Не в дорфонде счастье?

В сентябре финансовое управление традиционно становится самым популярным среди своих коллег. Именно сейчас с управлениями согласовывается областной бюджет следующего года. Документ, что называется, устаканивается в недрах администрации перед вынесением его на публичное обсуждение в Законодательное собрание. Обычно разногласия между управлениями разрешаются за толстыми стенами кабинетов, и на открытые совещания выносится согласованный вариант бюджета. Но порой и здесь скучное зачтение бюджетных цифр все же прерывается острыми дискуссиями. Две недели назад администрация области обсуждала подходы к формированию бюджета, и тогда А. Грузнов публично озвучил свое желание ликвидировать Территориальный дорожный фонд (ТДФ), а все средства на дорожное хозяйство перераспределить между разными статьями бюджета. При обсуждении проекта бюджета следующего года, по всей видимости, именно дорожный фонд станет яблоком раздора и предметом торга.

Согласно федеральному законодательству в дорожных фондах концентрируются средства, за счет которых финансируется содержание, ремонт, реконструкция и строительство тех самых автомобильных дорог, которыми мы все пользуемся. Формируется ТДФ за счет четко оговоренного в законодательстве перечня сборов и платежей. В нашем случае это транспортный налог, акцизы на нефтепродукты и земельный налог. В результате в ТДФ концентрируются очень неплохие деньги. Например, в областном бюджете этого года объем ТДФ достиг 480 млн рублей. Распоряжается всеми этими средствами управление "Ивавтодор". А учитывая то, что больше ни одна областная структура не имеет выхода на подобные суммы, кусочек выглядит очень лакомым...

Еще два года назад ТДФ был внебюджетным фондом, и его расходование областная администрация не контролировала даже номинально. В конце 2002 года депутаты Законодательного собрания решили включить фонд в состав бюджета. И предложение главного финансиста области разнести дорожные деньги по разным статьям бюджета - логичное продолжение того решения. Как заявляет А. Грузнов, такой подход к финансированию дорожной отрасли более соответствует системе казначейского исполнения, на которую областной бюджет должен окончательно перейти в 2004 году. Кроме того, это позволит лучше контролировать расходование дорожных денег.

Но, по словам начальника управления "Ивавтодор" Валерия Васильева, после ликвидации ТДФ главное финансовое управлению сможет перераспределять средства, пусть даже временно, на другие цели: "Пока существует дорфонд, сохраняется принцип "окрашенности" дорожных денег. Направить их куда-то по другому направлению невозможно. Хотя порой финансовое управление пытается их заполучить. Например, в прошлом году мы не использовали 6 млн рублей и теперь не можем получить их обратно - Александр Павлович их нам не отдает. По закону о дорожных фондах использование этих денег на другие цели не допускается. А дороги у нас в области не блестящие - явно есть над чем работать. И если фонд будет ликвидирован, денег на дороги будет оставаться все меньше и меньше, трассы будут все хуже и хуже, а пальцем будут показывать на "Автодор".

К слову сказать, подобные прецеденты с нарушением принципа "окрашенности" в нашем бюджете уже имеются. Так, на уже упомянутом совещании в администрации председатель комитета природных ресурсов Юрий Носков указал губернатору на то, что далеко не все средства, полученные в качестве ренты и сборов за использование природными ресурсами, направляются на природоохранные и восстановительные мероприятия.

Впрочем, на руку А. Грузнову может сыграть то обстоятельство, что против одного бывшего руководителя "Ивавтодора" уголовное дело уже ведется, и решается вопрос о возбуждении дела против еще одного экс-начальника - депутата ЗС Владимира Гришина. В основу дел легли материалы о злоупотреблениях при расходовании средств ТДФ. Это может стать дополнительным аргументом в пользу усиления контроля над дорожными деньгами.

На усилении контроля настаивают и областные законодатели. С точки зрения председателя комитета по бюджетной и налоговой политике Законодательного собрания Андрея Мельникова, сохранение единого ТДФ вполне возможно, но при условии ежегодного утверждения подробной сметы управления "Ивавтодор" одновременно с прохождением через парламент областного бюджета.

Но может так случится, что попытка предотвратить одни нарушения (а к деятельности действующего руководства "Ивавтодора" у правоохранительных органов претензий нет) даст возможность совершать большие. Можно даже не принимать в расчет то, что сезонность дорожных работ требует максимально облегченного и своевременного доступа ДРСУ к финансовым средствам. Вопрос можно поставить по-другому. Сейчас, когда дорожными деньгами распоряжается "Ивавтодор" и к его работе привлечено столько пристальных взглядов, финансовая деятельность управления рассматривается как под лупой. А возможность и полномочия прислать в управление аудиторскую проверку как у главного финансиста, так и у законодателей есть всегда. После растворения дорожных денег в недрах областного бюджета, после того, как все "нуждающиеся" получат доступ к этим средствам, кто, скажите мне, будет заинтересован в проверках их целевого использования? Кто, кроме, пожалуй, самих дорожников?

Оксана Болецкая

15 Сентября 2003, 18:55 +73

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...