Новые правила - новый порядок сборов за использование рекламных площадей

В недрах администрации города Иванова зреют новые “Правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации”. По характеристике принимавшего участие в их разработке Александра Батова, это “правильные” правила, которые учитывают изменившиеся условия работы на рекламном рынке. Условия действительно изменились: рекламный рынок, “подкошенный” кризисом 1998 года, наконец, оправился и развивается. Особенно бурно у нас в Иванове – сфера наружной рекламы. Ее-то и коснутся основные нововведения.

Сами правила списаны с московских, также учтен опыт Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов, представленных ассоциацией муниципальных образований по делам наружной рекламы. По словам Евгения Лепанова, редактировавшего “их” правила в соответствии с “нашей” действительностью, в качестве примеров были взяты, в основном, Москва и Ярославль потому, что там рынок наружной рекламы уже прошел те стадии, которые мы только будем проходить и важно не выпустить процесс из-под контроля. Что касается собственно правил, регулирующих процессы получения разрешений, установки и эксплуатации рекламных носителей, - возможно, это и так. Но “Приложение 1 к “Правилам размещения средств наружной рекламы и информации в г.Иваново” предусматривает новый порядок сборов за использование рекламных площадей.

Под “рекламными площадями” подразумеваются как щиты и фасады, так и вывески, кронштейны, указатели, штендеры, а также различные флаги и палатки с элементами рекламы (плюс предполагается взимать плату за право проведения рекламных акций). Предприниматели – и рекламодатели, и рекламораспространители – забеспокоились: получается, новые сборы ударят по всем и могут сделать наружную рекламу невыгодной (для одних) и неконкурентоспособной (для других), ведь реклама на радио, телевидении и в газете дополнительными “поборами” не облагается. А тут вводится базовая ставка и система коэффициентов, по которым рассчитывается конкретная сумма платежей. Коэффициенты учитывают “площадь информационного поля средства наружной рекламы”, “период размещения”, “территориальную привязку”, “условия обзора”, “внедрение более сложных современных технологий” и “особенности размещения”. Коэффициенты понижающие, так что базовая ставка во всех смыслах становится основой расчетов. А она еще официально не определена. “Ставки нет – волноваться нечего”, - так отреагировал заместитель главы города Игорь Гальченко на мой интерес к этой теме: мол, рекламщики волнуются, разъясните.

В пятницу, 25 октября, новые правила не были согласованы только с “начфином” городской администрации Игорем Старкиным. Как он, человек-калькулятор по должности, вообще будет что-то решать, не зная базовой для расчетов ставки и следовательно, предполагаемой суммы сборов? Следующий этап – принятие правил городской думой. Там, по словам Евгения Аркадьевича, базовая ставка тоже обсуждаться не будет – депутаты должны дать принципиальное согласие поменять правила и признать целесообразность создания нового управления по делам наружной рекламы, информации и оформлению города, которое предположительно возглавит Лепанов. Таким образом, ставка, оказывается, - «рабочий момент» и приниматься-утверждаться мэром будет позднее.

Все это тем более удивительно, что по городу “ходят” совершенно конкретные цифры: мол, с “несчастных” двухсот ивановских щитов планируется собирать около двух миллионов рублей в год (для сравнения: в этом году в Ярославле с пятисот щитов рассчитывают получить 4 миллиона). Кто-то высчитал: право использовать рекламные площади стандартного щита 3 на 6 метров в Иванове обойдется владельцу почти в тысячу долларов в год. С учетом цен сегодняшних это почти четырехкратное повышение. Заговорили о возможности искусственного, рынком не обусловленного завышения цен – либо непрофессиональном, либо умышленном. Появились пессимистические прогнозы о гибели рынка наружной рекламы в Иванове.

Думается, на самом деле все будет не так плохо, как опасаются рекламодатели и рекламораспространители, но и не так хорошо, как обещают чиновники. “Мы не заинтересованы в том, чтобы загубить рекламный бизнес. Чем же тогда управлять? Мы хотим создать такие условия, чтобы и бизнес развивался, и контроль за ним был”, - говорит Евгений Лепанов. Контроль, как и распоряжение собранными по новым ставкам средствами, станет основным видом деятельности будущего управления: нынешний МУП “Реклама-сервис”, выполняющий эти функции, занимается “не своим” делом. По утверждению чиновников, в частности, Александра Батова, новая структура будет полностью прозрачна по части поступления и расходования средств – все в городской бюджет. Не станем акцентировать внимание на том, что ни одна чиновничья организация никогда не была и не будет “полностью прозрачна”. Интереснее то, на что пойдут “сборы за использование рекламных площадей”, сделанные по “новому порядку”, - на те же рекламные цели: оформление города к празднику, рекламу городских мероприятий, социальную рекламу.

