Не грузите, мужики!

Как говорит сам Валерий Васильев, возглавляющий управление «Ивавтодор» (на фото), «я держусь в своем кресле, пока со стороны губернатора и «Росавтодора» ко мне нет претензий по работе». У рядовых ивановцев, претензии, скоре всего, имеются, и немало. На некоторые из них мы получили ответы.

- Валерий Николаевич, депутаты Законодательного собрания потребовали экономически обосновать инициативу «Ивавтодора», которая касается повышения областных ставок транспортного налога на грузовой транспорт. Вы уже сделали это обоснование?

- Вплотную мы займемся этим в сентябре. Но я не совсем понимаю, какие цифры они хотят от нас получить. Мы просто «подтягиваем» ставки налога к уровню тех, что существуют в соседних регионах: если с иномарок в Ивановской области берут «по максимуму», то налог на грузовой транспорт явно занижен. На это «Ивавтодору» не раз указывали в министерстве финансов, когда мы выходили с просьбой увеличить финансирование: если еще год назад федеральные субвенции составляли 500-600 млн рублей (с учетом строительства моста через Волгу), то в 2004 году – всего 80 миллионов. Между тем, повторюсь, именно грузовики разбивают наши дороги. Нагрузки давно уже превысили все нормативы – вместо положенных шести тонн на ось, ездят и с двенадцатью, и с восемнадцатью. То, что владельцы таких машин побегут регистрироваться в соседние области – полный бред: если мы уравняем ставки, смысла в этом просто не будет.

- Почему же депутаты сопротивляются?

- Может, некоторые из них просто лоббируют чей-то бизнес?

- У меня вообще создалось впечатление, что они становятся «в стойку» при упоминании «Ивавтодора» и вашем появлении в зале заседаний. Почему? Может, дело в тех четырех миллионах на госуправление, которые они сначала у вас отняли, а потом вернули?

- Вернули они сами, никто их не заставлял. Что касается моего появления в зале, то такое впечатление, что если я прихожу на заседание, все инициативы проходят, как только меня нет – обязательно «прокатят». Поэтому при решении важных вопросов стараюсь присутствовать лично. В мае я специально посетил пленарное заседание Законодательного собрания, хотя должен был быть на совещании ЦФО во Владимире – обсуждалась «дорожная» тема. И депутаты не задали мне ни одного вопроса.

- Повышение транспортного налога, если оно случится, принесет вам дополнительно всего лишь 50 млн рублей. Если мыслить финансовыми масштабами области, это ведь так мало…

- Если говорить о том, сколько нужно, чтобы нормально содержать существующую сеть дорог, то это 1,5 млрд рублей в год. Таких денег в регионе нет. Все, что мы можем сегодня – это удерживать в нормативном состоянии основные наши дороги: на Нижний Новгород, Ярославль, Кострому. Все остальное финансируется по остаточному принципу. Так что в нашем положении любые 50 миллионов – не лишние. Нужно закупать новую технику: износ имеющейся у ОГУПов – 75%. Асфальтобетонные заводы очень старые, поэтому и качество асфальта не выдерживает никакой критики.

- Сейчас можно говорить, что нужно строить меньше, но лучше. В условиях хронического недофинансирования это выход или тупик, ведь новые технологии обходятся дороже?

- Думаю, что это - выход: такие дороги стоят намного дольше. И опыт есть - в Питере, где климатические условия не лучше ивановских, уже делают покрытия с семилетней гарантией.

- Реально ли те скудные деньги, которые есть, распылять не на «залатывание дыр», а вкладывать во что-то высокотехнологичное?

- Это нужно делать. У нас есть программа развития дорог, но мы ничего не строим – нет денег. В ближайшее время я подготовлю служебную записку на имя губернатора с предложением хотя бы один ГУП оснастить современным оборудованием. Через год мы все-таки начнем делать обход вокруг Иванова, и когда выставим работы на аукцион, то ужаснемся, сколько денег уйдет мимо нашего бюджета – просто потому, что ивановские подрядчики со своей устаревшей техникой участвовать в торгах не смогут. И налоги получат Ярославль, Кострома или кто-то еще.

