«Не хочу учиться!»

Марина Москалева (текст) Еще недавно ваш ребенок бодро шагал по дороге к школе с букетом цветов и поминутно спрашивал, все ли у него в порядке. И гордился, когда кто-нибудь из встреченных знакомых поздравлял его с тем, что он теперь ученик. И восхищался новыми тетрадками. Но вот «медовый месяц» прошел, и его настроения кардинально изменились. А желания идти в школу, мягко говоря, поубавилось. Впрочем, такая беда может постичь не только первоклассника. Почему это происходит, и что делать? Об этом мы говорим с психологом, членом ассоциации практической психологии Мариной Силиной. - Марина Валентиновна, нежелание учиться это распространенная проблема? - Более чем. Пожалуй, это одна из частых причин для обращения родителей к психологу. Обычно к семи годам дети готовы к обучению. Им интересен процесс познания нового. И если вдруг после непродолжительного времени ребенок заявляет, что учиться он не хочет и в школу не пойдет – это серьезный повод разобраться. К сожалению, родители часто игнорируют первые тревожные сигналы и обращаются за помощью, когда ситуация заходит в тупик. При этом они часто винят школу, детей и редко себя. Нежелание учиться может проявляться по-разному. Иногда ребенок открыто отказывается переступать школьный порог, а иногда скрывает от родителей, что не посещает школу, вводя их в заблуждение. Другой вариант – когда школьник отказывается выполнять домашние задания, жалуется на усталость, хотя на компьютере готов играть до утра. Если родители настаивают, он может даже плакать, срываясь на крик. Бывает, что о нежелании ребенка учиться родители узнают от учителей. - В чем же дело, почему возникают такие ситуации? - В основе нежелания учиться может лежать много причин. В том числе и медицинские. Например, не выявленная вовремя тугоухость или близорукость. Если при этом у ребенка еще и неудобное место (например, он сидит на последней парте), сложностей не миновать. При проблемах неврологического свойства: повышенной тревожности, гиперактивности, различных вариантов задержки психического развития, воспринимать новый материал тоже бывает сложно, отсюда и нежелание учиться. Кстати, часто именно в таких случаях родители не готовы смотреть правде в глаза. Они до последнего отрицают, что у ребенка какие-то проблемы со здоровьем, а перспективу перевести его в коррекционный класс или школу, где ребенок, возможно, чувствовал бы себя комфортнее, воспринимают как катастрофу. И не понимают, что ради своих амбиций и завышенных ожиданий мучают любимое чадо, вредят его здоровью. Ведь, если разобраться, боятся они не за ребенка, а за себя. За то, что подумают о них знакомые. - А если ребенок здоров? - Тогда нежелание учиться может возникнуть из-за усталости и стресса. Усталость бывает физическая, умственная и эмоциональная. Если ребенок устает физически, необходимо освободить его от дополнительных занятий (многие родители ради блага ребенка выбирают для него сразу несколько кружков и секций, которые уже не развивают, а истощают его). Признаки умственной усталости – рассеянность, неспособность сконцентрировать внимание. В этом случае нужно больше гулять на свежем воздухе. Эмоциональную усталость вызывают неспокойная обстановка в семье, а также отсутствие режима (до глубокой ночи телевизор и компьютер, а днем – «клевание носом»). Серьезный вклад в нежелание ребенка учиться вносят сами родители, ругая его, сравнивая с более успешными ровесниками, занижая его самооценку. Все дети разные и способности у них отличаются. Если родители, требуя исключительных результатов, ругают и наказывают за плохую оценку, ребенку просто страшно учится. Кроме того, родители не задумываются о том, какое отношение к школе они формируют. Например, они «напутствуют» ребенка: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!» И это вместо того, чтобы грамотно сформировать мотивацию на учебу. Очень часто проблемы возникают у детей, которые воспитывались вне детского коллектива. Многие из них просто не умеют общаться с ровесниками. Одной из причин может быть страх – страшно отвечать у доски, выглядеть смешным, получить плохую отметку и т.д. Но никто не отменял и такую вещь, как самая обычная лень. Откуда она берется? Для того, чтобы это понять необходимо обратиться индивидуально к жизни «носителя» этого качества. Кстати, часто, став взрослыми, дети, которые из-за лени не добились успехов в школе и не смогли получить хорошее образование, винят своих родителей, не могут простить им того, что те не заставили их учиться. И, разумеется, распространенными причинами нежелания учиться могут быть не сложившиеся отношения с одноклассниками или с педагогом. - Что же делать родителям, которые столкнулись с такой проблемой? - Начинать готовить ребенка к школе нужно в раннем детстве. Главное – это привить ему любознательность, желание узнавать новое. Ребенок должен получать радость и от процесса познания, и от результата. Но это, разумеется, идеальная картина, родителям школьника думать об упущенных возможностях поздно. Им важно внимательно прислушиваться к своим детям, следить за их настроениями, за изменениями, которые с ними происходят. Если между вами и ребенком доверительные отношения, вы, скорее всего, сможете вовремя ему помочь. В школе часто бывает и сложно, и неинтересно. Убедить ребенка все-таки ходить туда не так-то просто. Хорошо, если он чем-то увлекается. Тогда он поймет, что для поступления в институт ему нужно хорошо закончить школу. Проблем с мотивацией бывает меньше и в том случае, если в семье у всех есть высшее образование и вопрос о его необходимости не обсуждается. В любом случае, не мытьем так катанием, нужно понять, почему ребенок не хочет учиться. В крайнем случае, прибегнете к помощи профессионального психолога. Только выяснив истинную причину, вы сможете помочь ребенку. Если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, поговорите с педагогом, постарайтесь найти с ним общий язык. Если дело в отношениях с одноклассниками, обсуждайте их с ребенком, поддерживайте его. Объясните, что причины неудач могут быть не только во внешних обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники), но и в нем самом. Школа дает не только знания, но и опыт решения конфликтов. Задача родителей – не оградить ребенка от проблем, а научить справляться с ними достойно. Поэтому любой возникший конфликт постарайтесь решить миром. Но, в крайнем случае, можно применить и кардинальное решение – переведя ребенка в другую школу или в другой класс. В любом случае родителям важно не пускаться в крайности. Не слишком опекайте ребенка, но и не оставляйте его совсем без внимания, не отказывайте в помощи. Учеба – это огромный труд и большая ответственность родителей и учеников. И готовность трудиться должна быть у каждого. Что делать родителям, если ребенок заявляет: «Не хочу учиться!» - Не ждите от ребенка только наивысших результатов, не требуйте, чтобы он был отличником; - Встречая ребенка из школы, поинтересуйтесь, как он себя чувствует, что нового он узнал, а потом уже спросите об отметках; - Не следует сравнивать, давить, спешить, наказывать. Необходимо хвалить, поощрять, стимулировать, поддерживать во всем; - Разговаривайте с учителем, интересуйтесь успехами и неудачами детей; - При необходимости воспользуйтесь индивидуальными психологическими программами, коррекцией внимания, памяти, нарушений счета, письма, чтения; - Переходный подростковый возраст бунтарства и острых конфликтов постарайтесь просто пережить, сохранив доброе отношение к ребенку;
19 Октября 2010, 11:11 +83

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...