Новые люди - новые песни?

На прошлой неделе в областной администрации состоялось новое назначение: вместо Валерия Рябинина начальником управления потребительского рынка, цен и тарифов, входящего в структуру Главного управления экономического развития и торговли, был назначен Вадим Сидорин. Примечательны два момента, связанные в этим назначением. Первый - то, что Валерию Рябинину искали замену давно, значит, его работа (или ее результат) не устраивали областное руководство. Второй - то, что новым начальником стал довольно крупный и успешный бизнесмен.

Что стоит за этим назначением, мы попытались выяснить, взяв комментарии практически у всех заинтересованных лиц. За одним исключением: сам Вадим Сидорин отложил разговор на "после праздников". Так что, как он видит свою новую чиновничью работу, мы узнаем немного позже. Сейчас речь о том, как видят ее и что хотят от него другие, а именно - непосредственные начальники.

Вице-губернатор Ивановской области Александр Канаев: "Мы переосмыслили свою роль в регулировании экономических процессов"

На вопрос о причинах отставки начальника управления потребительского рынка и услуг Валерия Рябинина Александр Канаев ответил вопросом:

- А почему вы спрашиваете об этом меня? Он сам написал заявление об уходе и, думаю, лучше расскажет о мотивах своего поступка. Видимо, это было связано с состоянием здоровья.

- Насколько я понимаю, смена руководства управления торговли будет сопровождаться изменением политики администрации в отношении ивановского бизнеса.

- Мы действительно переосмыслили свою роль в регулировании экономических процессов в области. Я считаю, что в первую очередь надо заниматься анализом ситуации и прогнозом развития той или иной отрасли. Если говорить об управлении потребительского рынка, то в первую очередь его специалисты должны изучать тенденции этого рынка и ожидания населения. Допустим, выявить, что у нас избыток торговых площадей и, может быть, не хватает салонов красоты и химчисток. И те, кто сейчас откроет новый салон красоты или химчистку, будет получать неплохую прибыль. Администрация может и должна выпускать подобные прогнозы, чтобы бизнесмены могли на них ориентироваться и знать, в какое направление стоит вкладывать деньги. Вот, например, в США брокеры на биржах с огромным нетерпением ждут ежегодного доклада американского Министерства сельского хозяйства по объемам урожая тех или иных культур, посевным площадям. Именно на основании этого прогноза совершаются биржевые спекуляции.

- Но насколько бизнесмены готовы прислушиваться к подобным рекомендациям администрации?

- В этом отношении мне нравится сегодняшние подходы ивановских текстильщиков. Раньше они несколько раз, мягко скажем, ошибались, строя собственную политику. В итоге теряли деньги. Теперь они выражают готовность играть по неким правилам. В частности, я надеюсь, они будут использовать подготовленные нами прогнозы по развитию рынка текстиля при определении собственной производственной политики. Рано или поздно к такому же пониманию придет весь бизнес.

К тому же мы будет подкреплять свои прогнозы соответствующими экономическими мерами. Например, если открывается производство товара, который ранее в нашем регионе не производился, мы можем закрепить в нормативной базе региона механизмы, позволяющие на несколько лет освободить эту отрасль от уплаты налогов в региональный бюджет. Мы готовы представлять налоговые льготы и другие преференции предприятиям сферы услуг, если они развивают именно тот сектор, который представлен на ивановском рынке недостаточно. Возможно, те же химчистки. И наоборот, предприниматели, которые попытаются создавать предприятия, развитие которых нежелательно или не вписывается в наш прогноз, не смогут рассчитывать на нашу поддержку. Таким образом, мы сможем серьезно влиять на рынок.

- Но не кажется ли Вам, что рынок сам за счет механизма конкуренции сможет прийти к тому, какое количество торговых площадей или салонов красоты требуется в области?

