Мужество: национальный аспект

Что такое «настоящий мужчина» для представителей разных национальностей

Марина Москалева Представления о том, каким должен быть настоящий мужчина, менялись с течением времени: трудно сегодня требовать от мужчины, чтобы он был таким же как его предок – воин и многодетный отец. Были и остаются различия в представлениях в разных социальных слоях: рыцарь сражался на турнире с именем прекрасной дамы на устах, крестьянин мог засветить в глаз сопернику за соседскую дочь. Так что неудивительно, что и у разных народов представления о мужественности отличаются. А поскольку живем мы в городе мультикультурном, это влияет и на нас. Как? Это решили выяснить ученые Ивановского центра гендерных исследований.   «Мы периодически обращаемся к нашей теме «Маскулинность в провинциальном городе», - говорит директор ивановского центра гендерных исследований Ольга Шнырова («маскулинность» - это мужественность – М.М.) - И на сей раз, поскольку у нас город интернациональных традиций и в университете возрастает количество этнических групп, мы решили обратиться к национальным особенностям восприятия мужественности». В рамках исследования было проведено несколько обсуждений в фокус-группах из русских юношей и девушек, а также из юношей и девушек из мигрантских сообществ (армяне, дагестанцы, лезгины, азербайджанцы, таджики, иранцы, афганцы). Маскулинность «у них» Несмотря на то, что компания юношей в многонациональной фокус-группе оказалась достаточно пестрой, в принципе, как подчеркивает Ольга Шнырова, все они – из традиционных обществ. Поэтому в восприятии понятия «настоящий мужчина» у них оказалось очень много общего. «Юноша в традиционном обществе воспитывается в соответствии с понятием долга, - говорит Ольга Шнырова. - Мужчина всегда должен: сначала учиться (причем часто профессию выбирает семья), потом работать (там, куда семья пошлет). Чаще всего мальчик идет по стопам других родственников мужского пола (тут речь, как правило, о крупных многопоколенческих семьях с большими связями) – поступает на работу, входит в семейный бизнес. Но он может выступать и первопроходцем, получив престижную профессию, которая в дальнейшем будет способствовать повышению статуса семьи. Если принято такое решение, семья (можно даже сказать, род) вкладывается в его образование в расчете на то, что он закрепится в новой сфере, и по его стопам пойдут другие мальчики. То есть он будет тем «крючком», с помощью которого семья выберется на другой статусный уровень». Соответственно, долг мужчины распространяется и на его личную жизнь. Брак – это соглашение между семьями юноши и девушки. Причем личные качества девушки – дело второе. Главное, чтобы она была из хорошей семьи. «Интересно, что ни у юношей, ни у девушек это не вызывает никакого отторжения, - отмечает Ольга Шнырова. – На вопрос «А вдруг невеста вам не понравится?» юноши реагируют с удивлением: «Как она может мне не понравиться, если ее выберет мама? Мама же мне плохого не пожелает!» Когда я начала спрашивать, что было бы, если бы вы встретили большую любовь, они отвечали: «Не дай Бог!». Любовь расценивается как трагедия… «Ну, а если все-таки встретится ?». «Тогда постараюсь подавить в себе любовь». «А если не получится?». «Тогда  женюсь, и девушка примет мою культуру». Но, видимо, так получается не всегда, и межкультурные разногласия приводят к тому, что такие браки распадаются. У нас на фокус-группу приходило несколько девушек из семей, родители которых развелись. В целом установка такая: нужно бороться со своим сердцем и жить, выполняя свой долг. Как видите, вариант межэтнического брака почти исключен». Хотя, конечно, представления выходцев из сел и из больших городов заметно отличаются друг от друга. Те, кто вырос в мегаполисе, более открыты для общения с представителями других национальностей. А что же девушки? Девушки, как показали обсуждение в фокус-группах и интервью, тоже более склонны к бракам с представителями своей национальности. «Девушки (например, армянки) говорят так: «Если я выйду замуж за человека своей национальности, я буду на сто процентов знать, что меня ждет: что муж будет заботиться обо мне и детях, и если со мной что-то случится, он меня не бросит. Пусть даже это будет брак без любви, я научусь любить мужа. А если я выйду замуж за русского, у меня нет никаких гарантий», - рассказывает Ольга Шнырова. – Их вывод: любовь – вещь приходящая, а семья – это надолго. Так что молодежь к этому вопросу подходит очень рационально. Из претензий к русским мужчинам – то, что они в меньшей степени привержены традициям, что у них меньше ответственности перед семьей, легче отношение к детям. И как следствие – больше разводов». Даже у русских девушек в ходе обсуждения звучали такие высказывания: «Я бы не хотела выходить замуж за человека другой национальности, но я смотрю на то, как они живут, и вижу в этом много плюсов». У нас А что же происходит с представлениями о мужественности и о настоящем мужчине в русских семьях? «Нельзя сказать, чтобы общество в Иванове было бы слишком уж модернизированным, но все же оно ближе к европейским ценностям», - отмечает Ольга Шнырова. Как показали исследования, стандарты «настоящего мужчины» в различных социальных группах не совпадают. Исследователи обнаружили в ивановском социуме проявление следующих видов мужественности. Советская маскулинность: она свойственна выходцам из семей служащих, преподавателей, врачей, где работают оба родителя. И отношения в этом случае строятся примерно так же, как пелось в одной старой песне: «Папа в доме, конечно, главный, если мамы случайно нет…». Бизнес-маскулинность: это взгляд на мир, характерный для семейств предпринимателей. Здесь муж рассматривается как кормилец, а идеальная «ячейка общества» понимается как традиционная семья, в которой папа зарабатывает, а мама занимается воспитанием детей. Сельская маскулинность: для ее изучения Центр гендерных исследований проводил опросы студентов Сельхозакадемии. «Выяснилось, что они тоже в значительно большей степени традиционалисты, чем жители города, - констатирует Ольга Шнырова. –  Муж в их понимании – это кормилец, основа семьи. Он должен послужить в армии (это своего рода обряд инициации), повидать мир, прежде чем осесть на земле. Правда, некоторые из опрошенных мужчин написали, что если жена будет не права, можно ее и «поучить»». Военная маскулинность: общий смысл понятия ясен. Но специально она пока не изучалась.  В целом, как и предполагали исследователи, представления о мужественности и женственности формируются в семье. Чаще всего дети берут родительскую семью за образец, но бывает и наоборот, когда они решительно заявляют: у меня все будет не так. Причем часто идеал смещается в сторону традиционных ценностей. «Вообще, общество сейчас испытывает большое влияние традиции, - отмечает Ольга Шнырова. - Прессинг идет отовсюду. Во-первых, в Россию, да и в Европу приезжает все больше мусульман. И хотя живут они относительно закрыто, мы видим их пример. Во-вторых, усиливается влияние церкви. Появляются и молодежные движения в защиту традиционных ценностей (например, против абортов, за сохранение невинности до брака и т.д.) А в-третьих, в обществе включаются механизмы самозащиты. В частности, желание иметь больше детей многие объясняют тем, что «русских людей должно быть много». Похожие настроения характерны и для Европы: например в прошлом году в Великобритании я обратила внимание на большое количество семей с тремя детьми. Раньше такого не было».  
13 Марта 2014, 13:53 +348

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...