Незнание закона освобождает… кошелек

Мы смирились с тем, что разобраться в мутном море наших законов невозможно. Но есть сфера, где надо ориентироваться каждому. Иначе риск остаться в дураках многократно возрастает. Речь идет о правах потребителей. Но и это законодательство досконально знакомо лишь специалистам. Например, ведущему специалисту отдела потребительского рынка ивановской мэрии Александру Коновалову. Сегодня он помогает разобраться в некоторых тонкостях применения на практике закона о защите прав потребителя.

До и после гарантии

При покупке сотового телефона покупателю дали гарантию 6 месяцев, а в паспорте обозначен другой срок – 1 год. Кто прав? Разъяснение такое: продавец должен руководствоваться гарантией, которую дает завод. Срок, установленный в магазине, не может быть меньше, чем определенный изготовителем.

Большинство покупателей считает, что срок называется гарантийным потому, что по его окончании никому никаких претензий предъявлять нельзя. Это не совсем так. После истечения срока гарантии за покупателем остается право возмещения стоимости любого некачественного товара. Но только после проведения экспертизы, которая подтвердит заводской брак. Если результат окажется не в пользу покупателя, то ему придется остаться «при своих» и еще возместить затраты на экспертизу.

Это не сервис

В последнее время есть жалобы на сервисные центры. Некоторые из них пытаются взять деньги с потребителя за диагностику находящейся на гарантии сложной бытовой техники, видео-аудиоаппаратуры. Это неправомерно. В этом случае можно написать заявление в администрацию магазина, где вы произвели покупку с описанием дефекта – пусть ваша проблема станет их собственной. Ведь, как правило, магазины заключают с сервисными центрами договоры на гарантийное обслуживание приобретенного у них товара. Вы можете потребовать, чтобы предприятие торговли само обратилось к ремонтникам. Но учтите: если дефект все-таки отсутствует или в поломке виноваты вы сами, вам же придется платить за диагностику. А если вы уверены в собственной правоте, обращайтесь в суд – он назначит свою экспертизу.

Если же вы купили вещь вообще без гарантии, по закону считается, что в мастерскую можно обращаться в течение двух лет с момента покупки. Но только после того, как экспертиза установит наличие заводского брака.

Надо иметь в виду, что сервисные центры тоже должны устанавливать гарантию на свои услуги. Если в течение этого времени обнаружился тот же дефект, ремонт обязаны произвести бесплатно. Но если поломка уже в другом месте, за работу придется платить.

Не мы для магазина, а магазин для нас

Не раз Коновалов сталкивался с ситуацией, когда торговые предприятия начинают диктовать покупателю свои требования, заведомо не имея на это права. Один из недавних случаев: женщина купила золотую цепочку, которая дома разлетелась на звенья. В магазине категорически отказали вернуть деньги. Заявив, что могут только произвести замену. Тут правило следующее: при продаже некачественной продукции закон всегда на стороне покупателя. Поэтому.потребитель сам формулирует требования. Он может настаивать на любом из устраивающих вариантов: расторжение договора купли-продажи, замена, ремонт.

Когда брак ни при чем

Конфликтные ситуации нередко возникают при покупке запчастей к автомобилям. Так, в магазине покупателю отказались заменить стойки, которые не подошли к его машине. Между тем, существует законодательно утвержденный перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или замене. Автомобильные стойки и другие запчасти в него не входят. Но при одном условии: если они не были установлены на машину. Если в магазине больше нет нужной запчасти, покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи и получить деньги назад.

Компьютерные заморочки

Женщина заказала компьютер. Его собрали из комплектующих и доставили домой. Но компьютер не работал. Оказалось, забыли поставить материнскую плату, стоимость которой не была включена в цену покупки. Плату покупательнице привезли, но потребовали за нее заплатить еще 1400 рублей. Коновалов считает – необоснованно. Ведь женщина договаривалась о приобретении полноценного компьютера. Ей заранее посчитали стоимость комплектующих, с суммой она согласилась. Подписала договор на приобретение готового изделия. Поэтому за свою оплошность магазин должен расплачиваться сам.

Л. К.

21 Сентября 2004, 12:04 +49

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...