Не плодить «копеечных» муниципалитетов

Начало реформы местного самоуправления (ее первый этап - утверждение на уровне субъекта Федерации границ муниципальных образований - должен быть завершен к 1 января 2005 года) пока вызывает больше вопросов, чем ответов. 2 апреля в Иванове прошла научно-практическая конференция, посвященная проблемам развития местного самоуправления в условиях нового законодательства. Некоторые аспекты мы попросили прокомментировать заместителя председателя областного Законодательного Собрания, курирующего вопросы реформирования муниципальной системы, Елену Григорьеву.

- Елена Львовна, прошедшая конференция - не первое и, видимо, не последнее мероприятие, посвященное реформированию местного самоуправления. Почему этому вопросу уделяется такое внимание?

- В первую очередь потому, что это коренное изменение системы власти на местах. Дело не в смене названий и введении новых статусов, таких, как городские и сельские поселения. По идее разработчиков закона «Об общих принципах местного самоуправления», в результате реформы власть должна стать ближе к людям.

Первый этап - формирование границ новых муниципальных единиц - городских и сельских поселений. Здесь очень важно, каким образом будут определены эти границы. Если мы правильно «нарежем» поселения, тогда муниципальная реформа будет работать. Если неправильно - то в конечном итоге возникнет еще больше проблем, чем сейчас. На конференции директор Российского научного центра государственного и муниципального управления С. Юркова отметила, что нельзя создавать «копеечные» муниципалитеты, то есть такие, чьи полномочия не были бы подкреплены финансово. Я с ней полностью согласна в этом вопросе.

- За счет чего будут формироваться бюджеты новых муниципальных образований? Не секрет, что в Ивановской области, пожалуй, только областной центр худо-бедно справляется самостоятельно с большинством расходов. Все остальные муниципальные образования имеют дотационные бюджеты.

- Федеральный закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления» не определяет, какие виды налогов останутся в местных бюджетах. Сейчас все мы ждем дополнений к нему в виде изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Это одна из самых больших проблем реформы. Никто пока не может сказать, насколько будут обеспечены те полномочия, которыми законодатель наделил власть на местах. А полномочия без денег - фикция. Опыт постсоветского периода это показал.

Существует так называемая концепция законопроекта по внесению этих дополнений и изменений. Предполагается, что часть налогов будет оставаться в бюджетах городских и сельских поселений. Однако, по мнению специалистов Минфина, нынешняя налоговая система плохо приспособлена к реализации принципа налоговой автономии.

Предполагается, что в местных бюджетах останется транспортный налог, торговый сбор (с этим сбором, к сожалению, пока вообще ничего не ясно), налог на недвижимость. Земельный налог мог бы стать хорошей основой местных бюджетов, но разграничение собственности на землю между федерацией, регионом и муниципалитетами еще не завершено (точнее, только-только началось), процесс этот довольно длительный. Есть решение оставить налог на имущество организаций на региональном уровне, при этом законодатель предполагает, что субъект Федерации сам, если сочтет это нужным, передаст его нормативами отчислений в местные бюджеты.

В местные бюджеты могут быть переданы целиком налоги на малый бизнес, что позволит местной власти более заинтересованно участвовать в его развитии. Основным же для местных бюджетов будет налог на доходы физических лиц.

За счет перераспределения уровней власти и налогов ликвидируется, например, такой абсурдный момент: в поселке устойчиво работает предприятие, но налоги оно отчисляет в районный, областной и федеральный бюджет, а уже районные власти решают, сколько средств выделить на социальное обеспечение, школы и больницы этого поселка. В результате реформы власти поселения будут сами решать этот вопрос за счет налоговых поступлений.

- Не получится ли так, что в результате такого распределения налогов сельские поселения останутся без денег, как и сейчас? Многие сельскохозяйственные предприятия находятся не в лучшем положении, число жителей сельских районов стремительно сокращается…

- Это одна из проблем, на которые точки зрения разработчиков законов и ученых федерального уровня, с одной стороны, и представителей муниципальной власти, с другой, расходятся. Глава Пучежского района Александр Климов заявил на конференции, что в отдельных районах не имеет смысла создавать систему муниципальных образований в виде городских и сельских поселений.