- Конкуренция бывает добросовестная, а бывает, что предприятия, когда их слишком много, не могут нормально функционировать, поскольку вынуждены постоянно снижать издержки или цены, а это невозможно делать бесконечно. Магазины начинают торговать контрафактной продукцией, демпинговать. Мы это уже проходили с текстильщиками, которые поедали сами себя. И если будет кто-то, кто сможет ориентировать бизнес, выявлять тенденции, мне кажется, перенасыщения рынка можно будет избежать. И это одна из задач исполнительной власти региона. Наши действия не ограничивают конкуренцию - они, повторюсь, ориентируют предпринимателей в какие сферы бизнеса наиболее выгодно вкладывать деньги. К тому же мы рассчитываем, что бизнесмены сами будут участвовать в формировании таких докладов, например, собственными маркетинговыми исследованиями.

- Кроме составления прогнозов, какие еще задачи будут поставлены перед новым руководителе управления потребительского рынка?

- На расширенном заседании администрации по состоянию правопорядка в области эти задачи были озвучены. Это борьба с несанкционированными рынками и нелегальным ларечным бизнесом. В областном центре около тысячи ларьков, а зарегистрировано - менее трети из них. Плюс огромная масса несанкционированных рынков. Оборот этого нелегального бизнеса - примерно 3 млрд рублей в год. В ларьках и на рынках в антисанитарных условиях торгуют левой водкой, некачественным товаром. Этот бизнес хорошо организован, идет скупка не сертифицированной продукции, продукции с просроченными сроками хранения, которая потом реализуется именно чрез рынки и ларьки. Администрация города Иванова реально не делает ничего, чтобы эти ларьки и рынки закрыть. Мы направляли в городскую думу проект постановления по упорядочению этого бизнеса, но документ так и не был вынесен на пленарное заседание. Вскоре мы соберем большое совещание, куда пригласим всех заинтересованных и ответственных лиц, которые смогут изменить ситуацию в положительную сторону. Ведь в других регионах давно с ларьками разобрались, а у нас они прекрасно поживают. Над первоначальным вариантом законодательных мер будет работать управление потребительского рынка.

- Почему на должность начальника управления потребительского рынка был назначен именно Вадим Сидорин?

- Несомненно, сыграло роль то, что он сам долгое время работал в этом бизнесе, знает все процессы изнутри и понимает все трудности и проблемы, с которыми сталкивается предприниматель, работающий на предпринимательском рынке. Я уверен, он сможет принимать взвешенные и эффективные решения.

Начальник ГУЭРиТ Владимир Соков: "Наша цель - улучшить обслуживание, увеличить собираемость налогов и защитить покупателей"

Что касается конкретных задач, стоящих перед управлением потребительского рынка и перед его новым руководителем, то начальник ГУЭРиТ Владимир Соков видит их так:

- Первая - разработать и ввести специальные защитные меры для алкогольной продукции. Каждая партия, поступающая на акцизный склад, должна проверяться, чтобы получить разрешение на использование региональной акцизной марки и ее штрих-кодирование. Вторая - навести порядок в торговле. Цель - улучшить обслуживание, увеличить собираемость налогов, защитить покупателей. Например, проблемных с этих точек зрения киосков в областном центре быть не должно.

Экс-чиновник Валерий Рябинин: "На мой взгляд, Канаев просто переоценивает возможности административного ресурса"

Напомним, что в интервью Частник.Ru Владимир Соков обозначил принципиальный момент - что открытого конфликта у него, как у непосредственного начальника, с Валерием Рябининым не было.

Валерий Рябинин в телефонном разговоре подтвердил, что его уход был добровольным, но о его причинах распространяться не стал:

- Скажем так: я ушел потому, что не смог реализовать свои творческие планы. То есть, у меня были свои представления о том, как развивать потребительский рынок, а пришлось выполнять совершенно иные задачи.

- Значит ли это, что возможности влияния на рынок управления ограничены?

- Да. Это ни в коем случае не прямое регулирование: административными методами можно лишь установить определенные правила игры, которые способствовали бы развитию рынка - только тогда они будут приняты его участниками.

- В таком случае как расценить намерения вице-губернатора Александра Канаева стимулировать открытие новых предприятий в той сфере услуг, которых нам (по мнению администрации) не хватает, и ограничивать выход на рынок тех, которых (опять же, по мнению чиновников) на сегодняшний день в избытке?