Социальная реклама делается (а также монтируется, размещается, обслуживается) и сейчас – в основном, за счет фирм-рекламораспростанителей. По совместным расчетам городской администрации с одной из фирм, эти расходы составляют до 17,2% от оборота (по федеральному законодательству обязательства подобных фирм определены в размере 5%). Новый порядок избавляет рекламораспространителя от подобной благотворительности, плюс от платы за аренду земли. Отмена этих платежей, по словам господина Лепанова, должна оставить отчисления на прежнем уровне – поэтому Евгений Аркадьевич даже отказывается говорить о повышении расценок на размещение наружной рекламы (по другим расчетам, сборы увеличатся до 30% от оборота рекламной фирмы – это не считая всех налогов, платы за различные соглашения и проведение технических экспертиз).

В общем, дело ясное, что дело темное. Освобождение от платы за аренду земли – тоже из категории «принудительного счастья». Не в плане финансовой выгоды, а в смысле обеспечения чувства уверенности в завтрашнем дне. Ведь если земля у тебя в аренде, то и рекламный щит в большей “безопасности”. Это чувствуют рекламщики, с этим соглашаются и чиновники, ведь «сегодняшний» договор аренды более надежно защищает интересы владельца рекламного щита, чем «завтрашнее» разрешение на установку рекламного средства сроком на один год, продлеваемое по итогам конкурса.

Вызывает недоумение принцип деления Иванова на категории, в зависимости от чего рассчитывается плата за размещение средства наружной рекламы. Скажем только, что почти все улицы, на которых имеет смысл ставить рекламный щит, отнесены к первой категории (что подразумевает максимальное значение коэффициента). Пара-тройка найдется среди отнесенных ко второй категории. Зачем в таком случае город делить на четыре?

“Ставки должны быть такими, чтобы не отпугивать клиентов. Но они не должны быть и заниженными, чтобы отсечь недобросовестных игроков на этом рынке”, - еще одна цитата из Евгения Лепанова. Рекламное сообщество опасается как раз обратного эффекта от нововведения: повышения расценок, оттока клиентов, снижения оборотов рекламного бизнеса, а следовательно, уменьшения поступлений в бюджет. Чьи прогнозы сбудутся?

Вопросов вообще много. Нет ответов – за отсутствием утвержденных правил и базовой ставки. Пока - за отсутствием. Когда все будет утверждено, боюсь, задавать вопросы будет поздно.

P.S.: Наверное, неправильным будет не привлечь к обсуждению этой темы директора МУП «Реклама-Сервис» Александра Мутовкина: он тоже принимал участие в разработке нового варианта правил, он возглавляет организацию, которая «здесь и сейчас» оформляет документы и осуществляет контроль за наружной рекламой в городе и функции которой в связи с нововведениями должны принципиально измениться.

- Неправда, что с рекламщиками не обсуждали новые правила, - говорит он. – Полгода назад мы собирались вместе с представителями «А-Грифа», «Проекта-2000» и «Иваново-Рекламы» и просили дать предложения. Предложений не последовало. Но то, что есть сейчас – надо менять: по нынешним правилам, датированным 1997-м годом, от деятельности рекламораспространителей в бюджет попадают копейки, понятие «рекламного места» вообще нет. Например, за размещение на стенах зданий, находящихся в муниципальной собственности, плата взимается (это 10 минимальных зарплат за кв. метр в год), а если здание не муниципальное – нет, фирма платит только за оформление документов. По новым правилам: занял рекламное место – заплати в бюджет. К тому же я считаю их более демократичными: платить должны все. На сегодня у «Иваново-Рекламы», например, заключен трехсторонний договор с МПЖХ и «Реклама-Сервисом». Мы оформляем документы, «Иваново-Реклама» перечисляет деньги за размещение не в бюджет, а МПЖХ, и в меньшем размере. Новые правила такие «лазейки» исключат. Тот же представитель «Иваново-Рекламы» - крупнейшего в городе рекламораспространителя – попытался, было, на обсуждении внести понижающие коэффициенты в зависимости от количества щитов. Не получилось.

- А что станет с МУП «Реклама-Сервис» после создания управления по делам наружной рекламы, информации и оформлению города в структуре администрации г. Иванова?

- Сегодня «Реклама-Сервис» занимается оформлением документов и контролирует соблюдение правил существующих. Но как контролирует: МУП, по закону, не вправе применять к нарушителям административные меры, и мы направляем информацию в земельную инспекцию, управление архитектуры, управление по антимонопольной политике. По старому административному кодексу действовала административная комиссия – теперь ее нет. Новое управление будет правомочно само «карать» нарушителей и применять такую меру как демонтаж рекламных конструкций (раньше самой суровой мерой был штраф). Законодательное собрание должно разработать и утвердить перечень конкретных мер. Не потребуется больше и самостоятельно оформлять документы и получать все согласования: управление подготовит рекламное место и выдаст на руки «паспорт» этого места, включающий пакет всех необходимых документов. Заплати за него и используй. А МУП «Реклама-Сервис», согласно Уставу, может заниматься различной деятельностью. На сегодняшний день в городе нет ни одного муниципального рекламного средства для размещения социальной рекламы и городской информации. Будем работать в этом направлении. Есть постановление главы города по знакам дорожного ориентирования, на которых возможно размещение рекламы и информации.

- Как вы оцениваете «жизнеспособность» новых правил?

- Если они будут приняты – должны работать. Управление заставит их соблюдать.

Елена Новгородова

28 Октября 2002, 18:30 +119

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...