Нас не угонят?

Весной активизируются не только автомобилисты (так называемые "подснежники"), но и автоугонщики. Больше машин на улицах - шире выбор и больше возможности, что угон пройдет незамеченным. За последние два года количество краж автотранспорта в области выросло в 3 раза. И это только те случаи, когда владельцы автомобиля все-таки обращались в милицию за помощью. Чаще же работает следующая схема: к хозяину, порой еще не успевшему обнаружить пропажу четырехколесного друга, обращается посредник и предлагает вернуть машину за кругленькую сумму, но выдвигает требование не обращаться с заявлением о краже в милицию.

Как украсть миллион

Миллион - не миллион, но кражи автомашин приносят немалую прибыль. А наказания за них довольно смешные: от 2 до 5 лет лишения свободы. По данным милиции, в Ивановской области сейчас «работают» около 20 преступных групп, специализирующихся на кражах автотранспорта. Кстати, кража и угон в нашем Уголовном кодексе - разные понятия. Угон - это когда машину «берут покататься», и наказание за это преступление еще мягче.

Когда автовладелец в один весьма не прекрасный момент обнаруживает отсутствие своей машины, первое, что приходит в голову - подождать, когда предложат выкупить ее. Более половины краж автотранспорта в области совершаются с целью получения выкупа. Порой хозяин еще не знает, что его машину угнали, а посредник уже звонит ему и предлагает за кругленькую сумму (от 500 долларов, но как правило - за 1000-1500 долларов) вернуть машину в целости и сохранности. Возможен и другой вариант - вашу машину «заказали» (обычно заказ приходит из другого региона). Связи в соседних регионах у угонщиков, как правило, обширные, и украденная сегодня машина завтра может оказаться уже на Урале или в южных областях.

В последнее время гараж не является гарантией сохранности машины. Даже наоборот - из неохраняемого гаража автомобили крадут чаще, чем с улицы. Те же гаражи угонщики могут использовать как отстойники. А если в гаражно-строительном кооперативе отсутствует охрана, то за одну ночь из одного гаражного кооператива могут украсть несколько машин. Гражданам, имеющим гаражи, сотрудники правоохранительных органов советуют почаще там бывать: уже было около десятка случаев, когда хозяин, не посещавший свой гараж несколько месяцев или лет, пошел туда за банкой соленых огурцов и обнаружил чужой автомобиль. Все чаще угоняют машины и с неохраняемых парковок около торговых центров, рынков и т.д.

Меньше всего угоняют с платных автостоянок. В последние годы такие случаи можно по пальцам пересчитать. Зато иногда те же платные автостоянки используются в качестве отстойников, где «хранится» украденная машина.

Как правило, преступники действуют не спонтанно. Машину намечают заранее, какое-то время изучают владельца: будет он выплачивать выкуп или нет, сможет ли он это сделать. Если же владелец угнанного автомобиля все-таки обратился в милицию, а потом согласился на выкуп, то он забирает свое заявление обратно, говоря, мол, что нашел свою машину брошенной на улице. Зная посредников, пострадавший обычно не сообщает правоохранительным органам о них. Хотя посредник и так не очень-то рискует: Уголовный кодекс не предусматривает ответственности за подобные действия. Порой на выплату выкупа соглашаются страховые компании, так как сумма выкупа в любом случае меньше, чем сумма страховки.

Милиция находит примерно 40 % похищенных машин (из тех, о которых было заявлено официально). Иногда, когда сотрудники милиции вплотную берутся за какую-нибудь группировку, угонщики сами выкатывают машины и бросают их на улице. Лишь в 10 % случаев устанавливаются лица, совершившие кражу машины.

«Поставьте мне сирену, чтобы кричала погромче»

Именно такие просьбы чаще всего слышат работники салонов и автосервисов, когда речь заходит об установке сигнализации. Стандартное представление среднестатистического автолюбителя о защите машины - это блокировка дверных замков и сирена. Однако по статистике, из 779 угнанных в прошлом году машин 534 были оснащены сигнализацией. А из допросов угонщиков известно, что в среднем для того, чтобы угнать машину со стандартной сигнализацией, требуется 10 секунд.

Дело даже не в качестве охранной системы (об этом чуть ниже), а в установке. В том, как и кто устанавливает на машину сигнализацию.

Если машину покупают с рук, чаще всего на ней уже стоит сигнализация. И многие автовладельцы не утруждают себя ее заменой. А зря, так как сделать копию брелка-пульта управления и дубликаты ключей очень просто. Иногда покупатель даже не знает, что брелков должно быть два.

В большинстве автосалонов продают машину с уже установленной сигнализацией. Там установка идет на потоке по стандартной схеме, рекомендованной заводом-производителем. Стоимость машины в результате повышается. Но, во-первых, покупатель теряет возможность выбрать, какую охранную систему поставить. А во-вторых, поточный метод не всегда является гарантией качественной установки.

Моя машина - моя крепость

Существующие сегодня системы сигнализации можно разделить на несколько типов по уровню защищенности автомобиля.

Первый тип - минимальный - стандарт. Сюда входят системы, срабатывающие на открывание дверей, капота, багажника машины, а также на удар по кузову. 70 % систем, которые сегодня установлены на автомашинах, приходится именно на этот тип.

Достоинства: относительная дешевизна. Установку проведут на любом автосервисе или в любом автосалоне.

Недостатки: для профессиональных автоворов не представляет труда угнать машину, оснащенную такой сигнализацией. Как правило, она устанавливается стандартно, и угонщики легко ее нейтрализуют.

