Не ради дырки на обоях

События лета (фестиваль «Лоскутная мозаика», защита дипломных и курсовых работ в ИГТА) позволяют познакомиться с новинками интерьерной моды и наводят на мысли о том, как много у нас сейчас возможностей сделать дом или офис по-настоящему оригинальными и самобытными. Один из самых популярных предметов интерьера сегодня — это текстильное панно. О его истории и сегодняшнем дне нам рассказала профессор, заведующая кафедрой текстильного дизайна ИГТА Наталья Мизонова. Из тьмы веков Текстильное панно — явление достаточно древнее. Все техники, которые используются сегодня, уходят своими корнями в декоративно-прикладное искусство разных стран и народов. Наиболее старинные из известных нам текстильных панно появились в Китае. Там декоративное искусство ценилось не менее, чем изобразительное. Китайские шпалеры (шпалера — это безворсовый ковер) ткались из шелка и назывались «кэсы». Кэсы соответствовали стилистике китайского искусства в целом: им были свойственны природные мотивы, и порой авторам удавалось добиться такой реалистичности изображения, что оно казалось живым. Например, рыба на шпалере при легком дуновении ветра шевелила плавниками. В Индии и Океании получили распространение великолепные росписи по ткани, в основном по хлопку. Эту технику, как и изделия, которые получаются в результате, мы сегодня называем батиком. Художественные полотна использовались и в быту, и для ритуальных целей. В Европе текстильные панно появились в эпоху Средневековья в виде шпалер. Ткались они в основном из шерстяных, а затем и хлопчатобумажных нитей и служили для того, чтобы не только облагораживать, но и утеплять помещения. Процесс выполнения шпалер был трудоемким, поэтому изделия ценились очень высоко. Размер шпалер во времена средневековья составлял 2-3 метра (как у современных ковров). В период Возрождения, а особенно во времена главенства стиля барокко, шпалеры приобрели грандиозные размеры, превратившись в полотна шириной шесть и более метров. Для богатых домов (в том числе королевских) шпалеры заказывались целыми коллекциями, посвященными, например, временам года, или военной победе страны. В этот момент шпалера вплотную приближается к живописи, изображение становится очень реалистичным. От шпалер уже не требовалось утеплять помещение, им отводилась чисто декоративная роль. Как предмет роскоши шпалеры сочетались в интерьере с ценными породами дерева, драгоценными тканями и т.д. Затем стиль барокко сменил стиль рококо, шпалеры стали меньше, тоньше и изящнее, цвета используемых ниток — светлее. Героические сюжеты сменились мотивами любовными и природными. Теперь такие панно использовались в более интимных помещениях, например в будуарах. В XIX веке буржуазные революции в странах Европы поуменьшили количество заказчиков на предметы роскоши и в том числе текстильные панно. Все шире распространялось машинное производство, в буржуазную среду проникали предметы искусства (в том числе и живописные полотна). Шпалеры используются все реже. И только в конце века, в период господства стиля модерн, они появляются вновь как элемент роскоши и носитель стиля. Особенно трудно приходится шпалере в период всеобщего увлечения кубизмом, хотя есть произведения, выполненные в этом стиле и в этой технике. И все же шпалера почти полностью исчезает из интерьера, уступив место другим решениям, и появляется вновь в ХХ веке под названием «гобелен». Под термином «гобелен» обычно понимают сразу два понятия: это и способ получения рисунка за счет переплетения нитей, и вид ткани, которая получается в результате. Если до этого шпалеры были штучными изделиями и выполнялись в основном вручную, то в ХХ веке процесс изготовления гобеленов существенно ускорился за счет применения новых техник, а также использования более толстых ниток. Появились объемные гобелены, которые презентовались авторами как арт-объекты. Очень изменилась и изобразительная составляющая: реализм в изображении уступил место формальным приемам. В народном быту место гобеленов занимали вышитые ковры. Они были более функциональны, выполнялись с учетом бытовых потребностей. Не случайно у разных народов появлялись и разные школы изготовления вышитых ковров. Например, в Средней Азии кочевые народы, которые обустраивали быт в юртах, применяли валяные ковры. Такой ковер сейчас называется «кошма». Кроме того, там появилась мощная школа аппликативных ковров, называемых «сюзане». Как это принято в народном искусстве, каждый мотив и орнамент имел собственный смысл — служил оберегом или добрым пожеланием. Искусство сюзане живо до сих пор. В Молдавии, на Карпатах были очень распространены вышитые ковры. В России место текстильного панно прочно заняли лоскутные одеяла и занавески. Элементом оформления дома, своего рода оберегом, были и вышитые полотенца, которые вешали перед иконами. В советское время, когда официально признанным направлением в оформлении дома был аскетизм, в противовес давлению общества как никогда широко распространилось вышивание крестиком. «Это вообще очень соответствовало эпохе: не нужно думать, достаточно купить заготовку, разлинованную клеточками и вышить нитками предписанных цветов оленей, птичек или другие сюжеты, которые помогали отвлечься от реальной жизни, — говорит Наталья Мизонова. — Такие сентиментальные картинки делали комнату до приторности уютной. Но все-таки это