Наваристый бульон из-под яиц

Вопрос: “Где взять денег?” - актуален всегда. Может, продать что-нибудь ненужное, как предлагал пес Шарик в “Каникулах в Простоквашино”? Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное – помнится, возражал ему прагматичный кот Матроскин. Покупать областной власти явно ничего не потребуется, но и продавать она тоже не хочет, так как, видимо, полагает, что хозяйство большое, сгодится все. А нужное оно или ненужное – это уж как посмотреть…

Это – присказка. Экономическая сказка – впереди. Давным-давно, в советские еще времена, было в Ивановской области 20 государственных типографий. Долго ли, коротко ли, осталось 12, где работают сегодня более двухсот человек. Наиболее крупные – в Иванове, Кинешме, Шуе, Вичуге. Примерно столько же у нас типографий частных, ибо полиграфическая отрасль сегодня развивается бурно (и Иваново здесь среди “отстающих”: в соседнем Владимире частных типографий более 50-ти). О том, что ниша эта “частниками” до конца еще не освоена, говорит хотя бы тот факт, что газеты в области печатают только “Ивановская областная типография” и типография “Рабочий край”. Многие издания не устраивает качество предоставляемых ими услуг, и они предпочитают печататься у костромских и ярославских соседей. Так что перспективы развития частного бизнеса в этой отрасли есть, ведь газет меньше не становится, напротив.

В оказании других полиграфических услуг (полноцветной печати, в том числе и на тканях, издания журналов, плакатов и т.п., производства упаковки, сувенирной и представительской продукции и т.д.) давно доминируют частные предприятия, и государственные, с их изношенным и устаревшим оборудованием, нерациональной организацией бизнеса - им не конкуренты. Они работают себе потихонечку, кроме газет печатая, в основном, бланки, примитивные (по технологии) этикетки, брошюры. Унитарные предприятия: “Ивановская областная типография” - федеральное, типография “Рабочий край” - муниципальная, остальные 10 - областные. В отличие от многих других ФГУПов, ОГУПов и МУПов, работают не в убыток: прибыль какую-то имеют, 20% от которой отчисляют в бюджет, плюс налоги платят без задержек и в полном объеме (в то время как частные предприятия имеют возможность платить и платят раза в три меньше).

Администрация Ивановской области решила материально поддержать своего верного донора, и управление печати и информации разработало, а губернатор утвердил проект “Плана развития государственной полиграфической промышленности Ивановской области на 2003-2005 годы”. В обосновании необходимости инвестирования есть правильные слова, что “полиграфическая промышленность, в том числе и государственная, организованная на основе новых технологий и современного оборудования, сегодня является в России и в других странах одной из наиболее эффективных отраслей”. Эффективность основана на значительном спросе на книжно-журнальную, рекламную, этикеточную продукцию, средства упаковки, высоких темпах оборачиваемости вложенных средств (уровня текстильной промышленности и фармацевтики) и малой удельной энергоемкости. Плюс полиграфия - это высокотехнологичный и престижный бизнес. Как считает заместитель начальника управления печати и информации Владимир Курочкин, полиграфические предприятия необходимо дооснастить современным оборудованием, чтобы они могли на равных конкурировать с частниками, в том числе и в изготовлении полноцветной продукции. Для этого, по плану, необходимо выделить 20,1 млн рублей непосредственно типографиям. 5,8 миллиона планируется изыскать уже в 2003-м году: 3,7 млн на приобретение современной отечественной газетной машины для кинешемской типографии и 2,1 млн рублей на оснащение остальных (вичугской, шуйской, тейковской, родниковской, комсомольской, южской) современными малогабаритными печатными машинами с компьютерным набором, ризографами, дупликаторами. На 14,3 миллиона планируется закупить листовые полноцветные офсетные печатные машины в течение 2004-2005 годов. По прогнозам управления печати и информации, такое денежное вливание позволит обновить технологическое оборудование и улучшить положение государственных типографий. Владимир Курочкин, олицетворяющий администрацию, считает, что эти 20 миллионов вложений окупятся за 2-3 года одним увеличением поступлений в бюджет.

По всей этой – безусловно, важной и нужной – программе возникает множество вопросов.

1. Есть только план, денег же пока нет. Их планируется изыскать из дополнительных доходов. Если это произойдет, государство, по сути, спонсирует работающие с прибылью и быстро оборачивающие средства типографии. Может, типографиям стоило бы взять кредит на свое переоснащение? Ответ отрицательный: не дают кредит без обеспечения, а срок амортизации зданий и оборудования этих предприятий почти истек, и они не могут являться залоговыми ликвидными активами. По этой же причине гостипографии не участвуют и в конкурсе инвестиционных проектов, по итогам которого можно рассчитывать на погашение половины процентной ставки за счет облбюджета. Но почему тогда сама областная администрация не смогла (или не захотела?) гарантировать обеспечение кредита и предпочла ждать мифических дополнительных доходов?..

