Муниципалитет уходит с коммунального рынка

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru Администрация областного центра пошла на достаточно нетривиальный шаг и приняла решение сдать имущество муниципальных предприятий «Ивановская городская теплосбытовая компания» и «Ивгортеплоэнерго», а также ОАО «Водоканал», находящегося в муниципальной собственности, в аренду. Когда это случится, поставкой тепла и воды населению и организациям будут заниматься не муниципальные, а частные структуры. Об этом 5 августа рассказали глава города Вячеслав Сверчков и глава городской администрации Александр Кузьмичев. Аренда или жизнь? По их словам, причин такого решения две. Во-первых, Фонд содействия реформированию ЖКХ будет выделять Ивановской области деньги только в том случае, если к 2011 году доля частных предприятий, поставляющих населению коммунальные ресурсы, составит не менее 80% от их общего количества. Во-вторых, к поиску инвестора муниципальные власти подталкивает отсутствие денег на развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры. Вячеслав Сверчков отметил, что поставка воды и тепла при правильной организации дела – выгодный бизнес, однако чтобы все правильно организовать, необходимо модернизировать всю инфраструктуру, что позволит сократить потери, повысить качество услуг и увеличить прибыль. Необходимые средства исчисляются миллиардами, поэтому городу такие затраты просто не потянуть. Нет денег и у самих поставщиков. Так, потребность МУП «Ивгортеплоэнерго» во вложениях составляет 572,5 млн рублей, однако все, что может позволить себе МУП, это тратить 150 млн рублей в год на ремонт сетей. Этого хватает только на недопущение серьезных аварий, поскольку изношенность сетей составляет около 68%. А «Водоканал», где общий износ инфраструктуры достигает 60%, нуждается в новых очистных сооружениях стоимостью 2 млрд рублей. Инвестиционная программа на 2007-2009 годы выполнена только на 16%. В 2010 году предусмотрены капитальные вложения в 2,5 млрд рублей, но по данным на 1 июля они профинансированы лишь на 10%. В администрации считают, что изношенность инфраструктуры «Водоканала» при наихудшем варианте развития событий может привести к прекращению водоснабжения Иванова и Кохмы, затоплению пойменных районов и нарушению санитарно-эпидемиологической обстановки в областном центре и пригородах. Чтобы делать вложения самостоятельно, предприятиям нужно брать кредиты, но проблема в том, что все они показывают копеечную прибыль, а «Водоканал» вообще несет убытки от основной деятельности. Кроме того, предприятия уже и так закредитованы: их долги составляют 1 млрд рублей. Причем погасить долг они не смогут: их дебеторская задолженность исчисляется 1,2 млрд рублей, однако около 400 млн рублей – это задолженность, взыскать которую, по оценке муниципальной администрации, не удастся. Сегодня только на выплату процентов по кредитам ежегодно тратится 142 млн рублей. Большой проблемой является то, что город выступает гарантом по всем долгам своих предприятий. Ради обеспечения гарантии предыдущая администрация была вынуждена заложить другие МУПы. В результате имущества практически всех муниципальных предприятий находится в залоге. Это может привести к тому, что банки через 1-2 года просто перестанут кредитовать город: ему будет уже нечего заложить. Правительство Ивановской области, по словам заместителя главы городской администрации Максима Громова, тоже отказывается давать гарантии по этим займам. Сдаются трубы и люди В администрации считают, что самостоятельно расплатиться со всеми долгами и вкладывать при этом в развитие МУПы и городской бюджет не смогут. Поэтому сделать это должен частный инвестор. Имущества ему, впрочем, не отдадут ни сейчас, ни в дальнейшем. Руководители города не скрывали, что это сделано специально для того, чтобы иметь рычаг влияния на поставщиков услуг. Имущество предприятий передадут в аренду, причем «Ивгортеплоэнерго» и «ИГТСК» пройдут через конкурс, а имущество ОАО «Водоканал» будет передано напрямую тому, на ком остановит свой выбор администрация. Александр Кузьмичев пообещал, что в инвестиционных договорах будет прописано обязательство арендаторов вкладывать деньги в модернизацию инфраструктуры, а администрация сможет постоянно следить за соблюдением этих обязательств, а также контролировать текущую деятельность предприятий