качество продукции. Сейчас основная проблема в этом плане – очень высокая смертность, уровень заболеваемости населения в силу того, что употребляется некачественная продукция, а, как правило, некачественная продукция – натуральная "отрава". Платежеспособность населения очень низкая, что характерно для нашего региона. Уровень цен на легальную алкогольную продукцию высок, так что существует как бы "побудительный мотив" у населения покупать некачественную продукцию: купить "лишь бы что", употребить, хотя зачастую это приводит к летальному исходу.

Мы пытаемся решить эту проблему не какими-то "наскоками" и "точечными мероприятиями", а разрабатываем целую систему мер и нормативных актов, которые этот процесс сегодня нормализуют.

Следующее направление - упорядочение производства и оборота лесопродукции. Проблема всем известная, о ней много пишут в СМИ, но до сих пор не имеющая решения. И не только на территории Ивановской области. Вы знаете, что недавно проходило заседание Госсовета, трудилось специальное заседание правительства по поручению Президента. То есть, эта проблема обозначена сейчас на федеральном уровне, но концепция лесопользования в Российской Федерации пока не принята. Но мы не имеем возможности сегодня ждать, потому что лес – один из основных ресурсов Ивановской области. Мы не можем ждать, пока на федеральном уровне создадут какие-то правила игры на этом рынке, и пытаемся сделать то, что в рамках закона нам сегодня позволяется, сделать это на областном уровне. Работа, по сути, сегодня находится в окончательной фазе своей работы: на выходе проект закона Ивановской области и несколько постановлений и указов губернатора, которые, на наш взгляд, позволят данный процесс упорядочить и создать экономические условия, которые будут стимулировать легального производителя и создадут максимальное количество препятствий для пользователей, которые занимаются хищением, воровством, губят ресурс, создают криминальную среду, не платят налоги.

Еще одно направление – проблемы оптово-розничной торговли. Вопрос очень серьезный, очень системный, который усугубляется тем, что, в принципе, вопросы упорядочения оптово-розничной торговли по законодательству лежат в компетенции муниципальных образований. Поэтому мы пошли по такому пути – создали совместную рабочую группу с городом Иваново. Эта группа наработала большой пакет документов, которые позволяют предъявить единые правила к оптово-розничной сети, начиная с самих торговых павильонов и заканчивая продажей подакцизными группами товаров, а также легализовать процедуру сноса незаконно установленных торговых точек, их дальнейшей реализации, утилизации и т.д. Сегодня этот пакет подписан мэром города Грошевым и внесен в городскую думу для утверждения.

Глобальная проблема – создание информационно-аналитической системы органов государственной власти Ивановской области. Много лет эта проблема находилась без решения, разработчиком являлся энергоуниверситет, но программа не финансировалась. В прошлом году мы эту программу сформировали, приняли соответствующий областной закон. В результате, мы должны получить единую информационно-аналитическую базу данных по всем аспектам жизнедеятельности и социально-экономического развития региона: юридические лица, недвижимость, земельные ресурсы, социально-экономическое развитие региона, автоматизированный документооборот. Мы надеемся, что нам удастся создать единый информационный источник, в котором будет современная, оперативная информация. Работа очень серьезная, и проблема в том, что приходится увязывать между собой около 20 ведомств (источников, как мы их называем), которые, в большинстве своем, - федерального подчинения. У каждого из этих ведомств есть свои специальные требования, которые необходимо унифицировать. Собственно программный продукт уже написан: на уровне областной администрации он уже внедрен и частично применяется. А вот что касается единой информационной среды, то здесь мы находимся в самом начале.

В Центральном федеральном округе по распоряжению главы администрации Президента создана комиссия по информационной безопасности, которая рекомендовала создать аналогичные комиссии на местах. У нас сейчас эта комиссия создается, распоряжение об этом на днях будет подписано.

