Муниципалы выпали из окна

Новая система оказания государственных услуг вызывает множество вопросов

Владислав Волотко, Анна Семенова

На государственном уровне официально объявлено о том, что с 1 октября в России начала функционировать так называемая система одного окна, о которой говорили на протяжении последних десяти лет. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что окно не совсем одно, да и приоткрыто оно лишь частично.  

«Одно окно» - название, конечно, метафорическое. Гражданам и организациям по-прежнему нужно обращаться в разные ведомства, предоставляющие необходимые им услуги. Однако главной особенностью новой системы является то, что ведомства более не могут отправлять людей за справками, разрешениями и согласованиями в другие административные учреждения. Теперь все органы власти должны самостоятельно обмениваться необходимой им информацией (это называется системой межведомственного взаимодействия). Документооборот будет происходить в электронной форме, то есть запрос посылается по закрытым каналам связи через интернет, и таким же образом на этот запрос приходит ответ. Заказчику услуги придется нести самостоятельно лишь те документы, которые не могут быть переданы по запросу других официальных структур (например, если в них содержатся сведения, составляющие врачебную тайну и т.п.).  

Понятие «одно окно», впрочем, наполняется более конкретным содержанием для тех, кто привык активно пользоваться интернетом. Заявления на все госуслуги можно подать в электронной форме через интернет-портал www.gosuslugi.ru (там же содержится и полный перечень всех тех услуг, которые можно получить в госучреждениях через «одно окно»). При этом понадобится ввести страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России или же обзавестись электронной подписью. Видимо, для большинства граждан это сложно: опрошенные нами руководители различных учреждений сообщили, что за минувшую неделю все обращения делались в традиционной форме – через подачу письменного заявления. Выяснилось, однако, что даже более продвинутые представители коммерческих структур, для которых электронная подпись уже стала обыденным делом, не в состоянии воспользоваться порталом. Как рассказали в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново, система электронных подписей на портале попросту не работает. Это автоматически отсекает от портала все юридические лица (физических лиц можно идентифицировать по СНИЛС). В итоге даже отправляя заявление в электронной форме, представители бизнес-структур вынуждены затем приносить это же заявление в письменном виде. Как заверили в инспекции, в этом случае датой подачи заявления считается дата отправки электронной версии.

В федеральном правительстве уверены, что внедрение системы межведомственного взаимодействия сильно облегчит жизнь обычных граждан и представителей бизнеса. В 2010 году россияне обратились за различными госуслугами 81 млн раз, при этом им пришлось получить 560 млн различных справок. Нетрудно подсчитать, что в среднем каждому обратившемуся к чиновникам пришлось получить почти 7 справок у других чиновников. Чтобы наладить межведомственное взаимодействие, государство потратило 10 лет – работа была начата еще правительством Михаила Касьянова. Стоимость работ, по данным федеральных СМИ, составила 20 млрд рублей. Теперь в Минэкономразвития ожидают, что новая система позволит экономить 1 млрд рублей в год за счет сокращения расходов на бюрократию, которая выдает те самые 560 млн справок.

Оказалось, впрочем, что на практике не все так радужно, как в официальных пресс-релизах. Во-первых, государственные органы неспособны оказывать весьма обширный перечень госуслуг без получения информации от муниципальных ведомств и органов власти субъектов федерации. Однако муниципальные и региональные ведомства вообще не включены в систему межведомственного взаимодействия. «Дело в том, что возникла своего рода коллизия: государственные структуры оказывают услуги через систему «одного окна» с 1 октября 2011 года, а муниципальные и региональные власти – с 1 июля 2012 года, - рассказывает заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Ивановской области Михаил Болдин. – Таким образом, мы не можем наладить межведомственное взаимодействие между всеми этими структурами. В связи с этим работа через «одно окно» по ряду направлений пока что невозможна. Мы, например, не готовы принимать заявления на распоряжение средствами материнского капитала, потому что в числе прочего там может понадобиться разрешение на строительство, которое выдает муниципалитет. Поэтому мы вынуждены ждать 1 июля». Аналогичная ситуация сложилась во многих госструктурах, в связи с чем для получения значительного количества услуг граждане и представители юридических лиц по-прежнему вынуждены проходить множество коридоров.