и эффективность управления в целом. В случае выявления нарушений условий договора или неэффективного управления у мэрии будет право немедленно расторгнуть договор. Помимо этого одним из главных условий аренды будет вывод из залога всего городского имущества за исключением сданного в аренду, а также передача арендатору обслуживание имеющегося долга. Можно сказать, что это единственные ясные моменты в планируемой «операции». В остальном все находится на уровне обсуждения. Это стало ясно в ходе заседания комитетов Ивгордумы 9 августа. Депутаты буквально засыпали Максима Громова вопросами, и далеко не на все из них тот смог дать четкий ответ. В администрации до сих пор окончательно не определились со сроком аренды, но склоняются к тому, что он должен быть достаточно длительным – не менее 10 лет. В связи с этим депутатов очень беспокоила выработка эффективного механизма контроля за деятельностью арендаторов, чтобы своевременно выявлять неэффективное управление. При этом некоторые депутаты обратили внимание на отсутствие четких критериев оценки эффективности деятельности, ведущейся арендатором. Депутатов Игоря Альпера и Романа Ефремова очень интересовало, что же будет, если администрация все же придет к выводу о необходимости расторжения договоров. В этом случае может возникнуть необходимость вернуть инвестору вложенные деньги. Максим Громов заверил, что это не станет проблемой для городского бюджета: живые деньги, находящиеся на счетах предприятия, вернут, а все остальное будет считаться неотъемлемыми улучшениями, возвращать деньги за которые не придется. Громов также выразил уверенность, что не бывает такого, чтобы инвестор вложил огромные суммы, а потом плохо хозяйствовал, однако Роман Ефремов заверил его, что такое еще как бывает. Одна из главных неясностей – судьба коллективов предприятий. Александр Кузьмичев заверил, что будет сделано все возможное, для того, чтобы трудовые права работников были максимально защищены. Однако пока неизвестно, кто будет выступать их работодателем: арендатор, муниципальное предприятие или какое-нибудь специально созданное юридическое лицо. Александр Кузьмичев фактически признал, что арендатор будет обладать правом оптимизировать штат в рамках действующего законодательства, из чего можно сделать вывод, что работники, скорее всего, будут переведены из МУПов в другие организации. Несмотря на все вопросы депутатов, осталось неясным, сможет ли арендатор сформировать собственную управленческую команду взамен нынешней. Депутат Вадим Романовский выразил уверенность, что если арендаторы приведут свои команды (а это, по мнению Романовского, однозначно случится), то предприятия будут для города потеряны. Сначала Максим Громов заверил, что в инвестиционном договоре будет прописано сохранение управленческой команды, однако это вызвало всеобщее удивление. Депутат Лев Грачев заявил, что если нынешняя команда не может сделать предприятия эффективными сейчас, то нет никакого смысла сохранять ее. А если она сохраняется, то какой смысл в передаче имущества в аренду? Депутат Николай Плотников, кстати, изначально выступал за смену руководства предприятий без привлечения арендаторов. После этого Максим Громов заявил, что менеджмент, безусловно, может смениться, но лишь по согласованию с администрацией города. А закончил он пламенной речью, в которой прямо звучало утверждение, что у нынешнего менеджмента «глаз замыленый», а потому и нужен приход людей, которые смогут по-новому взглянуть на управление коммунальными предприятиями. Депутаты не стали допытываться, как согласуются эти противоречивые утверждения, - гораздо больше их интересовало, почему администрация не пожелала привлечь депутатов к обсуждению текста инвестиционного соглашения между администрацией и инвесторами. Максим Громов, однако, дал им понять, что администрация считает это своей прерогативой. «Мы вообще ничего не решаем», - в сердцах бросила Ольга Белолапова. Кто заплатит за модернизацию? Особый интерес вызывает в связи с происходящим вопрос о тарифах. Александр Кузьмичев заверил, что они по-прежнему будут регулироваться региональной службой по тарифам, а потому населению не стоит опасаться необоснованного роста платежей за тепло и водоснабжение. Нужно, однако, заметить, что здесь городскому руководству совместно с РСТ придется искать некий компромисс между интересами