Муниципальные фонды: идеи - ваши, а деньги чьи?

Объем продукции сельского хозяйства за 11 месяцев 2004 года составил 6,2 млрд рублей или 90,7% к соответствующему периоду прошлого года. Такие цифры прозвучали на последнем в ушедшем году заседании областной администрации. В целом, по мнению начальника Главного управления экономического развития и торговли Ивановской области Владимира Сокова, экономическая ситуация в агропромышленном комплексе области остается крайне сложной: «Не исключаю, что положение сельского хозяйства может усугубиться с повышением тарифов на коммунальные услуги».

В газетных публикациях, с телеэкрана активно поднимается и обсуждается вопрос, как в России развить и поддержать малый бизнес. Очень часто, когда слушаю эти выступления, думаю о том, насколько оторваны от реальности представления столичных властей о малом бизнесе в провинции: нельзя одними и теми же критериями оценивать работу малых предприятий в Московской области, областных центрах и, например, в Ильинском районе – в частности, в отношении годового денежного оборота какого-либо предпринимателя, а этот показатель очень важен, если предприниматель обращается в банк за кредитом.

Никто не оспаривает, что малый бизнес развивать надо, но реальных шагов в этом направлении делается очень мало.

Государство констатирует, что кризисный барьер в сельском хозяйстве преодолен и наблюдается рост, отчеты областного руководства, часто, также полны оптимизма и свидетельствуют о росте сельскохозяйственного производства. Но реальная ситуация в большинстве районов нашей области далека от картины, преподносимой нашими властителями. Сельское хозяйство в нашей области продолжает сползать в пропасть, и признаки кризиса только усугубляются. И нет ни малейших признаков по внятной и продуманной политике в этой области, как со стороны государства, так и областного руководства.

В 2003 году были созданы три муниципальных фонда (в Кинешемском, Верхнеландеховском и Ильинском районах) - со своими особенностями, адаптированными к условиям конкретных районов. Прошедший - 2004 год показал их целесообразность.

К примеру, на 1 декабря 2004 года за время работы Ильинский муниципальный фонд выдал 83 займа на сумму 2 204 500 рублей, большая их доля – 74 займа выдана владельцам личных подсобных хозяйств на их расширение. По предварительным подсчетам, экономический эффект от вложения 900 000 рублей в виде займов позволил дополнительно произвести 19 430 кг мяса на сумму 1 260 000 рублей, 22 000 литров молока на сумму 148 000 рублей, построено 5 помещений для содержания животных, приобретено 4 трактора, косилка, мотоблок.

Это прямо и косвенно способствовало увеличению поступления налогов в районный, областной и федеральный бюджет. Вдобавок ко всему, помимо увеличения доходов – своих и бюджетных, фонды повышают и занятость населения.

Но есть вещи, которые трудно оценить экономически и выразить в цифрах. Например, сдерживающую роль фонда в оттоке сельских жителей в города. А ведь это одна из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед руководителями большинства районов в области. Ильинский район – не исключение. Распадающиеся хозяйства выбрасывают на биржу труда десятки людей, найти им себе занятие в своем селе или деревне не представляется возможным. На территории нашей области исчезла масса хозяйств, скоро дойдет до того, что в сельхозпредприятиях района совсем исчезнет поголовье коров, а свиней почти все хозяйства давно перевели.

Здесь бы и должны начать действовать муниципальные фонды, дав бывшим работникам колхозов и АОЗТ возможность завести свое личное подсобное хозяйство или его расширить и, тем самым, предотвратить отъезд семей из сел и деревень. Однако возможности фондов ограниченны - сказывается недостаток собственных оборотных средств. Заемщикам приходится ожидать очереди в получении займов в течении месяца, причем, чем дальше, тем более увеличивается этот срок: число заявок растет. А промедление с выдачей займов часто приводит к отказу или переносу сроков реализации бизнес-идей на год, так как сельское хозяйство – «сезонное производство».

Однако с наступлением 2005 года порядок и условия получения бюджетных средств муниципальными фондами изменился, в результате чего они будут лишены возможности пополнения собственных оборотных средств.

Этой публикацией мне хочется сказать, что для многих наших районов, а особенно для сельскохозяйственных, малый бизнес – сфера деятельности для производства и переработки сельскохозяйственной продукции и рабочие места на селе. Нужно направить все усилия и создать такие условия, чтобы образовалось как можно больше крепких личных подсобных и фермерских хозяйств, которые в дальнейшем будут давать налоговые поступления в местный бюджет и служить альтернативой развалившимся хозяйствам. Движущей силой в создании таких личных подсобных, фермерских хозяйств, вполне могут послужить созданные муниципальные фонды.

Сергей Васютинский,

директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства и

сельского развития Ильинского района

А. Каталов: «Выстраивается финансовая вертикаль»

«Рецепты» пополнения оборотных средств фондов поддержки малого предпринимательства

Директор Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства Алексей Каталов

Об оборотных средствах

- Изначально запланировано, что муниципальные фонды должны быть самостоятельными единицами, работающими на хозрасчете. Первое время было трудно справляться с этой задачей, со временем мы, что называется, «раскрутились». Я считаю, что муниципальные фонды должны не только получать бюджетные средства, но и зарабатывать деньги самостоятельно.

Конечно, проблема оборотных средств существует, тем более, что спрос на деньги со стороны предпринимателей был, есть и будет всегда. Однако для пополнения оборотных средств мы используем не только бюджетные деньги, но и привлекаем средства из других источников.

