Наталья Гришина: тарифы повышены объективно

Почему цены на жилищно-коммунальные услуги растут, а качество их не улучшается? Вопрос, уже ставший риторическим. Если бы газ сам по себе добывался, сам шел по трубам, если бы эти трубы были вечными, если бы вода сама по себе капала из крана… Но ведь откуда-то тарифные ставки берутся. А откуда? Из чего складываются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, насколько они обоснованы, насколько велики тарифы в Иванове по сравнению с другими городами? Об этом мы беседовали с директором фирмы «Консультант-Аудит» Натальей Гришиной.

Как проводится экспертиза тарифов?

- Сначала изучается себестоимость той или иной услуги ЖКХ. Потом с помощью выездных лабораторий проверяется технология производства (структура подачи тепла, воды и т.д.), данные бухучета и правовые вопросы (кстати, сверхнормативные потери в тариф не входят).

Правом экономической экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги обладают в России около 140 аудиторских фирм, а лицензию на экономическую и технологическую экспертизу имеют только 9 российских фирм. Лишь пять из них в 2003 году были отмечены Госстроем. Фирма «Консультант-Аудит» вошла в число этих пяти.

Получается, что с помощью экспертизы мы должны решить две взаимоисключающие задачи. Во-первых, обосновать размер тарифов для обеспечения жизнедеятельности предприятия. Во-вторых, предусмотреть, чтобы они не росли. Кстати, именно в Иванове вышло первое в регионе постановление главы муниципального образования об обязательном проведении экспертизы экономического обоснования тарифов. И с мая 2003 года эта процедура стала обязательной для всех предприятий ЖКХ города.

Почему тарифы повышаются?

- С 2004 года тарифы поднялись объективно. На часть услуг ЖКХ ввели НДС (на содержание жилого фонда, прежде всего). Уровень оплаты населения вырос до 90%. Поднялись цены на энергоносители и материалы. Проблема в том, что некоторые регионы, такие как Москва, Ярославль, могут компенсировать жителям часть коммунальных расходов, а в Иванове бюджетных средств на это нет. Резкий рост тарифов в 2003 году был вызван изменением уровня оплаты населения в оплате услуг ЖКХ. В январе 2003 года он составлял в Иванове 65% (в январе 2004 года – уже 90%), в Тейкове, Фурманове, Пестяках - 70%, в Шуе – 75%, Пучеже – 50%.

Для сравнения. Затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв.м. жилой площади в среднем по России составляют 29,10 руб., в Ивановской области – 23,60 руб., в Костромской – 28,5 руб., Ярославской – 26,6 руб., Владимирской – 21,9 руб., Московской – 28,8 руб.

Можно ли улучшить качество услуг?

- Для начала совершим небольшой экскурс в историю. До 2000 года в Иванове только 36% жилищного фонда было муниципальным, все остальное - ведомственным. Для своего жилья каждое предприятие строило котельную. Однако, уже с 1993 года было разрешено принимать ведомственное жилье в муниципальную собственность. Но если в соседнем Владимире весь жилой фонд был принят к 1997 году, а в Ярославле – к 1999 году, то у нас этот процесс стал более активным только с приходом Грошева. 26 котельных было принято сразу же, в муниципальном ведении оказалось 387 км сетей вместо 126. На то, чтобы привести в порядок это хозяйство, потребовалось очень много средств. Во Владимире 176 км сетей, износ 30%. В Иванове износ от 70% и выше. Но там начали принимать сети достаточно давно, и у владимирцев было время, чтобы все привести в порядок. В Иванове же процесс только начался. И если по нормативам нужно перекладывать 12-13 км сетей в год, то, по сути, в год надо бы перекладывать 40 км, если не все 80, чтобы кардинально изменить ситуацию. А сейчас сети лишь латают. Отсюда огромное количество свищей и дыр. Сейчас все работают по принципу «лишь бы запуститься» - на вулкан настелили ковер, а вулкан ведь может и взорваться.

Иванову требуется реконструкция котельных. Они были оборудованы в 1960-е годы, когда вопрос об энергосбережении даже не стоял. Вся схема теплоснабжения в Иванове требует пересмотра. Но на то, чтобы изменить ее, требуются и время, и деньги, и грамотная работа. Это дело, как минимум, 2-3 лет. А пока ни город, ни область не накопили средств для этого. Во многих районах Иванова бывает так, что работающие котельные стоят в 200-300 метрах друг от друга. При этом котельные загружены, максимум, на 70%, а есть и такие, нагрузка которых не превышает 30%. Но котлы-то не загрузишь на 30%, они в любом случае будут работать на полную мощность, вырабатывая излишнее тепло.

Ситуация должна меняться и она меняется. Что делается? Нравится работа «Водоканала». Сейчас тариф на воду 5,34 руб., а не 15 руб., который был бы, если бы ничего не делалось. Проблема в том, что во всех отраслях ЖКХ очень низкий уровень оплаты труда. Народ не идет, потому что работа не считается престижной. Если слесарь «Ивэнерго» получает 10-12 тыс. руб. в месяц, то слесарь, выполняющий на предприятиях ЖКХ ту же самую работу, получает 3-4 тысячи. Люди сравнивают и не идут. А зарплата должна больше как минимум на 10% по сравнению с другими отраслями, чтобы стимулировать работу.

Что нас ожидает?

- Реформа ЖКХ идет уже пять лет. Стартовала она в 10 регионах: Ярославль, Белгород, Москва, Ростов-на-Дону, Чебоксары, Тамбов и др. Первый этап реформы ЖКХ сейчас заканчивается. Какие задачи он решал? Выработать практику субсидирования. Перейти на договорные отношения между поставщиками жил.-ком. услуг, получателями и посредниками. Прекратить практику перекрестного субсидирования. В целом, этот этап выполнен. Не решена социальная часть. С этим нужно согласиться.

Однако ни Иваново, ни Ивановская область не вошли в список городов и регионов, находящихся на спецконтроле в правительстве из-за кризисного состояния. И это уже достижение.

С 2004 года начинается второй этап коммунальной реформы. Его главной задачей станет переход на профессиональное управление жилым фондом на основе рыночных отношений. Окончательно процесс предполагается завершить к 2010 году.

Следующий этап – развитие рыночных отношений, изменение отношения к собственности. Пока у нас считается, что собственность начинается только за дверями квартиры. На самом деле собственность – это не только право распоряжения, но обязанность по содержанию.

Галина Кузнецова

27 Января 2004, 15:04 +92

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...