Крайне сложный пласт связан с земельными отношениями. Вы знаете, что принят Земельный кодекс РФ и на выходе находится Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В случае его принятия, земельная реформа нормативно будет совершена, и дальше нам необходимо нормативными актами субъектов федерации привести этот механизм к какому-то рабочему состоянию, так чтобы Земельный кодекс на территории Ивановской области заработал, не то, что полноценно - просто заработал. Для этого нам необходимо принять 18 нормативно-правовых актов, большей частью законов. С нормативными актами, я думаю, мы справимся, но более глобальная проблема – разграничение земель по уровням: между федеральным уровнем, уровнем субъекта и муниципальным уровнем, остальное, видимо, это - частные владения. Это крайне сложная проблема, связанная с материальными ресурсами, большими кадровыми ресурсами, чье количество у нас сейчас - ограниченно. Но самое главное – не сформирована концепция этой деятельности на федеральном уровне. Работа там запланирована на несколько лет, мы к этой работе уже приступили. Сейчас формируем государственный контракт с подрядной организацией, которая займется со следующего месяца разграничением земель по целому ряду муниципальных образований. Тогда мы получим и более точный кадастровый учет. Это будет совершенно иная инвестиционная ценность того или иного объекта недвижимости.

Все названные вопросы (я хочу, чтобы вы прониклись сложностью момента), не урегулированы законодательно. Есть общие посылы, сформирована позиция федерального правительства, но нет нормативных актов, которые дают нам рабочий инструмент воплощения этих новаций в жизнь.

Еще один аспект, которым мы занимаемся системно и подробно - программа социально-экономического развития области. Она была принята на последнем заседании администрации области, но это все верхняя часть айсберга, мы рассматриваем проблему значительно глубже. Мы подготовили сейчас эту программу, она направлена на согласование в Минэкономразвития РФ. В случае, если программа будет утверждена, мы сможем претендовать на средства федерального бюджета, которые могут быть инвестированы в экономику региона. С 2003 года действие целевых программ, выделение средств в рамках федеральных программ в тех регионах, где программа не разработана, будут прекращены – таково решение Правительства РФ, Параллельно, нами создана рабочая группа по сопровождению наших заявок и целевых программ в бюджет 2003 года. Это - работа в Правительстве, в отраслевых министерствах и Федеральном собрании. Ее конечная цель – максимальное получение средств для инвестиций в те или иные региональные программы. Пожалуйста, ваши вопросы.

- А чем Вы занимаетесь для души?

- Для души давайте поговорим о конкурсной комиссии по размещению инвестиционных ресурсов. В бюджете 2002 года и в работе над бюджетом 2003 года очень серьезно подходим к формированию так называемого "бюджета развития". То есть, социальную составляющую бюджета мы стараемся не столько сократить, сколько переориентировать, чтобы выделить какие-то средства в реальный сектор, на поддержку реального сектора экономики.

В этом году мы закладывали 10 млн рублей на субсидирование бюджетной ставки по кредитным договорам промышленных предприятий, 12 млн – налоговый инвестиционный кредит, 1 млн – поддержка градообразующих предприятий (льготы по налогу на имуществу) – вот собственно весь наш инвестиционный ресурс, который был заложен в 2002 году.

Сейчас мы выйдем в Законодательное собрание с просьбой увеличить этот лимит, потому что в прошлом году у нас тоже были заложены 10 млн рублей на субсидирование кредита, а использованы были всего два миллиона. И когда мы задались вопросом – почему деньги заложены, а предприятия ими не пользуются, мы пришли к удивительному выводу, что правила игры настолько запутаны, что предприятиям дешевле вообще ничего не получать, чем участвовать в этой долгой процедуре доказательства, обоснования – в бесконечной чиновничьей процедуре. Поэтому были сформированы новые, прозрачные правила игры.

И вот прошло второе заседание конкурсной комиссии по размещению инвестиционных ресурсов, а денег почти не осталось. Получилось, что предприятия начали серьезно заниматься разработкой своих бизнес-планов: это - уже не те черновики, которые нам представляли в прошлом году, а серьезные проработанные документы, обоснованные с экономической точки зрения. Из 11 проектов, которые мы рассмотрели на последнем заседании, мы отклонили только два. Это - серьезный показатель работы самих предприятий над своей инвестиционной составляющей. Из 10 млн рублей восемь миллионов мы уже израсходовали. Оставшаяся сумма - мизерная, процесс предприятиями только "расчувствовался", появился интерес, количество заявок с каждым днем растет.

