МОЖНО ЛИ РЕШИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ БЕЗ БЮДЖЕТНЫХ ЗАТРАТ?

Почему-то принято считать, что для решения любой серьезной задачи общегосударственного значения невозможно обойтись без бюджетных инвестиций, крупных вложений и затрат со стороны государства. Однако есть и обратные примеры, опровергающие это представление.

Например, вряд ли кто-нибудь сомневается, что распространение правовой информации, доведение правовых норм до предприятий и граждан является важной государственной задачей. Действительно, без знания гражданами установленных законом "правил игры" не может нормально функционировать ни одно цивилизованное общество.

Разумеется, обычно нормативные документы публикуют многие газеты и журналы. При желании их можно найти в библиотеках. Однако, учитывая, что в стране действуют десятки тысяч правовых актов, поиск документов на "бумажных" носителях может занять день, два, и вообще, неопределенное количество времени. Понятно, что это никак не устроит профессионалов, работающих с правом "по долгу службы", да и остальных граждан, которым надо 1-2 раза в год найти какой-нибудь определенный документ, например, об особенностях пенсионного обеспечения.

Важно обеспечить доступ к правовой информации как специалистам, так и широкому кругу граждан. Сегодня благодаря разработке и массовому распространению правовых баз данных в России эта проблема успешно решена. Причем, для создания и поддержания этих компьютерных систем не потребовалось сколько-нибудь значимых бюджетных затрат.

Как были созданы электронные ресурсы по законодательству России

В самом начале 1990-х годов, когда в России начала меняться законодательная база и появилось множество новых законов, вопрос доступа к правовой информации встал особенно остро. Вся правовая информация была разобщена по разным ведомствам, публиковалась частично и в разных источниках. Тогда у многих специалистов и возникла идея на основе компьютерных технологий создать правовые базы данных, которые позволяли бы хранить огромные объемы информации, предоставляли широкие возможности работы с текстами. Но без регулярного наполнения документами такие базы не могли стать полноценными.

Наиболее простым и привычным для того времени способом решения этой важной государственной задачи было создать государственную систему распространения правовой информации. Однако государство не могло себе позволить значительные финансовые вложения, которых требовал такой проект.

Стало ясно, что собрать всю нужную информацию можно лишь при взаимодействии разработчиков систем с министерствами и ведомствами, которые принимают правовые акты, т.е. служат главными "первоисточниками" правовой информации. Но как и на какой основе можно было организовать такое взаимодействие? Наиболее простым и привычным для того времени способом было создание системы распространения правовой информации за государственный счет, когда государство целиком берет на себя все расходы по финансированию и организации работ. Но это потребовало бы значительных бюджетных трат, независимо от того, кто бы занимался созданием справочных правовых систем - государственные организации или независимые разработчики. В любом случае государство должно было бы полностью оплатить конечный продукт, а также услуги по его дальнейшему массовому обслуживанию и развитию. Учитывая состояние казны в тот момент, это было практически невозможно.

Однако некоторые разработчики сломали традиционные для того времени стереотипы и предложили совершенно иной подход, который сейчас уже принят практически во всех развитых странах, имеющих правовые информационные системы. В его основе лежало совпадение интересов независимых производителей и государства в области правовой информатизации. В 1993 году компания "Консультант Плюс" предложила государственным органам некоммерческую программу информационного партнерства. На базе договоров об информационном обмене все заинтересованные в получении качественного информационного сервиса ведомства, передающие в системы КонсультантПлюс свои открытые документы, могли на безвозмездной основе получить в свое распоряжение необходимое им количество справочных правовых систем. При этом компания гарантировала постоянное обслуживание своих систем - регулярную передачу информации и сервис пользователям из этих организаций.

Понятно, что такое предложение далеко не везде сразу встретило должное понимание. Но уже в 1993 году были заключены первые договоры о сотрудничестве в сфере правовой информатизации между "Консультант Плюс" и Библиотекой Администрации Президента, Главным государственно-правовым управлением Президента, Министерством финансов РФ. Заключенные соглашения позволяли государственным ведомствам обеспечивать справочными правовыми системами не только свои центральные московские офисы, но и территориальные подразделения в регионах России.

Сегодня передачу документов в системы КонсультантПлюс обеспечивают более 60 договоров практически со всеми федеральными органами власти. Поэтому пользователи систем во всех регионах страны могут быстро получать только что принятые документы Президента, Правительства, Государственной Думы, Минфина, МНС, ГТК, Банка России, практически всех государственных органов. Информационный ресурс КонсультантПлюс по федеральному законодательству на данный момент составляет свыше 142 000 документов.

