Нацпроект «Доступные суррогаты»

Государственная политика в сфере ограничения потребления алкоголя приводит к увеличению потребления спиртосодержащих жидкостей

Владислав Волотко vvv@chastnik.ru С 1 января 2011 года водка вновь вырастет в цене. Минимально допустимая розничная цена увеличивается на 10% и устанавливается на уровне 98 рублей за пол-литра.  Дорога водка к Новому году В течение нескольких месяцев Росалкогольрегулирование колебалось, стоит ли увеличивать минимальную цену на водку. Еще в августе официально заявлялось, что цена останется на прежнем уровне – 89 рублей. Однако в конце ноября был подписан приказ, в соответствие с которым с Нового года стоимость пол-литровой бутылки составит не менее 98 рублей. Производителей и продавцов алкоголя грядущее подорожание в целом не пугает. Год назад, когда впервые была определена минимальная цена, они восприняли новшество с беспокойством. На долю водки дешевле 89 рублей приходилось по разным оценкам от 20 до 50% рынка, в связи с чем ожидалось масштабное падение продаж. Однако снижение оборотов произошло не у всех. По-настоящему пострадали лишь те поставщики, которые специализировались на продаже исключительно дешевой водки. По словам директора некоммерческого партнерства «Ивановоалкогольрегулирование» и генерального директора ивановского филиала ООО «Кузнецкий мост» Владимира Ярового, один из поставщиков вообще ушел с рынка. Однако те, кто имел широкий портфель брендов, не пострадали, поскольку произошло перераспределение спроса в пользу более дорогих брендов, отличающихся более высокой маржинальностью. «Снижения продаж из-за этих запретов у нас не происходит, - говорит генеральный директор ООО «Альтаир-2» Наталья Кирюшкина. – Напротив, часть потребителей переключается на более дорогие бренды, благодаря чему отмечается некоторый рост». Она добавляет, что от недавнего запрета ночных продаж компания тоже ничего не потеряла, поскольку водку по ночам и так никто не покупал. На этот раз ничего катастрофического поставщики алкоголя тем более не ожидают. К тому же, одновременно с ростом минимальной цены должен вырасти акциз – на те же 10%. Это и так привело бы к некоторому удорожанию большинства сортов водки. Одновременно с увеличением минимальных цен на водку федеральное правительство впервые установило минимальные цены на коньяк. Теперь самая дешевая бутылка этого напитка в оптовом звене должна стоить 167 рублей за пол-литра, а в рознице – 193 рубля. Данная инициатива также не вызывает у поставщиков никакого беспокойства, напротив, они ее полностью поддерживают. Дело в том, что даже самый низкокачественный легально произведенный коньяк и сейчас стоит в рознице более 200 рублей за бутылку 0,5 литра. Поэтому минимальная цена призвана лишь отсечь от магазинов откровенный контрафакт и фальсификат. По оценке участников рынка, «левый» коньяк, равно как и «левая» водка, не продается в торговых сетях и более-менее приличных магазинах. Реализация подобных напитков ведется преимущественно через мелкие торговые точки на окраинах и в небольших населенных пунктах. Несмотря на то, что на долю контрафактного и фальсифицированного коньяка, по оценкам специалистов, приходится около 30% продаж данного напитка, поставщики не ожидают роста спроса на легальный коньяк. По их мнению, потребители поддельного коньяка стоимостью менее 193 рублей скорее перейдут на водку или все те же аптечные спирты, чем на напитки стоимостью 280 рублей и выше.  Боярышник пошел в рост Установление минимальной цены водки в 2010 году уже привело и к некоторым негативным последствиям, главным из которых стало оживление на рынке контрафакта и алкогольных суррогатов. Причем этому способствовала не только минимальная цена, но и запрет на ночные продажи крепкого алкоголя, введенный в регионе. «Любые ограничительные меры ведут к росту продаж продукции теневого рынка, - рассуждает Наталья Кирюшкина. – Если в последние годы мы практически не видели откровенного контрафакта, то теперь он снова появился. Кроме того, на рынке появилось большое количество мелких игроков, находящих возможности продавать алкоголь в обход ограничений. Это попытки распространять водку по ночам и т.