- Как Вы это выдерживаете, ведь все свалено на вас?

- Да мне некогда об этом думать.

- Чем тогда занимаются остальные заместители губернатора?

- Существует схема распределения наших обязанностей, которая была принята в свое время на нашем узком совещании. Под моим руководством работают аналитики, эксперты, узкопрофильные специалисты, которые формируют стратегию, концепцию той или иной проблемы. А от формирования концепции до ее исполнения – огромный путь. Его должны проделывать отраслевые заместители. Наша задача – разработать и предложить модель решения задачи. Модель должна быть правдоподобной, жизненной, реальной к исполнению. Дальше мы ее не бросаем, а сопровождаем. Конечно, мы, говоря условно, не передаем в руки и говорим: «Занимайся этим, как хочешь». Но при этом черновая работа по исполнению лежит на заместителях.

- Какова номинальная емкость алкогольного рынка в нашей области?

- Сейчас мы исполняем сборы по акцизам на 100%, а это говорит лишь о том, что мы занизили возможные доходы от этого вида деятельности. На самом деле, потенциально емкость рынка больше примерно на 50%. Хотя по спирту мы уже перевыполнили показатели "в разы": всего, в пределах 80 млн, но с учетом того, что Петровский спирткомбинат спирткомбинат заплатил сейчас за апрель и половину мая. Они только-только начинают "раскачиваться". Хотя ресурс в другом. Спирткомбинат легко просчитать и больше, чем есть у него технологических мощностей, он не даст. А вот, что касается оборота алкогольной продукции на рынке оптово-розничном, то резерв здесь заложен. И если, все, что идет через акцизные склады, более или менее учитывается. То все, что идет через "ларьки", подпольные цеха, квартиры, гаражи и т.д. – сегмент, над которым необходимо работать.

- Когда полетит первый самолет с ивановского аэропорта? Прошла информация, что депутаты Законодательного собрания не выделяют запланированные семь с половиной миллионов рублей на аэропорт...

- Это, извините, вопрос популистский. Какая у нас самоцель? Чтобы самолет полетел? Чей самолет? Мы же не купили авиакомпанию. Аэропорт готов. Если деньги не будут выделены, аэропорт не будет сертифицирован. Значит, деньги, которые мы вложили "до того" (а это 26 млн рублей), были потрачены, по меньшей мере, неэффективно? Значит, аэропорт не станет тем конечным продуктом, которым должен был стать? Мы надеемся, что деньги будут выделены. Это вопрос, который мы изначально согласовывали с депутатами. Аэропорт - бизнес (если его можно расценивать как бизнес) высокотехнологичный, длительный по окупаемости. Современные "монстры" авиационного бизнеса, то же Домодедово: там программа окупаемости - 10 лет. Аэропорт нельзя рассматривать грубо, как коммерческий проект. Это - проект инфраструктурный. Когда нам говорят: надо привлекать сюда инвестиции по туризму, спорту и другие гуманитарные вещи... А что у вас для этого есть? У вас есть автомобильные дороги класса «А»? Да, у нас есть одна дорога, которую уже разбили на подступах к Иванову. Все, больше у нас ничего нет. У вас есть железнодорожная станция? Есть. У вас есть аэропорт? И сразу разговор на эту тему заканчивается. Потому что инфраструктурный тупик. Что касается вылета первого самолета, то он уже состоялся. Был тренировочный облет, комиссия этот полет приняла. Первый коммерческий рейс состоится тогда, когда какая-нибудь авиакомпания сочтет условия, которые предлагает аэропорт, приемлемыми для своей работы. Тогда у нас будет полноценный аэропорт для работы в одном направлении.

- Будет ли сохранен его международный статус?

- На конец июля запланирован визит комиссии, которая должна оценить перспективы нашего аэропорта. <...> Ведь международный статус не несет никаких затрат для федерального бюджета, кроме содержания двух пограничников. Мы говорим, что готовы, Бог с ним, на худой конец, компенсировать эти средства из собственного бюджета.

- Не могли бы Вы прояснить ситуацию с Хромцовским карьером? Ходят слухи о том, что Вы как-то в этом участвовали...

