Мужчина, который ткет

Позволить себе приобрести гобелен или шпалеру, что одно и тоже, в средние века могли только члены королевской семьи и самые состоятельные вельможи. И сегодня купить тканое произведение могут не многие: не только из-за достаточно высокой стоимости гобеленов, но и потому, что интерес к этому виду искусства переживает очередной спад. В нашем городе есть только один художник, который хранит верность гобелену многие годы. Но зато какой! Работы Владимира Мухина – шедевры современного ткачества. - Вы сразу стали художником, который ткет? <\b> - С 1976 года стал пробовать. До этого немного занимался живописью и много графикой. Потом попалась перепечатка с журнала, где прибалтийская художница рассказывала, как нужно делать гобелен. Эта перепечатка и стала моей «школой», так что я доморощенный мастер. - Ваши работы не назовешь непрофессиональными: в них высокое мастерство, философия, юмор, интересный сюжет... <\b> - Создание европейских старинных гобеленов начиналось с философа, который развивал свои идеи заказчику, потом поэт облекал эти идеи в поэтическую форму, художник создавал по произведению картину, картонщик делал картон (эскиз в полную величину работы), и только затем мастера ткали... Мне близко это. В советское время гобелен имел декоративное назначение. В разгар его популярности было много экспериментов, и все, что можно было гнуть, использовали для создания гобелена. Я тоже пробовал экспериментировать с фактурой, уходить из плоскости и т.д. Потом прискучила эта парадность и декоративность, гладкое ткачество без «наворотов» и фигуративное искусство уже много лет позволяет мне высказаться как автору. - Когда-то на создание шпалер уходили года. Сколько времени вы тратите на свои произведения? <\b> - Само ткачество занимает в среднем 1,5 месяца. Хотя каждая работа складывается по-разному: если считать от белого листа, на котором появляется эскиз, то времени на создание гобелена уходит больше. Одна идея появляется мгновенно, другая вынашивается несколько месяцев. Но больше четырех работ в год не получается. - За время работы у вас появились фирменные технические приемы, ноу-хау? <\b> - Поскольку я до всего доходил сам, для меня вся работа ноу-хау. То, что подмечают другие художники в моих работах, - я тку в разных направлениях. Видимо, это и есть особенность моей техники. Иногда меня просят сделать то же самое, но в живописи. Однако это невозможно, ведь у этих искусств разные законы, свой язык. - В чем кардинальное отличие современного гобелена от классики? <\b> - Во-первых, плотность. Если в моей работе на один квадратный сантиметр приходится три нити основы, то в средневековье было 10. Тогда мастера-гобеленщики были виртуозны, но они стали копировать живопись, и жанр исчерпал себя. Самостоятельное звучание гобелену вернул французский художник Люрса в начале 20 века. Абстракция в шпалерах – тоже признак нашего времени. - Как вы относитесь к работе на заказ? <\b> - У нее есть только одно достоинство – за нее хорошо платят. Но при видимой свободе существует масса ограничений, которые мешают художнику. Мысль, что произведение может не понравиться, тяготеет, хотя такого ни разу не было. Художники на самом деле – самые большие эгоисты, они творят для себя. Если процесс тебя не захватывает, то и заниматься этим не будешь. - А к тому, что современный художник должен быть менеджером, который сам продает свои работы? <\b> - Плохо отношусь. Мало родиться художником, надо еще быть менеджером! Но ведь и хорошим менеджером надо родиться, а плохой - ничего не продаст. Я, наверное, плохой менеджер, но у меня никогда не было цели все продать – я жил и живу не за счет гобелена. К тому же я никогда не гнался за богатством. Возможно, мои работы покупали бы чаще, но отдавать гобелены за бесценок не буду. - Говорят, что мода на гобелен возвращается... <\b> - Это скорее на Западе. Беда современного российского гобелена в его невостребованности. Даже в Москве низкий спрос на гобелен не позволяет развернуться столичным мастерам. Год назад нас, гобеленщиков