населения и инвесторов. Дело в том, что, например, водоснабжение является убыточным для ОАО «Водоканал». Чистая прибыль в 2009 году в размере 29,3 млн рублей сформирована лишь благодаря доходу от оказания услуг по технологическому присоединению. А основная деятельность принесла убыток в 28 млн рублей. Во втором квартале 2010 года денег за технологическое присоединение «Водоканал» не получал, в связи с чем его убыток составил 7,6 млн рублей. Понятно, что инвестор заинтересован в таких тарифах, которые позволят ему извлекать прибыль, а также окупать капитальные вложения. Весьма примечательно, что городские власти, по признанию Вячеслава Сверчкова, уже 5 лет пытаются завлечь на муниципальные предприятия инвесторов, но до сих пор не смогли этого сделать (правда, ранее им предлагались лишь небольшие пакеты акций в собственность, а не аренда всего имущества). А сейчас планируется их найти, добиться инвестиций, да еще и арендной платы в размере не менее 30 млн рублей (столько, по словам Вячеслава Сверчкова, предложил один из претендентов), а в идеале и больше. При этом арендная плата, как и инвестиции, неизбежно будут включены в тариф. Максим Громов, правда, заявил, что «не думает», что это произойдет, однако депутаты с ним не согласились. «Есть риск, что мы не сможем сдержать повышение тарифов», - заявил Николай Плотников. Роман Ефремов, впрочем, считает, что масштабные инвестиционные вложения совершенно необязательно должны привести к росту тарифов. Задача, по его словам, именно в том, чтобы арендатор нашел возможность сократить издержки, и за счет высвободившихся денег осуществлял инвестиционную программу. Он, впрочем, уточнил, что это идеальная схема. Максим Громов, кстати, заверил, что желающие взять в аренду муниципальное имущество уже есть. Заявки подали ОАО «Энергосбыт», «Межрегионтеплоэнерго» (дочерняя структура ОАО «Газпром») и некая малоизвестная московская компания. ОАО «ТГК-6» заявки не подавало, однако, по словам Громова, устно проявляло интерес к возможности аренды. Александр Кузьмичев надеется, что нынешний список претендентов расширится, и среди них появятся компании с иностранным участием. Названую выше арендную плату в размере 30 млн рублей в год за все три предприятия предложило ОАО «Энергосбыт». Интересно, что эта компания уже подготовила инвестиционные проекты, которые хочет предложить на конкурс, хотя о планах передачи имущества в аренду заговорили совсем недавно. Еще в июне, по утверждению Ольги Белолаповой, о планах администрации никто ничего не знал, а все документы, которые должны одобрить депутаты, датируются 5 августа. Максим Громов, однако, объяснил спешку необходимостью успеть до конца года, когда РСТ будет утверждать предельно допустимые тарифы. В противном случае могут возникнуть сложности, связанные с тем, что тарифы будут утверждены для одних организаций, а услуги будут оказывать другие. В администрации надеются, что если все пройдет удачно, то конкурс можно будет провести уже в начале сентября, а договоры с арендаторами заключить в ноябре. Что интересно, в ходе обсуждения депутаты неоднократно подвергали муниципальное руководство (включая законодательную власть) критике: несколько человек поочередно заметили, что передавая имущество в аренду, муниципалитет расписывается в своей неспособности этим имуществом управлять. Максим Громов не стал возражать, отметив лишь, что иных альтернатив на данном этапе не видно, а предлагаемая схема успешно опробована в других российских городах. Комментарий Роман Ефремов, председатель комитета по экономической политике Ивгордумы: - На мой взгляд, сама сдача имущества в аренду разумна и обоснована, поскольку сегодня это оптимальный способ решить проблему долгов и найти средства для инвестиций. А вот степень готовность администрации города к этому и глубина проработки вопроса вызывает обоснованные вопросы у депутатов. Важно, понять, насколько четко администрация пропишет в договорах отношения с арендаторами, и насколько она просчитала все возможные последствия своих решений. Это очень важно, потому что оперативный контроль за соблюдением инвестиционных соглашений будет осуществлять исполнительная власть, а мы можем лишь запрашивать информацию на этот счет, но прямых рычагов влияния у нас нет.
11 Августа 2010, 15:20 +131

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...