- Я был прямым участником событий. Слухи ходят такие: "Бабич привез людей забрать акции". На самом деле, там появился интерес к карьеру у целого ряда структур: и криминальных, и финансовых. И эти группы различным путем хотели вывести карьер из-под контроля областной администрации: через прямую процедуру купли-продажи пакета или через процедуру банкротства. Мы оценили ситуацию и докупили 2%, сформировав, тем самым, контрольный пакет. И больше там ни у кого ничего не получится.

- Вы сказали о том, что большая часть денег, заложенная в бюджете на компенсацию банковской ставки предприятиям, уже были распределена. Нельзя ли об этом поподробнее?

- 5 млн 70 тысяч из этих восьми миллионов – переходящие объекты с прошлого года. Всего их было 24, мы оставили шесть. Раньше 24 объекта регулярно из года в год получали средства: непонятно зачем, куда, чего они достигли, не достигли – необъяснимо...

Впрочем, все те, кто не получил нашей поддержки, не выбрасываются "на свалку истории". Они попадают в реестр инвестиционных проектов Ивановской области, то есть находятся в резерве.

Другие три миллиона разделили семь предприятий. <...>

- У вас репутация человека, который умеет привлекать сюда новых собственников. Формирование рынка земли в области не приведет к появлению здесь множества желающих ее приобрести?

- Российская Федерация предполагает проводить разграничение земель в течение пяти лет. Мы, если сильно постараемся и совершим "трудовой подвиг", этим прозанимаемся 2-3 года. Рынок земли в это время будет действовать, но какую он будет представлять ценность для меня сейчас загадка. Необходимо провести целый ряд расчетов, к которым мы пока даже не приступали, прецедентов таких нет.

Сейчас земля интересует предпринимателей только как участок под каким-то объектом недвижимости, а не сама по себе. Возможно, потом будет формироваться рынок. Но говорить о том, что мы кого-то привезем, чтобы скупить... Я пока не готов даже думать на эту тему. Это не задача сегодняшнего дня. <...>

- Почему областная администрация и Вы в частности проигнорировали День предпринимателя?

- Это была некая публичная акция, в которой кто-то должен был поучаствовать. Для этого есть статс-секретарь, есть чиновники, которые по своим должностным обязанностям обязаны участвовать в подобного рода "круглых столах". Я не отказываюсь от участия в таких мероприятиях, но я это делаю достаточно редко по двум причинам. Первая – не хватает времени на эту работу, хотя она важна, безусловно. Вторая – отсутствие информационных поводов. "Жевать" одно и то же каждый раз в одной и той же аудитории, это, на мой взгляд, неприлично. Моя задача - в другом. Если появляется какой-то повод (мы выполнили какую-то задачу или нам нужно спросить чьего-то совета, что часто встречается), то я иду и встречаюсь.

- Как вы восприняли награждение Вас дипломом «Бизнесмен-политик»?

- Я еще даже не изучил статус этой награды, не понял, чем меня наградили. Значит, я помогаю бизнесу развиваться?.. Сегодня мне его вручат и объяснят...

- Если вернуться к проблеме лесных ресурсов. Эту проблему пытались решать и до вас, но наталкивались на противодействие прокуратуры. Вас не беспокоит, что и новые законопроекты будут ей опротестованы?

- Все вопросы, которые носят "пограничный" характер, я пытаюсь решать путем создания межведомственных комиссий, в которые входят представители всех заинтересованных лиц. <...>

- Что вы пьете из спиртного? Ваш любимый крепкий напиток?

- Любимым крепким напитком, по первому моему образованию (военное - Частник.Ru), всегда была водка. Так, наверное, и останется.

- А продукция «Шуйской водки» вам нравится?

- Я не гурман в этом смысле. Если водка легальная, не суррогат какой-нибудь, она мне нравится.

- Уход Толмачева как-то связан с теми процессами, которые идут в области?

- Уход Толмачева – это прерогатива Артюхова, министра природных ресурсов.

- Только лишь?

- Только лишь.

- Областная администрация сейчас открыто конфликтует с областным УВД. А ваше личное ваше отношение к этому нигде не афишируется...

