Не время забывать о красоте

Если вы решите в один из жарких летних дней посетить Плес, в культурную программу визита можно включить не только купание и дегустацию местной копченой рыбы, но и посещение музеев. К 600-летию города был подготовлен ряд самобытных и оригинальных экспозиций, которые в обычные дни невозможно было бы увидеть в одном месте. Простая волжская жизнь В Музее пейзажа работает выставка Аркадия Пластова Аркадия Пластова (1893-1972) называют наследником великих традиций классической русской живописи. Пластов – убежденный реалист, для которого художественная истина и правда жизни – одно неразделимое целое. То, что это волжанин, понятно с первого взгляда. И действительно, Аркадий Пластов родился в деревне Прислониха Симбирской губернии. Его дед был иконописцем, а сам он окончил духовную семинарию, а затем императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Вернувшись в родное село, он много писал с натуры. Не случайно Аркадий Пластов считается создателем единственного в своем роде художественного исследования русского крестьянства. С Плесом Пластова роднят не только волжские сюжеты, но и тот факт, что его педагогами были в числе прочих А.М. Корин и А.С. Степанов, которые много работали в этом волжском городе. Экспозиция, развернутая в музее пейзажа в Плесе, включает в себя более шестидесяти живописных работ, а также личные вещи художника и документальный материал. Все это было предоставлено его семьей. Создатели выставки уделили особое внимание композиции. Было решено разделить весь круг работ художника на десятилетние периоды: от картин 20-30 годов, исполненных правдивых деталей деревенского быта, мужицких характеров, до работ военных лет, в которых показаны тяготы жизни в тылу (среди этих картин знаменитая работа «Фашист пролетел») и более оптимистичных полотен 50-х и 60-х годов. Аркадий Пластов работал над политическими плакатами, иллюстрировал книги, был успешен как живописец, его картины не раз удостаивались государственных премий. Но на выставке он предстает скорее классиком, далеким от политических сфер. Главные герои картин экспозиции – это старики и дети, на лицах которых так беспримесно отражается жизнь и прожитая, и только начинающаяся. Эти лица, которые не могут врать, и честность показанного быта (лишенного пейзажных красивостей и соцреалистического оптимизма) вместе невольно заставляют задуматься о том, что есть какой-то высший смысл жизни, ценности, которые важнее жизненных благ. А родные места, как бы они ни были бедны и неблагородны (например, поражают четно показанные покосившиеся избы, разбитые весенние дороги) все же прекраснее любых сказочных островов. Как говорят организаторы, эта выставка – уникальное событие в художественной и общественной жизни Плеса, которое позволит зрителям хотя бы отчасти представить себе образ великого мастера, его искусства. Живопись, перемежаемая светом Именно так называет свои картины французский художник Жакомо де Пасса, выставку работ которого также представляет плесский Музей пейзажа. У этого живописца необычная судьба – он родился в 1938 году в городе Маракеш (Марокко) и учился живописи в школе изящных искусств Касабланки, а затем в Академиях изобразительных искусств Фроше и Гранд Шомерье в Париже, в Академии Жулиан, Ателье де ля Бюшери. Первый показ его работ состоялся, когда художнику было 18 лет. С тех пор Жакомо де Пасса провел более 100 персональных выставок в странах Европы, Африки и США. В разные годы он выставлялся вместе с Жоржем Браком, Хуаном Миро, Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали. В живописи художник разрабатывает авторскую технологию, которая визуально создает эффект акварели. По свидетельству самого Жакомо, он изучает старинные методы изготовления красок, читая древние манускрипты, выискивая особые секреты в процессе реставрации полотен классических художников. Именно техника старых мастеров лежит в основе живописи де Пасса. Следуя собственным рецептам, он использует обесцвеченное гвоздичное и льняное масло, чтобы предохранить краски от последующего пожелтения. Путем особого наложения грунта, краски и лака, художник добивается эффекта, когда работы словно излучают свет. Не зря Жакомо де Пасса говорил о себе «Мое самое прекрасное творение – белый лист»! Все это справедливо и в отношении работ художника, представленных на выставке в Плесе. «Обнаженная с лилиями», «Молодая девушка без масок», «Взгляд сквозь музыку», «Кошки одиночества» - благодаря авторскому взгляду и необычной технике исполнения всем этим картинам присуща особая поэтика и своеобразный философский взгляд на мир. От Плеса до Кольюра Еще один проект Музея пейзажа – это выставка арт-фоторграфий и живописи «Плес-Кольюр». Этот проект приурочен к году Франции в России. Работы, представленные на нем, были подготовлены в ходе визитов российских художников во Францию. Эти поездки были организованы благодаря сотрудничеству творческого объединения «Кредо» и международного художественного фонда Жакомо де Пасса. Такой обмен позволил французам увидеть свои города глазами российских живописцев. В России в свою очередь работали французы Элиан Фантини и Марк Дюри, молодой шотландский художник Дэвид Колдуэлл и другие авторы. «Берег Франции» Юрия Конышева, «Мосты Кольюра» и «Французское вино» Николая Романова, «Крыши Парижа» Светланы Кузьмичевой – все эти работы хранят память о парижских пленэрах. Впрочем, как отмечал известный художник Андрей Федоров, который также участвовал в творческом обмене с Францией, многие картины художникам не удалось довезти до дома, их покупали прямо «из-под кисти». Сотрудничество между городами будет продолжаться, тем более, что Плес и Кольюр роднит очень многое, судьбы и даже ландшавты этих городов очень похожи. Например, в Плесе есть гора Левитана, а в Кольюре – гора Матисса. Плес на страже русских рубежей Как говорит плесский историк Павел Травкин, дата образования города