п. Сталкиваясь с ростом цен, все большее количество потребителей переходит на аптечные спирты. Они продаются сегодня совершенно бесконтрольно и по  низким ценам. Даже нам приходят предложения стать дистрибьютором этих препаратов. Причем если мы торгуем легальным алкоголем с наценкой в 10-15%, нам предлагают продавать суррогаты с наценкой в 50%. Предлагают, в частности, создавать в магазинах специальные отделы, которые будут торговать всеми этими лосьонами. И это лишь одна из многочисленных схем, которые рождаются в головах предприимчивых граждан, использующих в своих интересах вводимые государством запреты». «Не располагаю точными цифрами, однако знаю, что сейчас стало очень много предложений по продаже боярышника и тому подобных вещей, - вторит ей Владимир Яровой. – К нам тоже обращались и предлагали быть дистрибьюторами. Проблема в том, что все это происходит исключительно в рамках закона, поэтому препятствовать развитию этого сегмента рынка бесполезно. Кроме того, в этом году активизировалось самогоноварение». Участники рынка едины в своих прогнозах: дальнейшее увеличение стоимости водки приведет к тому, что все эти тенденции усугубятся. Еще большее количество потребителей перейдет на аптечные спирты. В то, что люди в целом станут меньше пить, не верит никто из наших собеседников. Не верят в это и медики. Главный врач областного наркологического диспансера Сергей Филиппов отмечает, что любые ограничения распространения алкоголя дают шанс оградить от его употребления тех, кто еще не употребляет, однако не останавливают людей, страдающих алкогольной зависимостью.     «С алкоголизмом надо бороться не запретами, а повышением уровня жизни граждан, - считает Владимир Яровой. – Если люди будут жить хорошо, если у них будет достойная зарплата, если они будут уверены в завтрашнем дне, у них будет стремление потратить свои деньги с пользой, а не пропивать их. У них не будет потребности пить что-либо, чтобы забыться. Второй момент: необходимо повышать культуру винопития, чтобы люди знали, как правильно употреблять алкоголь, не нанося ущерба здоровью». Говоря о неэффективности государственных ограничений на распространение алкоголя, Яровой приводит классические примеры «сухого закона» в США и в СССР: пить меньше не стали, зато теневой рынок вырос до невиданных размеров.  Наталья Кирюшкина добавляет к этому, что пить станут меньше, когда родители будут правильно воспитывать своих детей, в том числе формировать у них понимание, что алкоголь должен употребляться в умеренных количествах. Она подчеркивает, что серьезным продавцам алкоголя выгодно формирование культуры питья у потребителя. «Мы совсем не против снижения потребления крепкого алкоголя, - говорит она. – На самом деле, с точки зрения маржи нам гораздо выгоднее продать бутылку хорошего французского вина, чем десять бутылок водки». Год назад, ожидая введения минимально допустимой цены на водку, многие поставщики ожидали роста цен и на более дорогие сорта, поскольку именно различие в цене должно помочь покупателю отличить более качественную водку от менее качественной. На этот раз особых ценовых скачков по всему ассортименту поставщики не ждут, хотя и воздерживаются от категоричных утверждений. «Какой будет ценовая политика производителей, сказать достаточно трудно, - говорит Владимир Яровой. – Не исключаю, что производители, работающие в среднем ценовом диапазоне, будут стремиться удержать цены, чтобы заработать за счет того потребителя, который придет из дешевого сегмента». Яровой добавляет, что часть производителей уже сейчас увеличивают цены, но уточняет, что это, скорее всего, связано с ростом акцизов.
24 Декабря 2010, 14:06 +122

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...