- И не будет афишироваться до принятия соответствующих официальных решений. Конфликта с УВД не существует, для этого нет никакой причины, нельзя конфликтовать с государственной системой, это абсурд по сути. Есть определенное недопонимание происходящих процессов отдельными личностями. Вместе с тем, есть абсолютно рабочая атмосфера, создано координационное совещание при главе администрации. Есть целый блок вопросов, который без нашей взаимной доброй воли и координации мы не решим.

- Сейчас вновь обсуждается конфликт с Костромской областью насчет Горьковского водохранилища. Расскажите о вашей точке зрения на этот вопрос.

- Конфликт – слишком громко сказано. Никакого конфликта нет, есть история взаимоотношений двух областей даже не в сфере границ Горьковского водохранилища, а в сфере использования рыбных биологических ресурсов. Проблема заключается в том, что в той части Горьковского водохранилища, которая находится в пределах Ивановской области, созданы специальные условия, приоритетные для Ивановского рыбокомбината по понятным причинам и это обосновано. И Костромская область всегда претендовала на какую-ту степень участия в освоении этих ресурсов. Там есть целый ряд именно экономических и технических проблем: воспроизводство экологической среды, совместное участие в строительстве и укреплении сооружений... <...>

Недавно Кострома заявила о своих претензиях и обратилась к полпреду Полтавченко. Он дал соответствующее указание, которое не сводится к пересмотру границ между Ивановской и Костромской областью, а лишь к тому, чтобы еще раз подойти к этой проблеме, изучить ее и найти взаимоприемлемое решение, чем мы сейчас и занимаемся. Первого июля мы эту работу закончим, будет готов договор об использовании биологических ресурсов. В нем будет прописано, кто выдает лицензии, кто – рыболовный билет, как идет отчет о вылове биоресурсов и как идет воспроизводство. Договор на взаимовыгодных условиях.

Мы пытаемся удовлетворить реальные потребности Костромской области – это важно осознать. Пока же то, что заявлено Костромской областью, не будем называть конкретных должностных лиц, на поверку оказывается непродуманной PR-акцией. Потому что, когда мы доходим до технических моментов реализации предложений костромичей, то выясняется, что таких моментов на самом деле нет. Костромичи с этим соглашаются, какие-то вопросы отпадают сами собой, какие-то мы заложим в соглашение. <...>

- Что Вы собираетесь делать с теми ларьками и квартирами, где продается нелегальная водка и самогон?

- Самогон и незаконный оборот алкоголя – это звенья одной цепи, но несколько разные вещи. Самогон - вообще проблема. С 1 июля в силу вступает новый административный кодекс, который отнял у нас все рычаги воздействия на самоговарение. Целый правовой сегмент выпал из административного кодекса и мы сейчас пытаемся внести соответствующие поправки в Госдуму.

Самогон – тема крайне сложная, и я не готов сегодня дать план действий, я только думаю над этим.

Что касается незаконного оборота алкоголя, то тут надо понимать две вещи. Есть система, которая сегодня абсолютно легализована: акцизные склады. То есть, вся продукция, которая реализуется на территории субъекта федерации, должна попасть на акцизный склад, пройти проверку качества и только тогда поступить в розничную торговлю. Работать надо над розничным сегментом оптово-розничной торговли. Почему я говорю «квартиры и ларьки»? Просто конечная реализация левого алкоголя происходит именно там. Есть целые межрегиональные синдикаты, над ликвидацией которых мы работаем.

- На какую команду болеете на чемпионате мира по футболу? И следите ли вообще за ходом чемпионата?

- Слежу, но не болею сейчас ни за кого. Болею за Россию.

- Даже сейчас?

- И всегда так будет. А что делать? Будем надеяться, что ли...

- Кто станет чемпионом?

- Думаю, Бразилия.

<...>

- Ходят слухи, что в Москву ушли документы о награждении Вас Орденом почета...

- Мы передумали. И в Москву документы не уходили. Наградная комиссия посчитала, что заслуг недостаточно, надо больше работать.

- Почему так мало общаетесь с Законодательным собранием?

- Много общаемся. Вообще, что понимать под общением? Публичное общение – это один вопрос, рабочее общение ведем постоянно...

- Как часто видитесь с женой?

- Регулярно, по воскресеньям.

25 Июня 2002, 17:43 +86

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...