- Какова цена вопроса?

- Порядка 150 млн рублей. Разово найти такие деньги в области тяжело: думаю, мы используем лизинговую схему.

- Это единственный путь?

- Нет, но нужно понимать, что такие проблемы стоят не только перед Ивановской областью и они должны решаться на федеральном уровне. За последние четыре года финансирование всей дорожной отрасли существенно снизилось. Это связано с тем, что так и не была найдена замена оборотному налогу на автодороги. Денег территориального дорожного фонда недостаточно. Я уже приводил пример, что в Европе эти расходы составляют примерно 4% ВВП. У нас – 1,4%. Столько же (по процентам) тратит только Япония. Но сравните по суммам ВВП России и Японии! Мы настаиваем на том, чтобы управление освободили от уплаты земельного налога: «Ивавтодор» платит налоги на землю, по которой проходят подведомственные дороги. Мы строим дороги, содержим их, прибыли не извлекаем, но платим как за коммерческое «пользование землей» 55 млн рублей в год. Частично эта проблема решается на местном уровне, так как налог расщепляется. Осенью мы озадачим ею законодателей, посмотрим, как они отреагируют.

- Казначейское исполнение бюджета, на которое должно перейти управление «Ивавтодор», постоянно откладывается. Депутаты настаивают на нем, говоря, что ужесточится контроль за расходованием бюджетных денег. Почему процесс так затянулся?

- Мы не возражаем против того, чтобы перейти на казначейское исполнение, но против того, чтобы делать это в середине финансового года, только и всего. Что изменится? Увеличится путь от подачи документов до получения денег. Что касается контроля, контролирующих органов у нас и так более чем достаточно. Месяц назад закончила свою работу Счетная палата, недавно проверяла налоговая инспекция.

- А как вы прокомментируете намерение областной власти снова переподчинить областные государственные унитарные предприятия (ОГУПы)?

- Как прокомментировать - жестко или мягко?

- Как получится…

- Если мягко, то, считаю, это делать нецелесообразно: такой печальный опыт у нас уже был. Несколько лет назад начальников наших ГУПов назначал, поощрял, отпускал в отпуск и т.п. областной комитет по управлению государственным имуществом (КУГИ). Практика показала, что управлять такими предприятиями совершенно невозможно (а за показатели отрасли отвечает все равно «Ивавтодор»). И в ноябре 2003 года сделали так, как должно быть - ОГУПы подчинили отраслевым управлениям. И вот через шесть месяцев все меняют опять – похоже, только потому, что в администрацию пришли новые люди.

- Вы против новых людей в администрации?

- Нет, но зачем же наступать на старые грабли?..

- Один из аргументов в пользу переподчинения – за областное имущество отвечает именно КУГИ…

- Тогда давайте разберемся – мы назначаем управленцев или завхозов? Все имущественные операции (приобретение, списание имущества и т.п.) и так согласовываются с комитетом. Более того, существующая модель управления опробована на федеральном уровне – руководителей федеральных ГУПов назначают отраслевики, а не министерство имущественных отношений. Зачем же ломать эту систему? У «Ивавтодора» в отношении госпредприятий существует другая проблема: большая их часть формально является федеральными - чиновники в свое время просто не оформили должным образом документы. А мы считали их «своими», вкладывали деньги. Поэтому сейчас ведется работа по возвращению их в областную собственность. Если бы не правительственная реформа, все документы были подписаны еще весной. Теперь приходится проходить все согласования заново.

- Насколько вы «дорожите» своими ОГУПами? Говорят, отраслевики не дают их приватизировать, продавать, несмотря на то, что те приносят убытки?

- Этот вопрос можно будет ставить только после того, как эти предприятия вернутся в областную собственность. Мое личное мнение – их нужно акционировать и продавать, экономически это более целесообразно.

Елена НОВГОРОДОВА

03 Августа 2004, 11:50 +51

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...