2. Если средства найдутся, насколько реально на такие деньги обновить изношенное “до упора” полиграфическое оборудование одиннадцати предприятий (многие из них до сих пор используют технологию “высокой печати”), внесенных в перечень “предоставления адресной инвестиционной поддержки”? Ответ чиновников – фантастически оптимистический: так называемое “переоснащение” не только позволит “иметь небольшие мобильные унитарные государственные предприятия с высокой экономической эффективностью” и добиться “независимости при изготовлении печатной продукции от других регионов страны”, но и “вернуть в нашу область объемы соответствующих заказов” (которые за последние десять лет, по их данным, снизился в 4 раза)! Такая отдача от 20-ти миллионов рублей – просто экономическое чудо какое-то. В то время как любой, кто имеет хоть какое-то отношение к полиграфии, знает: оснастить одну типографию современным полноцветным оборудованием стоит около миллиона. Долларов. (Например, владельцы самой “свежей” частной типографии “Гранат” уже вложили в технику более $600 тыс. и утверждают, что требуется еще.) А как может существенно повыситься конкурентоспособность отдельно взятой типографии, которой выделены 300 тыс. рублей на ризограф, способный просто качественно и быстро копировать?

3. Стоит ли вообще оставлять типографии в государственной собственности? “Конечно, стоит, – считает Владимир Курочкин. – Ведь после приватизации произойдет снижение налоговых поступлений в 3 раза. К тому же на госпредприятии коллектив социально защищен. И вообще, вопрос так остро не стоит: у каждого есть бизнес-план, график возврата средств…” А то, что типографии, за которые сегодня можно выручить хоть какие-то деньги, завтра могут физически развалиться и просто обанкротиться – получается, не в счет.

4. Зачем вообще области вкладывать бюджетные деньги в государственные типографии? Официально – опять же для обновления технологического оборудования, сохранения 200 рабочих мест в городских и районных типографиях области, для ликвидации “вредного” производства (“высокой печати”), для обеспечения стабильных поступлений в бюджет. Неофициально же люди, непосредственно занимающиеся “государственным” полиграфическим делом, признают, что такие суммы ничтожно малы, а у госполиграфии нет будущего. Экономического. Зато политическое – более чем радужное, ведь государственные типографии, вкупе с государственными СМИ, всегда на стороне действующей власти. И пока есть возможность не менять существующего положения вещей, ни одна власть, какой бы окраски она ни была, добровольно его не изменит. И будет “изыскивать средства” на содержание районных газет и поддержку типографий, которые печатают эти газеты, ибо они – “важнейший источник информирования о действиях органов власти и формирования общественного мнения”. А общественное мнение сегодня – это количество голосов на выборах завтра. И с этой точки зрения нынешняя областная администрация поступила намного мудрее предыдущих, разработав “План развития государственной полиграфической промышленности Ивановской области на 2003-2005 годы” (на реализацию которого, при политической необходимости, средства найдутся, тем более что «стратегические» 5,8 млн на будущий год – сумма небольшая). Близится череда выборов, и к концу 2003 года, согласно графику выделяемых средств, ОГУП “Кинешемская типография” “оснастится” отечественной печатной машиной для издания газет, и еще 7 районных типографий – дешевым, но эффективным для производства предвыборной продукции оборудованием. В этом варианте действительно выгоднее не “вложить”, а “распылить” инвестиции, которые принесут и экономические (хоть какие-то), и политические дивиденды.

Так что результатом развития государственных полиграфических предприятий Ивановской области “по плану” только на первый взгляд может быть “бульон из-под яиц”. При более внимательном рассмотрении бульон получается очень наваристым.

СПРАВКА

11 государственных типографий, находящихся на территории Ивановской области («Типография «Рабочий край» - МУП) за 9 месяцев 2001 года пополнили казну в общей сложности на сумму около 1, 8 млн рублей.

Из них начислено 1,3 млн рублей единого социального налога, налог на прибыль составил 380 тысяч, а 20% от прибыли – 166 тыс. рублей.

Нетрудно рассчитать, что собственно прибыль составляет 830 тыс. рублей, что при делении на 11 дает более чем скромные цифры. И вызывает небеспочвенные сомнения в том, каким образом с покупкой нескольких печатных и копировальных машин налоговые поступления вырастут в 1,5-2 раза, а 20 миллионов «вернутся» в течение максимум 3-х лет.