Второй тип - экстра. К вышеназванным добавляются интеллектуальные режимы охраны систем, дополнительные блокировки двигателя с имитацией неисправностей (когда злоумышленник пытается завести мотор, тот блокируется, но система издает звуки, имитирующие неисправный двигатель), возможность работы с дополнительными датчиками. К недостаткам можно отнести требования профессиональной установки. К достоинствам - более высокую степень защиты автомобиля.

Третий тип - элита. Здесь подразумевается индивидуальная установка систем, изготовленных с использованием новейших технических разработок. Например, код для постановки системы в режим охраны и снятия этого режима разный. Таким образом исключается возможность использования сканированного кода блокировки для снятия режима охраны. Недостатки - требование профессиональной установки, дороговизна. К недостаткам можно также отнести требование, чтобы водитель знал все возможности охранной системы и использовал ее возможности.

Последнее замечание актуально тем более, что многие не утруждают себя даже изучением инструкции по эксплуатации охранной системы любого уровня. Например, сейчас на новых «ВАЗах» с инжекторным двигателем штатно установлены иммобилайзеры - устройства независимой блокировки электронных систем автомобиля. Далеко не все владельцы машин используют возможности этих устройств. А напрасно, потому что угнать машину с активированным иммобилайзером можно только путем замены блока управления инжектором. Иммобилайзер, как правило, входит в охранные системы типа экстра и элита. Его преимущества: невидимость (у них нет или очень мало индикации, нет звуковых или световых сигналов тревоги), невозможность сканировать из-за малого радиуса действия контактных ключей, большое количество блокировок. Если хозяин машины, у которого в кармане есть карточка-метка, удаляется от машины более чем на 50-100 (в зависимости от системы) метров, машина просто не заведется. Недавно подобная охранная система показала себя во всей красе. Владельца престижной модели «Мерседеса» угонщики просто выкинули из машины и попытались на ней скрыться. Машина проехала несколько десятков метров и встала. Преступникам пришлось бросить ее.

Профессионалы советуют также не пренебрегать механической блокировкой различных узлов автомобиля, чтобы машину невозможно было угнать своим ходом. На машины семейства «ВАЗ-8-9» желательно ставить блокировку багажника, так как через него легко можно проникнуть в салон. Также есть мнение, что лучше устанавливать нестандартную сирену сигнализации: автовор, услышав не привычное кваканье, а завывание милицейской сирены, может скорее оставить в покое вашу машину. Однако не стоит забывать, что сирена - это только система оповещения, а не система защиты. Один из методов краж, кстати, заключается в том, что в течение нескольких часов злоумышленники заставляют сирену срабатывать. Как правило, это происходит ночью. Когда весь двор будет в десятый раз разбужен завыванием, хозяин предпочтет сам отключить сигналку. И машину можно спокойно угонять.

Существуют сейчас и сигнализации со встроенным пейджером, сообщающие владельцу или охранному агентству о покушении на машину. Пейджеры имеют разную дальность действия и могут сообщать о конкретной причине срабатывания охранной системы (удар по кузову, вскрытие двери, капота и т.д.)

Выбор охранных систем сейчас огромен. Существует некий критерий, который можно взять за основу: стоимость сигнализации должна составлять не менее 10 % от стоимости машины. Однако каждый автовладелец сам решает, что выбрать.

Как защитить свой автомобиль

Советы профессионалов

1. Любая электронная система лишь исполняет команды владельца, не активизированная охранная система автомобиль не защитит. Не забывайте включать режим охраны, отлучаясь из автомобиля даже на несколько минут (например, на автозаправках).

2. Носите брелки от систем и ключи от механических противоугонных устройств отдельно от ключей автомобиля.

3. Не оставляйте в машине ценные вещи, которые могут привлечь внимание грабителей. Не провоцируйте их на совершение преступления.

4. Если вы покупаете автомобиль с рук, проследите, чтобы вам передали оба брелка автосигнализации и оба ключа от замка зажигания.

5. При покупке автомобиля с рук меняйте системы охраны автомобиля на новые. Во-первых, они более надежны, во-вторых, нет гарантии, что с ключей не сняли слепки, а код автосигнализации не отсканировали.

6. Не оставляйте ключи и брелки от автомобиля и системы охраны на мойках и автосервисах.

7. Если ваш автомобиль угнали, не связывайтесь с криминалом, а сообщите об этом в милицию. Иначе вы только способствуете дальнейшему росту числа угонов.

8. Оставляя автомобиль на ремонт в автосервисе, не оставляйте ключи от охранной системы вместе с ключами зажигания. Современные охранные системы можно перевести в сервисный режим, позволяющий проводить ремонт и техобслуживание.

9. Ни одна, самая совершенная сигнализация не даст стопроцентной гарантии от угона: машину, оставленную надолго без присмотра, теоретически можно украсть хотя бы с помощью вертолета. Не бросайте машину в малознакомом месте, не покидайте ее надолго.

10. Оставляя машину на стоянке перед торговым центром, кинотеатром и т.д., запоминайте номера стоящих рядом машин. Если вашу машину угонят, возможно, ваши соседи смогут дать какую-то информацию об угонщиках.

11. На гараж лучше поставить сигнализацию. За 2003 год не было совершено ни одной кражи из охраняемого гаража, хотя покушения совершались неоднократно.

Материал подготовила Анна Семенова

20 Апреля 2004, 10:42 +61

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...