В отношении бюджетных ассигнований проблема оборотных средств должна решаться на паритетных началах. Муниципалитеты, пусть даже в скудных и дотационных бюджетах, должны предусматривать хоть какие-то средства на развитие бизнеса. В таком случае и деньги на поддержку малого предпринимательства будут поступать и из областного бюджета. Это условие не закреплено законодательно, но такова сложившаяся практика.

Сейчас выстраивается четкая вертикаль финансирования фондов, начиная с федерального бюджета. Если, допустим, Ивановская область предусмотрела в своем бюджете 6 млн рублей на реализацию программы по поддержке малого предпринимательства, то и федеральный бюджет предоставит региону такую же сумму. На данный момент на федеральном уровне разрабатывается программа финансирования бизнес-инкубаторов и микрокредитования, экспортно-ориентированных товаров и инновационных технологий. Планируется, что в наступившем году эти 4 направления профинансирует федеральный бюджет в размере 1,5 млрд рублей для всей России. Поэтому и мы на областном уровне начали очень активно работать в этом направлении – выстраивать вертикаль с условием финансирования на паритетных началах. В Фурманове на базе местного фонда создается бизнес-инкубатор. Мы предполагаем на его создание привлечь средства и из федерального бюджета. Главное - не стоять на месте.

На этом наша работа с источниками финансирования не заканчивается. В прошлом году, к примеру, только из федерального фонда поддержки малого предпринимательства в областной фонд мы привлекли дополнительно 2 млн рублей. Конечно, «рецепты» пополнения оборотных средств фонда – это дальнейшая эффективная работа с предпринимателями.

К примеру, в этом году в областном бюджете на поддержку личного подсобного хозяйства (ЛПХ) предусмотрено 5 млн. рублей. Однако эти средства не могут быть переданы в муниципальный фонд напрямую, поскольку это бюджеты разного уровня. После переговоров с губернатором, было решено, что средства, которые были предусмотрены для поддержки личного подсобного хозяйства, будут перечисляться в областной фонд, а отсюда – уже в муниципальные в качестве долгосрочных льготных займов. Эти деньги мы будем выдавать муниципальным фондам под 3% годовых под муниципальные гарантии, т.е. для ЛПХ, с учетом процентных ставок фондов, будут выделяться займы под 16% годовых. Совместно с управлением сельского хозяйства Ивановской области мы определяем объемы финансирования по каждому муниципальному образованию исходя из потребностей и возможностей района.

О включении личного подсобного хозяйства в понятие «субъект малого предпринимательства»

- Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства внес предложение о расширении ст.1 (о субъектах малого предпринимательства) в областной закон «О поддержке малого предпринимательства». Мы предлагаем включить в понятие субъекта малого предпринимательства личное подсобное хозяйство. На наш взгляд, два этих понятия надо приравнять. Если депутаты примут положительное решение по этому вопросу, возникнет правовое поле для льготного финансирования – предоставления займов для личного подсобного хозяйства.

Я считаю, что вопрос финансирования сельского хозяйства на сегодняшний день весьма актуален особенно в отдаленных районах области. Ни для кого не секрет, что сама система сельского хозяйства оказалась практически разрушенной, что повлекло за собой и безработицу на селе и отток дееспособных жителей на заработки в соседние области. Личное подсобное хозяйство в такой ситуации может и должно стать средством заработать сельским предпринимателям.

А. Смирнов: «Фонды – испытательные площадки для кредитных операций»

Начальник управления экономики и прогнозирования Александр Смирнов

дает свои «рецепты» пополнения оборотных средств фонда:

- «Рецепты», на самом деле, стандартные. Оборотные средства муниципальных фондов могут быть накоплены за счет ряда источников. Это, прежде всего, кредитование самого фонда в коммерческих банках, но поскольку фонды, о которых мы говорим, –муниципальные, речь может идти о поддержке в виде муниципальных гарантий и субсидировании ставок по займам, которые выдает фонд.

Второй источник – поддержка со стороны муниципальных и областного бюджетов. Я имею в виду стартовую поддержку, а не постоянное дотирование, которое существовало все это время. Беда наших фондов, не только муниципальных, но и областного, в том, что создавая их, не было достаточных средств на старте. Хотя в начале пути любая организация требует капитальных расходов, стартовый оборотный капитал должен быть достаточным, чтобы потом фонд был самоокупаемым и экономически эффективным.

Кроме того, муниципальный фонд может быть своеобразной испытательной площадкой для различных кредитных операций. Если вообще говорить о предназначении муниципальных фондов, то это некий центр, в котором сосредотачиваются ресурсы для малого предпринимательства. Кредитные ресурсы коммерческого банка, как правило, недоступны, скажем, для предпринимателя из Ильинского района, потому что нормативы банковского законодательства в кредитной части весьма жесткие – это и завышенные требования к кредитной истории и залоговому обеспечению. Но такова реальность. А поэтому в ближайшие годы муниципальные фонды, по идее, – это реальная альтернатива для кредитования малого бизнеса. Если когда-нибудь банковский сектор придет в районы и в достаточной степени будет открыт для малых предпринимателей, у муниципальных фондов возникнут другие задачи. Они могут стать информационными, консалтинговыми центрами. Если уйдет кредитная составляющая работы муниципальных фондов, он, вероятно, сможет выполнять функции гаранта по кредитам малому бизнесу.

25 Января 2005, 13:19 +41

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...