МНЕНИЕ

В своей статье “Бремя государства” (“Ведомости” от 4 ноября 2002 г.) президент фонда “Либеральная миссия” Евгений Ясин называет государственные унитарные предприятия атавизмом. “Единственным решением здесь представляется ликвидация ГУПов как организационной формы с приватизацией подавляющего их большинства… К 2004 году ГУПов – этих пережитков советской эпохи – не должно быть вообще. Ни федеральных, ни тем более региональных и муниципальных”. Основная проблема в случае с ГУПами и госучастием в частных предприятиях – “стремление региональных и местных властей к овладению собственностью. Усилия, предпринимаемые ими в этих целях, мотивируются заботой о поддержке производства и занятости. Реально же чиновники стремятся к усилению собственной власти, к неэффективному, но удобному для бюрократии госпредпринимательству, которое позволяет контролировать финансовые потоки”.

Евгений Ясин считает, что причина экономического отставания России – именно в неумеренном вмешательстве государства в экономику, подавлении предпринимательства и частной инициативы, иждивенчестве и мздоимстве госаппарата.

Проект, еще проект

Среди законотворческих инициатив управления печати и информации выделим еще две, не столь амбициозных и спорных, как инвестиции в полиграфию. Это закон Ивановской области “Об упорядочении оплаты труда работников редакций областных, городских и районных газет, финансируемых из областного бюджета” и программа развития областного эфирного радиовещания.

Закон, ждущий своего принятия Законодательным собранием, предполагает выделение дополнительных 6 млн рублей, чтобы “дотянуть” зарплаты работников редакций до средней по области и хоть как-то приблизить их к зарплатам коллег из соседних областей. Если закон будет принят, размер должностных окладов работников редакций будет соответствовать окладам чиновников областной, районной или городской администраций (например, редактор будет получать столько же, сколько начальник отдела). Все премии и надбавки сохраняются.

Другой проект администрации Ивановской области – совместный с АО “Ивтелеком” - подразумевает “похороны” в Ивановской области проводного радио и начало жизни эфирного (УКВ ЧМ). Проводное фактически уже умерло, причем по естественным причинам: реальная стоимость его поддержания в рабочем состоянии такова, что население не в состоянии оплатить эту услугу, а АО “Ивтелеком”, по налоговому законодательству и постановлению правительства “О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи”, не может предоставлять услугу ниже ее себестоимости. В 2001 году убытки составили 2,3 млн рублей, и руководство АО “Ивтелеком” стало искать коммерческие выходы из создавшейся ситуации. Выход, собственно, ясен – переход на эфирное вещание. Вопрос в том, каким образом. Есть три варианта:

1. За счет собственных средств “Ивтелекома”. Но – предупреждают “телекомовцы” - процесс растянется на 3-5 лет (а в обосновании необходимости перехода коммерческий директор этой структуры Л. Матафонов упоминает, что вкладывать деньги целесообразно лишь в том случае, если они начнут приносить прибыль не позднее одного года с момента капвложений).

2. За счет субсидии из областного бюджета (т.е. область, заинтересованная в сохранении единого информационного пространства, кредитует коммерческую организацию, не тратит средства на компенсацию льгот 67-ми категориям абонентов проводного вещания и, по расчетам АО “Ивтелеком”, получает в бюджет дополнительные 1,2 млн. рублей. ).

3. За счет существенного снижения налогов, уплачиваемых в областной и местный бюджеты (этот вариант как реальный, похоже не рассматривался ни той, ни другой стороной).

Практически уже выбран второй вариант. Теперь осталось определиться с механизмом. На приобретение приемников, ориентировочно по 300 рублей каждый, нужно 4 млн. “Ивтелеком” считает, что вся область находится в зоне уверенного приема передатчика в Родниках, и этого достаточно. Администрация хочет видеть “соседский” вариант Нижнего Новгорода и Костромы, где в каждом районе – свой передатчик (в Нижнем, кстати, аналогичное “Ивтелекому” предприятие “Нижегородсвязьинформ” осуществило переход на эфирное вещание за счет собственных средств и потратило на это 6 миллионов). На это нужно еще около 5,3 миллиона. Ивановские связисты согласны обслуживать эти 16 передатчиков только на платной основе при себестоимости этой услуги в 580 тыс. рублей в год…

Чей вариант “победит” и как он воплотится в жизнь – покажет время. На мой вопрос: раз проводное вещание убыточно, а эфирное требует непосильных трат, может ли акционерное общество отказаться от первого, ничем его не заменив – по коммерческим соображениям? – в “Ивтелекоме” ответить не смогли…

Елена Новгородова

25 Ноября 2002, 17:35 +93

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...