Многим поселениям Ивановской области хватит бюджетных денег максимум на полгода

Проблемы муниципалитетов Ивановской области, связанные с реализацией федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и областного закона «О порядке решения вопросов местного значения городских и сельских поселений в муниципальных районах Ивановской области», обсуждались на очередном заседании регионального правительства 22 мая. Напомним, что Ивановская область в числе 12 регионов из 18, входящих в состав ЦФО, исполняет 131-й федеральный закон в полном объеме с 1 января 2007 года, передав 32 вопроса местного значения поселенческого уровня городским и сельским поселениям. По сути, как сообщили представители муниципалитетов, реформа местного самоуправления в регионе только началась – поскольку все ее прелести были прочувствованы только на практике. Одна из них – острая нехватка финансирования: сформированные на 2007 год бюджеты оказались намного меньшими, чем финансирование по смете в 2006-м. По словам начальника департамента по работе с муниципальными образованиями Ивановской области Александра Климова, сославшегося на данные областного департамента финансов, поселениям региона «не хватит» 120-150 млн рублей. Впрочем, депутат Ивановской областной думы Дмитрий Ключарев уверен, что «недостача» больше – не менее 150-160 млн. В любом случае предусмотренных сегодняшним региональным законодательством денег муниципалитетам так называемого второго уровня (особенно тем, у кого нет собственных источников доходов), хватит максимум на полгода. Причиной такой разбалансировки стали ошибки при расчетах уровня бюджетной обеспеченности и неисполнение Бюджетного кодекса РФ, уверен Александр Климов. Так, компенсация поселениям из расчета на одного жителя составляет 801 рубль 50 копеек. Других критериев нет. В итоге выигрывают густонаселенные городские поселения, в то время как сельские поселения, в которых проживает всего 300-400 человек, но которые включают в себя десяток населенных пунктов, не справляются с исполнением полномочий по содержанию дорог, благоустройству и т.п. Сфера культуры и библиотеки во многих муниципалитетах таким образом остались без финансирования вообще. В общем, средства распределяются не по потребностям, без учета местной специфики, хотя исполнение любого полномочия должно быть подтверждено соответствующим финансированием. В качестве выхода из ситуации А. Климов предложил установить и утвердить областным законом нормативы расходов муниципалитетов на реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, а также сформировать на 2008 год фонд финансовой поддержки поселений в рамках областного бюджета, не перекладывая эту работу на муниципальные районы. Но главное – поставить вопрос об укрупнении сельских поселений. «Сегодня вполне очевидно, что поселения численностью до тысячи жителей (а их в Ивановской области около 30%), не способны сформировать полноценные бюджеты и качественный аппарат управления», - считает Александр Климов. Более того, в таких поселениях на содержание управленческого аппарата приходится 80% затрат, в то время как в поселениях численностью от 1 до 3 тысяч человек (которую Климов назвал «оптимальной»), расходы в расчете на каждого жителя ниже на 40%. Кроме этого, сформировавшаяся структура местного самоуправления привела к значительному – на 38% - росту числа муниципальных служащих и выборных лиц. Поэтому, по мнению Александра Климова, руководители на освобожденной основе должны управлять поселениями только численностью более 10 тысяч человек. Таким образом областные чиновники планируют сократить «непроизводительные управленческие расходы». Еще одна важная проблема - процесс разграничения имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями. Несмотря на то, что «раздел» осуществляется при содействии специально созданной комиссии при Ивановской областной думе, не во всех районах достигнуто полное взаимопонимание по этому вопросу, которое должно перерастать в региональный закон. Ситуация осложняется тем, что не все имущество «делится»: так, муниципальные предприятия ЖКХ пока не трогают, поскольку, физически разделив имущество, можно разрушить сложную систему жизнеобеспечения. Их очередь придет только тогда, когда в Ивановской области появится стратегия реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И когда объекты ЖКХ будут значиться в реестрах муниципального имущества и иметь всю необходимую для передачи техническую документацию. Между тем, на бюджетное финансирование могут и смогут рассчитывать только «легальные» объекты. Также жизненно необходима разработка градостроительной документации, генеральных планов, схем территориального планирования: после 2009 года без этих документов нельзя будет построить ни одного объекта. Средств на их разработку у муниципалитетов традиционно нет. Несмотря на обилие проблем, ставка в развитии местного самоуправления должна быть сделана именно на поселения, считает Александр Климов. Поэтому депутат ИОД Дмитрий Ключарев посоветовал областному правительству «выстраивать отношения» с муниципальными районами, тем более, что у каждого района есть в правительстве свой куратор.
22 Мая 2007, 13:43 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...