Как были разработаны базы данных по законодательству регионов

Однако для профессиональной деятельности, наряду с федеральным законодательством, необходимы и акты субъектов Федерации. Согласно Конституции российские регионы получили право на законодательную деятельность. Своими актами субъекты Федерации устанавливают ставки региональных и местных налогов и сборов, регулируют вопросы собственности, приватизации, развития социальной сферы и многие другие. Такие документы представляют большую ценность не только для предприятий и организаций, работающих на территории этого субъекта РФ, но и для тех, которые ведут деятельность в трех, пяти, пятидесяти регионах или по всей стране.

Получение правовых актов всех субъектов РФ - еще более сложная задача, нежели сбор правовых актов федерального уровня. Во-первых, потому, что источниками такой информации сегодня являются тысячи структур, расположенных в 89 регионах страны. Во-вторых, потому, что каждый регион по-своему уникален, имеет свою, только ему присущую законотворческую и правовую специфику. По этим причинам собирать региональные правовые акты "в центре" было неэффективно.

Для решения этой задачи компания "Консультант Плюс" реализовала долгосрочную программу, в которой создание региональных правовых баз данных она доверила своим партнерам - информационным центрам Сети КонсультантПлюс. Компания "Консультант Плюс" передала им специальное программное обеспечение и технологию, а также методику ведения баз данных. Кроме того, необходимо было организовать обучение и подготовку специалистов, которые бы вели базы данных, наладить в каждом регионе взаимодействие с органами власти и обеспечить соответствие всех баз единым, очень жестким стандартам. Разрешение на выпуск системы по законодательству каждого региона давалось лишь в том случае, если продукт отвечал всем критериям качества.

Единая технология разработки и единые стандарты ведения баз данных позволили создать сводную систему по законодательству субъектов Федерации. Сегодня она является крупнейшим электронным информационным ресурсом по региональному законодательству и активно используется органами государственной власти и управления, коммерческими структурами, имеющими интересы во многих регионах страны. За короткий по историческим меркам срок - восемь лет - были созданы базы данных правовых актов 79 субъектов РФ.

Свободный доступ граждан к правовой информации

Создание справочных правовых систем по федеральному и региональному законодательству позволило обеспечить профессионалов инструментом для работы с правовой информацией. Но, кроме того, это создало основу для решения другой важной задачи - предоставления доступа к правовому массиву широкому кругу граждан. Для этого Сеть КонсультантПлюс ведет ряд некоммерческих проектов. Одним из важнейших является создание специальных банков данных для свободного доступа к законодательству в Интернет.

Интернет сейчас является одним из самых открытых и доступных средств получения информации. Поэтому компания "Консультант Плюс" создала специальные банки данных правовых актов и открыла к ним свободный доступ на своем сайте. Крупнейшие из них - обновляемые базы графических образов документов, получаемые путем сканирования исходных текстов. Это существенно более простые, по сравнению с профессиональными системами, продукты, позволяющие пользователям Интернет при необходимости ознакомиться с интересующими их документами, получить их тексты.

Для "Консультант Плюс" цель этих некоммерческих проектов - содействие пропаганде права, правовому просвещению и правовому образованию. Ведь если граждане все больше и больше будут привыкать к решению вопросов правовым путем, то неизбежно увеличится и интерес к коммерческим, профессиональным услугам в этой области. Так что и здесь, как мы видим, интересы общества также совпадают с интересами разработчиков справочных правовых систем.

В результате совместной работы федеральных и региональных государственных органов и независимых распространителей правовой информации были достигнуты впечатляющие результаты. Причем, это не потребовало от государства сколько-нибудь значимых материальных затрат, ведь основную роль сыграло понимание важности проблемы и стремление к сотрудничеству. В результате были созданы базы данных по федеральному и региональному законодательству, международному праву, судебной практике. Эти системы работают на самых разных предприятиях, в государственных учреждениях, вузах, библиотеках, используются в законотворческой и хозяйственной деятельности, служат целям правового просвещения и правового образования. Можно сказать, что в выигрыше остались все. Государственные органы провели правовую информатизацию без бюджетных затрат - по договорам об информационном обмене сейчас в федеральных и региональных органах власти и управления обслуживается более 25 000 систем КонсультантПлюс. Разработчики справочных правовых систем смогли обеспечить своих пользователей надежной и достоверной информацией, специалисты получили необходимый им инструмент, а все граждане - возможность доступа к массиву российского права.

09 Сентября 2002, 19:53 +78

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...