Сейчас ясно, что если создан слабый муниципалитет и он не может исполнять свои полномочия, прописанные в законе, то их можно отдать на исполнение муниципальному району, но только вместе с деньгами. В итоге получится, что нищие сельские поселения все равно отдадут всё на уровень района. Отсюда и родилась идея, о которой говорил А. Климов: некоторые муниципальные районы наделить статусом городского округа. А такая возможность есть действительно, потому что в течение многих лет все ресурсы подтягивались к центру, к городу или поселку городского типа, который является сейчас центром района. Федералы же, как показала конференция, против таких действий.

- Здесь мы опять возвращаемся к вопросу формирования городских и сельских поселений. Кто будет определять их границы?

- Границы определяются Законом Ивановской области. Но позиция депутатов Законодательного собрания такова: надо это делать с учетом мнения населения области, выраженного через депутатов местных органов власти. Здесь возникают следующие проблемы: закон очень объемный, и очень важно правильно понять его суть и значимость. Сейчас мы, депутаты ЗС, проводим работу по разъяснению этого закона среди депутатов местных представительных органов. Есть пример: решение Вичугского совета о том, чтобы городские и сельские поселения в районе были созданы на базе существующих 12-ти сельских и поселковых администраций. Но это приведет к разбуханию административного аппарата и созданию тех самых «копеечных» муниципалитетов. С другой стороны, если мы до 1 января не проведем территориальную часть реформы, то за нас это сделает Федерация, естественно, без учета мнения депутатов и населения.

- Будут ли меняться границы районов? Может быть, имеет смысл объединить малонаселенные муниципальные районы?

- По этому вопросу наше мнение полностью совпадает с мнением исполнительной власти, лично губернатора Владимира Тихонова, которую он высказал на конференции. Сейчас не надо торопиться и менять существующие границы районов. Во-первых, в соответствии с законодательством это можно сделать только путем референдума, а это лишние затраты, которых желательно избежать. Во-вторых, в районах сейчас уже сложились местные политические элиты, которые плохо ли, хорошо ли, но работают. И если на первом этапе (при том, что надо привыкать к работе на новом уровне - уровне поселений), мы еще будем заниматься перекройкой существующих границ районов, то ни к чему хорошему это не приведет.

- Была ли вообще необходимость в этой реформе?

- По мнению федералов, в Ивановской области реформа должна пройти безболезненно, так как у нас муниципальные образования созданы на уровне крупных городов и районов. Но есть субъекты Федерации, где до 600 муниципальных образований, они существуют на уровне чуть ли не каждой деревни. Цель реформы - унифицировать муниципальные образования, выстроить вертикаль власти. Необходимо, чтобы органы местного самоуправления на всей территории нашей огромной страны были созданы по единому принципу с единообразными бюджетами.

- Есть еще один аспект закона «Об общих принципах местного самоуправления»: муниципалы должны расстаться со значительной частью своего имущества. Зачем нужно это перераспределение собственности?

- Для упорядочивания деятельности муниципалитетов. Законодатель также предполагал, что если есть предприниматели, желающие оказывать населению те или иные услуги, то муниципальная власть должна уйти из этой сферы деятельности. Скажем, есть желающие работать в сфере ЖКХ - значит, ЖКХ должно перестать быть муниципальным. Федералы считают, что таким образом возникнет конкуренция, а, следовательно, снижение цен, повышение качества услуг и так далее. Но получится ли так на практике?

Есть и негативный момент для крупных городов, которые получат статус городских округов: эти муниципалитеты лишатся значительной части доходов от аренды имущества, так как вынуждены будут это имущество (кроме необходимого для обеспечения жизненно важных потребностей населения) продать. Это уже вызывает беспокойство у представителей муниципалитетов городов, в первую очередь – Иванова.

Что бы мы сейчас ни думали, закон есть закон, надо его выполнять. Основная задача, как отмечали практически все участники конференции - действовать по принципу «не навреди». В конце концов, эта реформа начиналась для того, чтобы приблизить власть к народу.

05 Апреля 2004, 20:42 +32

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...