На чем стоим?

Проверка проводились в органах местного самоуправления области, управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (управление Роснедвижимости) по Ивановской области и его территориальных отделах, ФГУ «Земельная кадастровая палата по Ивановской области». В рамках проверки сотрудники прокуратуры изучили все материалы о предоставлении земельных участков в 2004-2006 годах и выборочно проверили, используются ли выделенные участки по назначению. Прокуратура установила, что за последние два с половиной года на территории области предоставлено свыше 10 тысяч земельных участков, из них около 3 тысяч участков – под застройку. Проверка показала: нарушений – масса, причем самых разных. Земельные правоотношения По закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный земельный контроль за использованием земель должен осуществляться органами местного самоуправления (или уполномоченными ими органами) и регламентироваться нормативными правовыми актами самих муниципий. Как раз этих-то правовых актов во многих муниципальных образованиях до сих пор нет, а, следовательно, нет и муниципального земельного контроля. Подобные нарушения выявлены в Верхнеландеховском, Заволжском, Комсомольском, Лежневском, Пестяковском, Родниковском, Юрьевецком, Ильинском, Тейковском муниципальных районах и в самом Тейкове. По всем фактам прокуратура внесла представления об устранении нарушений земельного законодательства и потребовала от руководства муниципий принять-таки необходимые нормативные документы. Предоставление участков Комсомольский район. Прокуратура района установила, что районная администрация, заключая договоры аренды земельных участков, нарушала требования Земельного кодекса РФ. По закону договор должен заключаться в недельный срок после проведения землеустройства выделяемого участка. Землеустройство – обязательная процедура, причем кадастровая карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием «сведений государственного земельного кадастра, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании». Власти Комсомольского района заключали договоры аренды участков без межевания, без определения границ земельного участка на местности, и, соответственно, без кадастровой карты участка. Поскольку заключенные без проведения этих процедур договоры аренды не соответствовали закону, прокуратура направила в суд 2 исковых заявления о признании сделок ничтожными. Похожие нарушения выявлены прокуратурой Юрьевецкого, Приволжского района, Фурмановской межрайонной прокуратурой. ВГаврилово-Посадском районе администрация заключала договоры аренды земельных участков без постановления главы администрации о предоставлении этих участков. И наоборот – предоставляя участок постановлением, не заключала соответствующие договоры. Главе района внесены представления об устранении нарушений земельного законодательства. Нарушением закона признана и передача в 2005 году управлению «Ивавтодор» земельного участка для строительства и обслуживания автомобильной дороги общего пользования «Скомово-Беляницино»: при этом не был соблюден порядок перевода участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики и транспорта. Вичуга. При проверке договоров аренды земельных участков прокуратура установила, что в пяти договорах, заключенных комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Вичуга с индивидуальными предпринимателями, в нарушение закона отсутствуют кадастровые номера предоставляемых земельных участков (проще говоря, нет данных, позволяющих идентифицировать участок). Между тем, это может послужить поводом для признания таких сделок недействительными, и прокуратура даже подготовила соответствующие проекты исковых заявлений в арбитражный суд. Ивановский район и Кохма. Прокуратура установила, что практически все договоры аренды земельных участков, заключенные администрациями городского округа Кохма и Ивановского муниципального района с гражданами и юридическими лицами на неопределенный срок, не направлялись для государственной регистрации. Между тем, регистрации не подлежат только договоры, заключенные на срок менее года. В нарушение Земельного кодекса администрация района, по мнению прокуратуры, не принимала мер по информированию населения о предоставлении земельных участков для строительства. Кроме того, в районе «в установленном порядке не формируется состав комиссии, утверждающей акт выбора земельного участка, не принимается мер к определению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за такое подключение». В итоге руководителям администраций Кохмы и Ивановского района внесены представления прокуратуры об устранении нарушений законодательства. Использование участков Прокуратура Юрьевецкого района выявила факты использования земельных участков без надлежащего оформления правоустанавливающих документов на землю. Оказалось, что земли сельхозназначения, принадлежащие колхозу «Волга», используются администрацией Елнатского сельского поселения как полигон для складирования производственных и бытовых отходов. Между тем, власти поселения не располагали документами, дающими право именно так использовать эту землю. В отношении главы поселения возбуждено дело об административном правонарушении. Подобные дела возбуждены и в отношении двух юрьевецких предпринимателей, которые используют земельные участки, где расположены их торговые точки, без полного пакета правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи не прошли госрегистрацию, отсутствуют свидетельства о правах на земельные участки). Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Южского района, где возбуждено 4 дела об административных правонарушениях. Прокуратура Лежневского района возбудила административные дела в отношении руководителей 2 сельхозпредприятий, потому что те… никак не использовали земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства (такое право предусматривает Земельный кодекс). А шуйская межрайонная прокуратура направила в суд два заявления о принудительном изъятии земельных участков у граждан, которые длительное время не используют их по целевому назначению. Иваново Земельный контроль. Наиболее показательными стали итоги проверки, которая коснулась областного центра. Проверяя соблюдение законности при предоставлении и использовании земельных участков в областном центре, прокуратура истребовала информацию о количестве, местонахождении земельных участков и контроле за их использованием в Управлении ФСБ России по Ивановской области, ивановской мэрии, управлении Роснедвижимости по Ивановской области и ФГУ «Кадастровая палата Ивановской области». Также были проверены свыше 150 дел о предоставлении земельных участков для строительства в управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Иванова. Прокуратура установила, что все земельные участки для строительства в период с 2004 года по июнь 2006 года предоставлены с предварительным согласованием мест размещения объектов. Правда, аукционов по продаже земельных участков (как и по продаже права на заключение договоров их аренды) в Иванове не проводилось. В основном, земельные участки на территории города предоставлялись под существующими объектами недвижимости, а также под застройку. Большое количество участков предоставлено под размещение гаражей. В ходе проверки сотрудники прокуратуры пришли к выводу, что по большей части действия администрации г. Иванова соответствуют требованиям федерального законодательства. Но без нарушений – особенно доставшихся нынешней команде в «наследство» от предшественников – в мэрии все-таки не обошлось. В горадминистрации функции муниципального контроля за использованием и охраной земель с 2002 года были возложены на управление архитектуры и градостроительства, а в настоящее время переданы городскому комитету по управлению имуществом. Вывод прокуратуры по итогам проверки неутешителен: «муниципальный земельный контроль… на территории областного центра на протяжении нескольких лет фактически не осуществлялся». Поскольку никакого контроля не было, информацией об общем количестве участков, предоставленных городом в 2004-2006 годах, и участков, которые в настоящее время никак не используются, чиновники ивановской мэрии не обладают. Как выяснилось в ходе проверки, в управлении архитектуры отсутствует и информация о том, как используются земельные участки, выделенные под застройку. Один из главных вопросов, который интересовал проверяющих: осуществляется ли контроль за тем, чтобы после издания постановлений о предварительном согласовании мест размещения объектов земельные участки были правильно оформлены и предоставлены для строительства? Оказалось – нет. Постановления о предварительном согласовании действуют в течение трех лет и, если заинтересованное лицо за это время в мэрию для дальнейшего оформления земли не обратилось, просто утрачивают силу. Проверка показала, что в управлении архитектуры и градостроительства, комитете по управлению имуществом и управлении по работе с населением и документационному обеспечению администрации города (подразделениях, отвечающих за подготовку документов о предоставлении земельных участков для строительства) расходятся данные о количестве земельных участков под строительство, в частности, многоквартирных жилых домов. Причиной тому стали недостаточная координация в работе структурных подразделений мэрии, уверены в прокуратуре, и не отлаженный документооборот, из-за которого, к примеру, в находящихся в управлении архитектуры и градостроительства делах о предоставлении участков зачастую отсутствуют документы, свидетельствующие о фактической передаче земельного участка. По закону органы госвласти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков обязаны подавать в органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы и документ о межевании земельных участков. Прокуратура сопоставила информацию администрации г. Иванова с данными государственного земельного кадастра и государственного фонда данных Управления Роснедвижимости по Ивановской области. Как выяснилось, по целому ряду земельных участков сведения и необходимые документы в Роснедвижимости… отсутствуют, в большинстве случаев имеется только постановление о предварительном согласовании