Невеликий почин

Машин в Иванове становится все больше, и все они периодически нуждаются в ремонте. Плохое качество дорог, большое число ДТП – все говорит о том, что работы для станций техобслуживания (СТО) более чем достаточно. И предложение реагирует на увеличение спроса.

По оценке специалистов ивановской мэрии, в городе действуют около 30 легальных предприятий, специализирующихся на автосервисе. По масштабам их можно условно разделить на крупные сервис-центры, обычно организованные при дилерских центрах («РИАТ», «Радар»), и средние СТО - как правило, занимающиеся только ремонтом, часто соседствующие с организациями, продающими автомобили, и с магазинами по продаже запчастей («СпецАвто», «МостАвто», «АвтоГрад Сервис», «Автосервис на 13-й Березниковской» и др.). Число мелких игроков - частных лиц, нигде не зарегистрированных, ремонтирующих авто в гаражах - никто не считал. Как говорят в мэрии, потому что никто этим заниматься не обязан.

Предыстория и развитие

Как цивилизованный, самостоятельный бизнес автосервис появился в Иванове в середине 1990-х годов. До тех пор автолюбители могли получить профессиональные услуги по ремонту машин только в мастерских при ПАТП и заводах, связанных с производством автомобилей. На их базе и были открыты первые местные, достаточно крупные, легальные станции техобслуживания (например, на базе «РИАТ»).

Одновременно, по словам управляющего ООО «Спецавто» Сергея Карасева, в городе появились филиалы иногородних частных фирм. По его наблюдениям, «тогда не было никакой конкуренции»: места на рынке было много, профессионалов – мало.

Расцвет частных СТО приходится на конец 1990-х, когда распространенной практикой стало получение с виновника ДТП денег на восстановление авто.

Их развитию способствовало и ослабление контроля со стороны государства. В середине 1990-х лицензирование этого вида деятельности было заменено на сертификацию, в 2002 г. количество работ, подлежащих ей, сократилось, а 10 февраля 2004 года сертификацию и вовсе отменили.

Под солнцем и «в тени»

Такое неконтролируемое развитие рынка привело к тому, что его наводнили т.н. «гаражники». Оценить доли легального и теневого сектора никто не берется, специалисты говорят «на глаз» – где-то пятьдесят на пятьдесят. Т.е. своей многочисленностью мелкие частники компенсируют масштабы работ зарегистрированных фирм.

Среди «неудобств», которые испытывают клиенты «нелегалов», можно назвать сезонность таких мастерских (открыли в гараже осенью «шиномонтаж», зимой – закрыли), а также связи с криминальными группировками (некоторые «ремонтники» реализуют детали, демонтированные с угнанных машин) и т.д. Среди «выгод» - более низкие цены (впрочем, соответствующие качеству) и территориальную близость (шансы найти неподалеку от места жительства «какую-нибудь» мастерскую сейчас предельно высоки).

Из-за большого числа «гаражников» на рынке крупные легальные фирмы стали улучшать качество работ (в том числе давать гарантию на все предоставляемые услуги), предлагать более низкие цены и скидки постоянным клиентам (с которыми им выгоднее работать).

Директор «АвтоГрад Сервис» Андрей Кузнецов серьезной угрозы со стороны всевозможных «гаражников» не видит: «Да, летом их существование мешает, но на зиму им приходится приостанавливать свою деятельность, так как ни оборудование, ни помещения работать при холоде им не позволяют», - уверен он.

По словам директора АТЦ «РИАТ» Сергея Асташкова, его компания тоже не боится конкуренции со стороны мелких фирм: «Наша клиентура чересчур отличается от «гаражной». Если человек хочет сделать «дешево и сердито», то он никогда не поедет к нам, и наоборот: если он хочет качества и надежности, то не обратится к ним».

Чтобы вывести мелких частников из тени, бизнесмены и чиновники предлагают вернуть регулирование на авторемонтном рынке (как до 2002 года).