- На мой взгляд, он просто переоценивает возможности административного ресурса - в рамках действующего федерального законодательства так влиять на рынок невозможно.

- Ваше мнение о Вадиме Сидорине, который занял ваш пост.

- Это молодой, энергичный бизнесмен с хорошим творческим потенциалом. Думаю, ему многое удастся сделать для потребительского рынка - если его взгляды совпадут с позицией администрации.

- Есть ли у вас варианты трудоустройства?

- Есть, но я пока в поиске.

Александр Фомин (ИОНППП "Центр"): "Несомненный плюс прихода Сидорина - то, что он узнаваем и признаваем в бизнес-сообществе"

Есть еще одна точка зрения - со стороны бизнеса. Она интересна всегда, так как именно бизнес становится "жертвой" большинства административных нововведений. Но этот случай - особый: на кандидатуре Вадима Сидорина областные власти остановились после многочисленных консультаций с членами некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей (ИОНППП) "Центр". Это позволяет надеяться на то, что диалог бизнеса и власти наконец-то состоится.

- Власть и бизнес сегодня взаимно нуждаются в помощи. Несомненный плюс прихода Сидорина на пост начальника управления - то, что он узнаваем и признаваем в бизнес-сообществе, а значит, будет и обратная связь. Плюс Вадим Сидорин - активный член "Центра", - говорит стоявший у истоков этой организации Александр Фомин, обративший внимание Александра Канаева на молодого и амбициозного предпринимателя. - Он, как и большинство предпринимателей, заинтересован в том, чтобы торговля развивалась в цивилизованном русле. Надеюсь, теперь у него будут возможности поспособствовать этому.

- То есть, вы верите, что управление потребительского рынка может реально на этот рынок влиять?

- Возможностей влиять на рынок немного, но они есть. Все зависит от того, насколько эффективно их будут использовать.

- Нет ли опасений, что бизнесмен-практик может "не прижиться" среди чиновников?

- Есть, но говорить о них сейчас не хотелось бы. Поживем - увидим.

- Не означает ли это, что в лице Сидорина "Центр" будет иметь лобби в областной администрации?

- Когда рынком занимается тот, кто знает его механизмы изнутри, - это не лобби, это близость по духу. Значит, возрастает возможность принятия адекватных решений. Немаловажно и то, что Вадим - состоявшийся бизнесмен, эффективный менеджер, что его кормит и будет кормить не кресло чиновника.

- А как же закон о госслужбе, который не запрещает совмещать бизнес и административную работу?

- Думаю, внешние приличия будут соблюдены.

- Почему именно Сидорин - чем вы руководствовались, когда предлагали в администрации его кандидатуру?

- Было несколько моментов в нашем общении, когда я понял, что ему мало быть успешным в бизнесе - хочется чего-то большего, есть ощущение какой-то "недовостребованности". В нужный момент эта информация вплыла...

Что касается инициативы областной администрации, озвученной г-ном Канаевым, регулировать рынок в зависимости от потребностей, предприниматели относятся к ней скептически. Во-первых, рынок сам регулирует количество предприятий конкретной отрасли и директивные методы здесь не сработают. Во-вторых, бизнесмены очень надеются на то, что "сработать" им не дадут прокуратура, антимонопольное управление и т.п., а также то, что Иваново как муниципальное образование весьма независимо от воли областных властей.

Все это вызывает определенного рода сомнения: а существует ли реальная возможность влиять на потребительский рынок области? Не станет ли г-н Сидорин - при всех его благих намерениях - либо "свадебным генералом" со звучной должностью, либо заложником "наполеновских" планов администрации?

Думается, что новый начальник управления потребительского рынка, цен и тарифов ответит на эти вопросы своими действиями, тем более, что времени у него не так уж и много - испытательный срок истекает меньше чем через три месяца...

Елена НОВГОРОДОВА, Оксана БОЛЕЦКАЯ

28 Апреля 2003, 18:17 +71

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...