места размещения объекта. Дело в том, что в постановлениях администрации г. Иванова о предварительном согласовании мест размещения объектов заинтересованным лицам лишь предлагается произвести постановку запрашиваемого участка на кадастровый учет. Контроль за этим мэрия не осуществляет. И даже не направляет окончательные решения о предоставлении земельного участка в Управление Роснедвижимости по Ивановской области. Проблемы с муниципальным земельным контролем – следствие того, что в городе просто нет нормативного акта, устанавливающего порядок проведения такого контроля. Это один из главных выводов прокурорской проверки. Если в ближайшее время контроль не наладить, то последствия, полагают в прокуратуре, могут быть самыми плачевными: «самовольное занятие земельных участков, использование земель не по целевому назначению либо несвоевременное освоение земельных участков, непоступление в бюджет арендных и иных платежей за пользование землей». Предварительное согласование. По результатам выбора земельного участка для строительства, согласно Земельному кодексу, должен составляться соответствующий акт, который утверждается решением о предварительном согласовании места размещения объекта. По норме, действующей в областном центре, акт выбора земельного участка должен быть подписан всеми членами комиссии. Прокуратура установила, что такой порядок соблюдался, увы, не всегда. Например, в этом году мэр г. Иванова Александр Фомин издал постановление «О предварительном согласовании места размещения гостиничного торгово-развлекательного комплекса по проспекту Фридриха Энгельса» и утвердил соответствующий акт выбора земельного участка, который не подписан 4 членами комиссии и ее председателем. По протесту прокурора постановление было отменено. Подобные нарушения выявлены еще в 6 актах, большинство из которых датированы этим годом. При проверке дела о предоставлении ООО «Вергуза-Торг» в аренду земельного участка для размещения платной автостоянки по ул. Победы, 40 «А» проверяющие обнаружили, что акт выбора земельного участка, датированный августом 2004 года, подписан с условием проведения общественного обсуждения по вопросу создания на данному участке автостоянки. Однако документы, свидетельствующие о факте обсуждения, в деле отсутствуют и к проверке не представлены… «Благотворительность» в обмен на землю? В делах о предоставлении земельных участков сотрудники прокуратуры обнаружили интереснейшие документы, которые проливают свет на то, как рождались некоторые положительные решения о предоставлении участков для строительства. Зачастую они принимались после внесения заинтересованными лицами денежных средств в качестве взносов в городской благотворительный фонд «Родной город», а также в качестве материальной помощи в ИРОО «Наша Родина». «Добровольные благотворительные взносы» в обмен на одобрительные резолюции городских чиновников составляли от 5000 до 100 000 рублей. Прокуратура области считает, что действующее земельное и градостроительное законодательство не предусматривает такого условия для предоставления земельных участков, как «передача денежных средств в качестве благотворительных взносов в общественные организации». В одном из случаев, датированных прошлым годом, администрация города посчитала возможным предоставить запрашиваемый земельный участок одному из предпринимателей с условием оплаты в городской бюджет 500 000 рублей, но не привела экономических обоснований запрашиваемой суммы. Информацию по всем фактам «добровольных благотворительных взносов» прокуратура области направила в УБЭП областного управления внутренних дел - для проведения соответствующей проверки. В администрацию г. Иванова внесено представление. В сухом остатке Всего по результатам проверки областная прокуратура выявила свыше 200 нарушений закона. Прокурорами внесено 26 представлений об устранении нарушений земельного законодательства. В отношении 9 лиц возбуждены дела об административных правонарушениях. Принесено 9 протестов на незаконные правовые акты. В суд направлено 33 заявления, в том числе 24 - по взысканию арендной платы за пользование земельными участками на сумму свыше 34 тысяч рублей. Итоги прокурорской проверки важны, прежде всего, тем, что вскрывают все недостатки системы выделения земли, которая сложилась в нашей области за последнее время. Выяснилось, что никакой особенной системы-то и нет. И закон вроде бы не для всех существует. С одной стороны, это очень удобно, даже в плане экспансии в нашу область инвесторов, о которой сейчас много говорят: все согласования, по сути, «завязаны» на административный ресурс, который, как известно, может «продавить» все что угодно. С другой стороны, «получатели» земель по старой схеме сильно рискуют: если земельный участок предоставлен с нарушениями закона или используется не по назначению, если выделение земли не было «прозрачным» и «чистым», можно запросто нарваться на неприятности - от административного штрафа до признания сделки ничтожной через суд. Подготовил Федор Лапин
26 Сентября 2006, 16:35 +97

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...