был уют». Между тем на выставках декоративно-прикладного искусства советского времени можно увидеть и идеологические сюжеты: например, вышитый гладью потрет Сталина. Наталье Григорьевне запомнилась картина, вышитая волосами разных оттенков, на которой изображалось выступление Ленина на съезде комсомола… В 70–80-е годы место текстильного панно в интерьере заняли ковры — символ достатка и уюта времен застоя. Неписаный кодекс оформления квартир четко предписывал, где должен висеть ковер в «правильной» советской гостиной. Кто бы мог подумать, что пройдет всего несколько десятилетий и представления об оформлении интерьера так кардинально изменятся… По собственному вкусу Сегодня быт становится все более устроенным, интерьеры — все более продуманными и дорогими. Стремление сделать помещение индивидуальным приводит к тому, что в квартирах и офисах все чаще вновь появляются текстильные панно. Среди используемых техник традиционные гобелен и батик, плетение, аппликация, пэчворк, ткачество, вязание, макраме, а также новые смешанные техники. Классический гобелен сегодня используется редко, хотя есть мастера, которые работают в этой технике. В Иванове, например, это Владимир Мухин. «Работать в классической манере достаточно трудно, классика требует качества, — говорит Наталья Мизонова. — Но при этом классика всегда выглядит достойно». Работы, выполненные в технике гобелена, сейчас часто носят этнический характер (восточный, африканский) или стилистически приближаются к примитивизму, детскому рисунку. Пик популярности панно, выполненных в технике батик, остался в прошлом. Сейчас расписанные вручную ткани более широко используются в одежде, нежели в интерьере. Однако это не мешает ценителям приобретать для себя работы, написанные в этой технике. В основном это небольшие натюрморты или абстрактная живопись. Лоскутное шитье прочно заняло место народной техники. Хотя именно здесь происходит наиболее быстрый процесс глобализации: в ходе фестивалей «Лоскутная мозаика» мастерицы из разных стран обмениваются опытом, заимствуют друг у друга приемы отделки. Традиционно у каждой страны было несколько собственных приемов, теперь они все больше становятся международными. Например, американский «квилт» распространен и в России. Популярны и рустикальные (народные) материалы — веревки, бечевки, мешковина. Для изготовления панно из таких материалов применяются приемы макраме, которое было повальным увлечением в советские времена, а также вязания, лозоплетения. Однако, несмотря на все богатство приемов, выработанных веками, их все же иногда не хватает мастерам для самовыражения. Среди новых техник, которые используются сегодня при создании панно, есть такая: на ткань или бумагу накладываются в произвольном порядке нитки, промазанные клеем, затем основа удаляется и остается текстильное полотно оригинальной фактуры. Пока этот прием не имеет даже названия. Техника арт-протис позволяет создавать уникальные ковры: на основе из недорогой ткани создается сюжет или декоративный рисунок с помощью нарезанных ниток, кусочков ткани и т.д. Затем все это пропускается через иглопробивную машину и простегивается. Необычный эффект получается при использовании привычной техники на новых тканях, например аппликации на прозрачных шифоне или органзе. Иногда для создания художественных работ используются функциональные материалы, такие как синтепон. Они могут быть весьма выразительными. Широчайшие возможности дает использование принта — текстильного рисунка. В этом случае на первое место выходит художественная ценность изображения, сюжетная линия. Например, среди курсовых работ студентов ИГТА (впоследствии они станут дипломными работами) в этом году были текстильные панно, сюжетами для которых стала жизнь брошенных собак, богатство информационного поля (интернет, радио и ТВ, книги и газеты, уличные объявления), семья (в основу этих панно легли детские рисунки). Часть работ предназначалась для дома, а часть — для молодежных кафе и клубов. В целом сюжетное многообразие текстильных панно сегодня бесконечно. Зачастую создаются не просто панно, а текстильные арт-объекты: столики, светильники, шторы и т.д. Как отмечает Наталья Мизонова, элементы ручной работы имеют свойство моментально одомашнивать и одухотворять помещение, делать его более теплым и уютным. Такого эффекта невозможно достичь за счет использования живописных работ. Получается, что текстильные панно, как и в древние времена, играют роль оберегов. Принимая решение использовать панно в офисе, помните об эффекте «одомашнивания» помещения. Нужен ли вам такой результат? Компромиссом может стать панно, повешенное не в кабинете, а в комнате отдыха. Что касается использования в домашнем интерьере, панно не должно диссонировать с цветовым и стилевым решением. В панно должны использоваться те же краски, которые преобладают в помещении. Или же оно может стать цветовым акцентом в комнате, отделка которой выполнена в нейтральных цветах. Ну и конечно, классический гобелен будет странно выглядеть в доме, оформленном в стиле хай-тек, а панно из рустикальных материалов — в парадном помещении. Стилевой поддержкой для текстильного панно может стать флористическая композиция, шкатулка или сундучок, посуда, покрывало, подушки или скатерть. Марина Москалева
22 Июля 2009, 15:27 +108

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...