России, собирали, в Доме творчества под Москвой – обсудить ситуацию с гобеленом в стране. Современные архитектурно-дизайнерские тенденции почему-то обходят гобелен своим вниманием. В журналах представлены интерьеры, в которых царит скульптура, стекло, живопись, но не тканые вещи. Соответственный вкус формируется у заказчиков – они не видят гобелен частью своего пространства. Раньше гобелен был нужен в «парадных» местах, теперь только личный интерес стимулирует его появление, а он мизерный. Поэтому гобеленщики в России не могут себе позволить заниматься только этим видом искусства, они делают что-то еще. - Велик ли круг тех, кто интересуется гобеленом в Иванове? <\b> - Вообще круг тех, кто интересуется искусством, у нас невелик и постоянен. В нашем городе нет такого ритуала, как, например, у столичных жителей: зайти на новую выставку, посмотреть пусть даже не знакомого художника, потусоваться. В Союзе художника пытались подсчитать, сколько людей посещает наши выставки – получилось примерно одно число. Только экспозиция «Ню» вызвала больший интерес… Многие состоятельные заказчики даже не знают, где находится Дом художников. Психология клиентов такова, что они лучше отдадут деньги (и немалые) за витраж в двери – он все же элемент интерьера. А без тканой картины можно обойтись. Хотя в городе есть дома, где «живет» 2, 4 и даже 6 моих гобеленов. - В чем, на ваш взгляд, преимущество тканых картин перед живописью, графикой? <\b> - Мне кажется, что живописная картина отражает взгляд, позволяя быстро «считать» со своей поверхности информацию. А в «теплой» поверхности гобелена взгляд «тонет», позволяя долго рассматривать произведение. Его даже можно погладить рукой, чтобы получить часть энергетики автора. Возможно, я не прав, но я так чувствую. - Есть ли у него «слабые стороны»? <\b> - Может, материал не вечен… Хотя в музеях хранятся образцы 14 века. Мои первые работы тоже до сих пор в отличной форме. Для того, кто любит гобелен, слабых сторон нет. Татьяна Хейфец Владимир Мухин получил специальность промышленного дизайнера. Занимался и занимается разными видами творчества: ему подвластны рельефы, мозаика, витражи, монументальная роспись, автолитография, компьютерная графика, оформление интерьеров и т.д. Член Союза художников РФ, Заслуженный художник России. Награжден Серебряной медалью Российской академии художеств. Выставляется на крупных российских выставках, участвует во всех проектах Ивановского СХ. Работа над гобеленом состоит из нескольких этапов: сначала выполняется небольшой эскиз в цвете, затем готовится картон (так называется лист бумаги, на котором работа отражена в реальном масштабе), он устанавливается на станке с натянутыми нитями основы, после чего начинается ручное ткачество. Гобелены Мухина тяготеют к одному формату – 90х90, он удобен для работы, его легче разместить в помещении. Хотя масштабные вещи метра на четыре тоже были в практике автора. Процесс перехода от декоративности к сюжету в гобелене для Владимира Мухина случился «вдруг и сразу». Его искусство поменяло свое направление после посещения художником творческой дачи на Байкале в 1989 году. Зритель, любующийся полотнами Мухина, обычно находит уйму смыслов в его работах: необычные сюжеты и эффектные названия располагают к фантазии и раскручиванию клубка ассоциаций. Сам автор не всегда идет от темы, иногда, он просто играет с образами и линиями. Вдохновить способен силуэт, эксперименты на компьютере, впечатление, полученное на природе. Одна из самых запоминающихся работ – «Похищение Европы» - выполнялась в четырех вариантах, и только одна осталась у автора. Работа над ошибками в гобелене исключена, поэтому мозг художника работает так, чтобы сразу все сделать правильно. Тонкое чувство цвета (нередко нити приходится красить самому) и композиции позволяет Мухину создавать картины, достойные самого изысканного интерьера. А сам процесс ручного ткачества дарит этим вещам очарование на многие годы. <\i>
30 Января 2006, 18:34 +176

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...