На сложности, сопряженные с внедрением системы, жалуются и в других ведомствах. Заместитель начальника отдела внедрения и функционирования ИМТС центра информационных технологий, связи и защиты информации УМВД РФ по Ивановской области Владимир Фролов рассказывает, что из-за того, что на федеральном уровне было принято решение форсировать внедрение системы «одного окна», сотрудникам их подразделения приходилось работать по 12 часов в сутки. При этом из 49 услуг, которые должны оказываться органами внутренних дел, через «одно окно» сегодня оказывается лишь 11. Это услуги по регистрации транспортных средств, заключение договоров на услуги вневедомственной охраны, выдача разрешений на приобретение газового и сигнального оружия, подача заявлений о преступлении. Выдача через «одно окно» многочисленных разрешений и лицензий пока что невозможна. «Пока что внедрены в основном те услуги, которые уже частично оказывались ранее, то есть еще до 1 октября - говорит Владимир Фролов. – Фактически, сейчас отрабатывается функционирование всей этой системы. Нам самим еще нужно ко всему этому привыкнуть. Проект Особое Мнение проводит социологические и маркетинговые исследования в интернет сообществе. Платные интернет опросы предназначены для жителей России , Украины, Казахстана, Литвы, Латвии и Эстонии. Набрав минимальную сумму для вывода, вы можете перевести ее на телефон или WM- кошелек. Думаю, что если бы потребовалось внедрить оказание через «одно окно» всего спектра госуслуг разом, просто наступил бы коллапс». Фролов заверил, что поэтапное внедрение услуг регламентировано федеральным законодательством, и все остальные услуги тоже будут оказываться со временем. Назвать точную дату, когда это произойдет, он затруднился.

Есть претензии к новой системе и у юристов. Они обращают внимание, что законодательство не предусматривает сколько-нибудь серьезного наказания для чиновников, которые могут необоснованно потребовать у граждан дополнительно предоставить те или иные документы. В отсутствие такого наказания хваленая система может оказаться громким пшиком.   

 Комментарии:

 Владимир Девочкин, руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Ивановской области:

- Мы готовы оказывать все те услуги, которые перечислены на сайте гоуслуг, в полном объеме. Пока что обращений в рамках системы «одного окна» к нам не поступало, но это неудивительно: мы занимаемся лишь регистрацией СМИ, тогда как выдачей лицензий и другими важными вопросами ведает федеральный центр. Поэтому к нам и так обращаются не каждый день.

Хотел бы отметить, что массовая востребованность оказания услуг «в электронной форме» возможна лишь со временем. Дело в том, что для получения этих услуг необходимо обзавестись электронной подписью. Это, в общем-то, несложно и недорого, но пока что далеко не все разобрались, что это такое и как этим пользоваться. Пока у вас нет электронной подписи, вам все равно придется предоставлять бумажную документацию. Темпы распространения электронных подписей зависят лишь от самих граждан.  

 Наталья Кузьмина, начальник управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области:

- В рамках системы оказания госуслуг региональное управление оказывает лишь одну услугу – это предоставление информации о зарегистрированных некоммерческих организациях. Причем получателями этой информации являются обычно другие госструктуры. Мы оказываем эту услугу через интернет-портал Минюста не с 1 октября, а еще с января. Должна, однако, заметить, что за все это время ни одного обращения по Ивановской области через интернет не поступало. Те, кто к нам обращаются, продолжают запрашивать информацию по старинке.  

 Михаил Болдин, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Ивановской области:

- В настоящее время мы в полном объеме оказываем услуги по информированию граждан о состоянии их пенсионных счетов, принимаем анкеты для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заявления на выбор инвестиционного портфеля или перехода  в негосударственный пенсионный фонд. Мы также принимаем от юридических лиц документацию, касающуюся уплаты страховых взносов и др. Все, обратившиеся к нам за одной из этих услуг, могут быть уверены, что их не пошлют ни за какими дополнительными справками в другие государственные ведомства. Закон диктует нам весьма жесткие условия на этот счет: даже если мы в силу каких-то причин не наладили необходимое межведомственное взаимодействие, это наша проблема. То есть мы должны решать этот вопрос любым способом, а не перекладывать его решение на плечи граждан и требовать у них дополнительные документы.

Вместе с тем, остается перечень услуг, которые мы оказывать не способны. Это те услуги, в рамках оказания которых нам требуются документы от органов власти субъекта федерации или же от муниципальных ведомств. Зато после 1 июля 212 года, когда все органы власти войдут в систему межведомственного взаимдоействия, мы сможем оказывать весь спектр услуг, которые должен оказывать ПФР в соответствии с действующим законодательством.

 

23 Октября 2011, 12:55 +302

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...