Куда все катится

Сейчас на рынке представлены как фирмы, предлагающие услуги широкого профиля, зачастую не требующие серьезной технической оснащенности (шиномонтаж, замена масла и т.п.), так и организации, глубже специализирующиеся на каких-то конкретных работах (регулировка развала–схождения, кузовной ремонт и проч.).

Примечательно, что у участников рынка нет единого мнения по его текущему состоянию: кто-то говорит о достаточном развитии рынка (повышенный спрос в полной мере удовлетворяется многочисленными предложениями), кто-то, напротив, характеризует его как слаборазвитый. Так, А. Кузнецов полагает, что в Иванове вообще нет собственно «автосервисов» - сочетающих большие территории, качественное оборудование и действительно квалифицированных сотрудников.

С. Асташков утверждает, что развитие местного авторемонтного бизнеса соответствует увеличению автопарка в городе, а количество машин в Иванове на определенное число жителей, по его мнению, выше, чем в среднем по России. Значит, и этот бизнес развит у нас лучше, чем в других городах.

По-разному оценивают руководители компаний и перспективы рынка. Одни уверены, что конкуренция обострится уже в ближайшее время и гарантией выживания и успеха станет современное оборудование, профессионализм сотрудников, предоставление наиболее востребованных услуг и гарантия их качества. Другие считают, что до полного насыщения рынка еще далеко, приблизительно три года. Несмотря на это, планка вхождения в легальный авторемонтный бизнес уже сегодня весьма высока.

По оценке Сергея Карасева, для открытия автосервиса среднего размера нужно как минимум 50 тыс. долларов. Причем эта сумма вложений предусматривает покупку преимущественно отечественного оборудования и только самого необходимого. Однако без импортной техники (которая стоит в 5 раз дороже отечественной) не обойтись – еще не все необходимое оборудование производят в России.

По оценке С. Карасева, вложения в оборудование окупаются примерно через год. Иные сроки приводит С. Асташков: «Наш бизнес - тягучий, неспокойный и, если сравнивать с другими видами (например, торговлей) - можно сказать, неприбыльный. Если хочешь заниматься авторемонтом всерьез, необходимы большие капиталовложения, которые окупятся лишь года через три».

При этом большинство бизнесменов признают, что автосервис требует постоянных инвестиций в дальнейшее оснащение. «Необходимо постоянно развиваться, расширяя бизнес, осваивая новые технологии. Это отодвигает сроки окупаемости еще на неопределенное время», - считает директор АТЦ «РИАТ».

Другой важный момент для успешного вхождения на рынок – вовремя и правильно найти свою нишу. Одним из способов укрепления положения на рынке С. Асташков называет «обслуживание лишь определенных марок машин, причем своевременно и качественно»: «Автомобили сегодня настолько разные, что все обслуживать одинаково качественно просто невозможно. Специализируясь на конкретных марках машин, за счет сотрудничества с официальными производителями, мы оттачиваем свои услуги, чтобы у клиента не оставалось сомнений – то, что сделано нами, долговечно. На это требуется много сил и вложений, зато финансовые результаты, в конце концов, должны превзойти все ожидания».

Как начать

Если вы собираетесь заняться ремонтом и обслуживанием автомобилей, хотите открыть собственный автосервис, то вам нужно совершить следующие действия:

- получить свидетельство о регистрации юридического лица или ПБОЮЛ в налоговой инспекции;

- приобрести необходимую документацию (правила оказания услуг или выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и закон о защите прав потребителей);

- приобрести квитанции, относящиеся к бланкам строгой отчетности, которые используют при заключении договора на выполненные услуги.

В соответствии с этими документами вы сможете правильно оформить свою вывеску, информационный стенд и т.п. Для получения более полной информации по начальной документации вы можете обратиться в отдел потребительского рынка администрации г. Иванова (тел.: 41-25-60).

Станислав Депутатов

23 Ноября 2004, 12:59 +76

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...