Плес теряется в веках и точно установить ее довольно сложно. Поэтому 600-летний юбилей – это праздник не столько города, сколько плесской крепости, построенной здесь по велению великого князя московского Василия I – сына Дмитрия Донского. Этой крепости и посвящена выставка «Плес: на страже русских рубежей» в музее пейзажа. Историки считают, что создание плесской крепости было частью политики преодоления феодальной раздробленности, сыграло важную роль в становлении русской государственности, в наведении порядка на Волге. В частности, благодаря этому фортификационному сооружению удалось прекратить грабительские походы новгородских учкуйников (речных разбойников, путешествовавших на небольших речных судах «учкуях»), навести порядок в торговле. На протяжении многих веков плесская крепость служила опорным пунктом Северо-Восточной Руси в противоборстве с Золотой Ордой и Казанским ханством. Крепость, построенная на дальних подступах к Костроме (великокняжеской вотчине) усиливала оборону Руси от татарских набегов, а затем сама стала опорным пунктом для ответных наступательных действий. На выставке представлены археологические редкости, найденные при раскопках на территории крепости, в том числе клад монет Ивана Грозного, предметы вооружения и воинского снаряжения, а также артефакты, рассказывающие о быте и духовной жизни плесян в XV-XVI веках. Детям будет интересно взглянуть на макет фрагмента плесской крепости, изготовленной ведущим дизайнером Инженерно-коммерческого центра «Раритет» (Санкт-Петербург) Татьяной Елатомцевой. На макете можно рассмотреть даже защитников плесской крепости. Незнакомый нам Левитан Как бы ни относились к этому работники музейной сферы, для большинства россиян (да и иностранных туристов тоже) Плес ассоциируется, прежде всего, с именем Исаака Левитана, который жил здесь в качестве дачника и создал за три плесских лета более 200 работ, включая 23 живописных полотна, рисунки, эскизы, наброски. Наиболее известные из написанных в Плесе пейзажей – «Тихая обитель», «Над Вечным покоем», «Вечер. Золотой Плес». В Дом-музей Левитана народная тропа не зарастает с самого открытия в 1972 году. В этом доме, некогда принадлежавшем купцу Солодовникову, в 1888-1889 годах жил не только сам Левитан, но и сего друзья Алексей Степанов и Софья Кувшинникова. Обычно работы Степанова и Кувшинниковой также экспонируются в музее. Но сейчас они на время убраны в запасник, а в двух освободившихся залах разместилась выставка, посвященная 150-летию Исаака Левитана, на которой представлены его работы из фондов музеев Центральной России. Среди партнеров проекта - Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей, Рязанский, Ярославский и Ивановский художественные музеи. Создание такой экспозиции потребовало серьезной организационной работы, необходимо было оформить документы, обеспечить охрану. Зато теперь зрители могут полюбоваться работами, которые Исаак Левитан написал в последние годы своей жизни. Это пейзажи, написанные им под Москвой, в Крыму, в Финляндии и так далее. Как рассказывает директор дома-музея Ольга Наседкина, для этих работ свойственна широкая и свободная манера письма, раскованность, обобщенная форма предметов. «В это время художник утверждал, что не стоит выписывать каждую деталь на переднем плане. Наоборот, он считал, что передний план работы может быть смазанным, размытым, главное – это передать настроение», - говорит Ольга Наседкина. Манера Левитана в этих работах и узнаваема, и необычна. Специалисты находят много общего в сюжетах, в колористических решениях. Впрочем, по мнению многих искусствоведов, краски на работах Левитана поблекли от времени, и нам уже сложно представить себе, какими самоцветами горели они для современников. Кстати, сам Левитан, по свидетельству одного из художников, приехавших вслед за ним в Плес, говорил, что очень страдает оттого, что «чувствует присутствие Бога во всем, но бессилен передать это на холсте». К 150-летию художника проведена реконструкция музея, по-новому оформлена документальная экспозиция, посвященная жизни Левитана в Плесе. На плазменном экране демонстрируется фильм о художнике, на раскрытом этюднике экспонируются личные вещи живописца – палитра, мастихин, линейка. Кроме того, к юбилею работники музея оформили список дарителей, которые на протяжении многих лет пополняли коллекцию. Список открывают имена Феликса Вишневского и Адели Бирчанской-Лурье, которые при создании музея передали ему картины и личные вещи художника. Среди других дарителей - дочь и внук друга Левитана Алексея Степанова - Елена Нечаева и Валентин Моргунов. А в последний год, как рассказала Ольга Наседкина, у музея появилась целая плеяда дарителей. Благодаря участию этих людей удалось оформить тридцать работ из коллекции русской живописи, обновить комнату Софьи Кувшинниковой. «Льняное дело Третьяковых» И, наконец, в «Мучных рядах» открыта выставка «Льняное дело Третьяковых», на которой представлены изделия одного из ведущих предприятий льняной промышленности России – Большой Костромской мануфактуры. Мануфактура ведет свою историю с момента ее основания в 1866 году московскими купцами Третьяковыми и костромскими купцами Кашиным и Коншиным. Товарищество льноперерабатывающих производств уже к концу XIX века стало крупнейшим в Европе и получило статус поставщика Российского императорского двора. Интересно, что именно средства, заработанные на льняном производстве, позволили Третьяковым создать свою знаменитую художественную галерею. На выставке в «Мучных рядах» представлены лучшие образцы продукции Большой Костромской мануфактуры (БКЛ), изготовленные в разные годы. Кстати, как рассказал генеральный директор БКЛ Виталий Маутин, на самом предприятии сейчас также создан музей, который вызывает немалый интерес публики. «Частник» обязательно расскажет об этом опыте.
21 Июля 2010, 09:56 +83

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...